Крымский выбор: экономический аспект

За последние несколько дней Россия, как и Украина, прошла несколько этапов ускоренного переваривания информации по Крыму. Сначала был интерес к хронике происходящего, потом – к анализу событий. После того, как официальная пропаганда скрестилась с едкими замечаниями либеральных критиков, произошел естественный выхлоп эмоций вроде митингов в поддержку политики власти (как составляющая часть пиар-кампании). Но уже с понедельника, который в РФ был днем рабочим, пошел процесс рациональных подсчетов плюсов и минусов перехода полуострова под российский протекторат…
Позиции, которые высказываются в аналитической прессе, деловых кругах, за ланчами в крупных бизнес-центрах и в экспертной среде, можно условно разделить на две части: что получит и одновременно потеряет Россия, что приобретет и что утратит Крым. Оставив в стороне геополитические вопросы, типа поддержки русского населения, чтобы было от чего плясать в переговорах с Европой за раздел зон влияния, первым пунктом почти все называют Черноморский флот. И не как символ Севастополя – города русских моряков, а как фактор присутствия РФ на Черном море.

Совершенно очевидно, что крен Украины в сторону Евросоюза ставил точку в судьбе Черноморского флота: рано или поздно его оттуда бы выгнали. Для России это означало бы необходимость дополнительных затрат не только на перебазирование кораблей и всей военно-портовой инфраструктуры, скажем, в Новороссийск (где нет места), а на выстраивание совершенно другой системы безопасности. Как тут говорят – нового «барьера на Черном море». Никто не публиковал смету расходов на такое удовольствие, но практически все эксперты говорят о том, что дешевым оно не было бы.

«Застолбив» Крым, Россия, во-первых, имеет шансы сохранить статус кво в Севастополе. Во-вторых, начать ротацию кораблей Черноморского флота на более современные, ввести в его состав подводные лодки, а также модернизировать объекты береговой инфраструктуры. По словам военного эксперта Игоря Коротченко, ранее это невозможно было сделать, ибо Киев, согласно условиям договора о базировании ЧФ, мог давать или не давать разрешение на любые перемещения российских кораблей по акватории или военных по суше. И на каждый «пук» со стороны Москвы тут же приходил чек из Киева.

«Застолбив» Крым, Россия, во-первых, имеет шансы сохранить статус кво в Севастополе. Во-вторых, начать ротацию кораблей Черноморского флота на более современные, ввести в его состав подводные лодки, а также модернизировать объекты береговой инфраструктуры

После того, как страны «побили горшки», по умолчанию, кто кому должен, тот того и прощает. Мы в принципе не даем россиянам никаких разрешений. Они, пользуясь своим доминированием в Севастополе, просто ничего у нас не спрашивают.

Кстати, об интересе Севастополя. Один из представителей городского совета, с которым мы случайно пересеклись в Москве, сказал очень интересную вещь: Севастополь будет до последнего бороться за протекторат России, поскольку ему это крайне выгодно экономически. Россия платила больше $90 млн. за аренду базы в год, из них город получал только $30 млн. Плюс – подряды на развитие инфраструктуры (рабочие места). Плюс – более высокая российская зарплата у персонала, обеспечивающего жизнедеятельность ЧФ.

В связи с этим открою еще один маленький секрет, который национально озабоченные читатели наверняка охают с точки зрения конфликта патриотизма и «шкурного интереса». Зарплата на российском флоте в несколько раз выше, чем на украинском. И всем, кто переходит в «армию Крыма», обещали «платить по-русски». Это мощный экономический фактор для тех, кто многие годы живет и служит за вознаграждение в 3000 грн., пытаясь на эти деньги и себя достойно содержать, и семью прокормить. Потому-то настроение у многих крымских офицеров вполне пророссийское – все ждут референдума.

А вот пенсионеры пока опечалены. Что будет с их пенсиями, кто будет платить и по каким «тарифам» – непонятно. Тревогу вызывают слухи о повышении цен на полуострове и о том, что пока пенсии будут украинскими.

Если же вернуться к гражданской составляющей экономического интереса России и Крыма (тут он пересекается), то Москва получает дополнительные портовые мощности, автоматически закрывает спор о границе в Азово-Керченском бассейне, а также экономит на плате для российских кораблей за проход через Керченский пролив (это $15-20 млн.). Правда, все понимают, что эта цифра не компенсирует дополнительных расходов на содержание Крыма, который пока не обеспечивает себя сам ни экономически, ни инфраструктурно – вода, газ и электричество у него привозные.

По разным подсчетам, валовой региональный продукт (ВРП) Крыма равняется приблизительно $4 млрд. Приблизительно – потому, что больше половины экономики курортного полуострова находятся в тени, и оценить реальный объем ВРП невозможно. В Москве эту специфику прекрасно знают и понимают. Эксперты уже думают, как мягко отучить крымчан работать исключительно на карман и при этом не вызвать стихийный протест.

