Гривна, танки и «патриотические ОВГЗ»

Вчерашние торги на межбанковской валютной бирже закрылись на отметке 11,42 грн./$. Это лучший показатель за последние три дня: 31 марта доллар стоил 11,58 грн./$, а 