В качестве небольшого отступления поясню, что теневая экономика в России так же обширна, как и в Украине, но на бытовом уровне, сосредоточена (в крупных городах, как минимум) в сфере неофициальной занятости. Грубо говоря, на одно место тренера в спортзале оформлен один человек. Реально работают трое. Двое – нелегально.

В качестве небольшого отступления поясню, что теневая экономика в России так же обширна, как и в Украине, но на бытовом уровне, сосредоточена (в крупных городах, как минимум) в сфере неофициальной занятости. Грубо говоря, на одно место тренера в спортзале оформлен один человек. Реально работают трое. Двое – нелегально

Но при этом каждый платеж клиента проходит через кассу, на все выдаются чеки, за каждую услугу, например тренировку, нужно расписываться в специальной карточке потребителя. Все контролируется соответствующими службами. Такой веселухи с неучтенной наличкой и оформлением половины бизнеса в стране по «налоговой упрощенке» тут нет. И Крыму будет очень трудно к этому адаптироваться. Не случайно на первый курортный сезон россияне собираются дать полумиллиардную (в баксах) компенсацию. По сути, это плата за неудобства постепенного перехода от совсем теневой экономики к полутеневой.

Но это не основной расход российского бюджета на полуострове. Эксперты говорят о том, что сразу остро встанет проблема энергообеспечения. Крым зависим от поставок электроэнергии с материка, то есть из Украины. Почти нет сомнений, что свет ему выключат. И сейчас российский бизнес подсчитывает стоимость прокладки подводного кабеля и постройки собственных генерирующих мощностей в Крыму. Кабель оценивается в полмиллиарда долларов, а мощности в $2 млрд.

С другой стороны, у этого проекта уже появились спонсоры. Не будем забывать, что львиная доля элитной жилплощади в крымских новостройках выкуплена россиянами. Что большая часть российских сырьевых монополий имеет там «маетки». Что не все российские олигархи предпочитают Ибицу и Сардинию. Глава «ЛУКойла» Вагит Алекперов, например, отдыхает, как правило, в Крыму. На своей вилле под Ялтой или на яхте, которая стоит в Балаклаве. То же самое касается многих других нефтегазовых магнатов. И все эти небедные люди, как говорят в Москве, готовы скинуться, чтобы обеспечить нормальное поддержание своей собственности. А заодно – и полуострова.

Так что свет там будет. И с водой проблемы решатся. Когда упоминают, что в АРК только 30 процентов своей воды, а 70 процентов дает Северокрымский канал, и рассказывают, как легко Украина может отрезать полуостров от воды, буквально заминировав берега Херсонщины, российские ученые отвечают: «убить» воду с одной стороны невозможно. Если попытаться лишить Крым воды, без полива останутся и херсонские помидоры. Сомнительно, чтобы «Чумак» и другие инвесторы этому сильно возрадовались.

Наконец, самая спорная тема – газ. Вокруг нее в последние дни сосредоточилась основная масса дискуссий. Одни говорят, что газа в Крыму нет, его придется возить сжиженным в цистернах. Другие – что газа полно, и Путин не случайно положил глаз на Крым: его стратегическая цель выбить западные компании с черноморского шельфа и начать там разработку газоносных пластов. На мой субъективный взгляд, ближе всего к истине замечание одного из специалистов, работающего в системе «Нефтегаза». На мой телефонный вопрос, кто прав в дискуссии, он ответил: если «Черноморнефтегаз» будет работать на полную, а Крым сумеет экономно использовать добытый им газ, то на бытовые потребности им хватит.

По части газа есть еще один момент, который в Москве обсуждают преимущественно в бизнес-кругах. Пока он кажется несколько фантастичным, однако, если войны не будет, в скором времени может оказаться вполне реальным. По данным источника из «Газпрома», якобы уже существуют расчеты, доказывающие, что прокладка труб «Южного потока» по крымской суше удешевит проект в 5 раз. И среди топ-менеджмента «Газпрома» у этого варианта есть горячие сторонники. В частности, называют влиятельного ныне замглавы «Газпрома» Валерия Голубева.

Как бы там ни было, но 4 марта «Газпром» объявил о переносе запуска строительства «Южного потока» на конец следующего года. Многие наблюдатели связали это с падением акций газового монополиста на бирже. Но неожиданно для всех рейтинговое агентство Moody's сделало прогноз о том, что «Газпром» ускорит инвестиции в «Южный поток» и ради этого временно отложит другие проекты, например, газопровод в Китай. И связано это будет «с кризисом в Украине».

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам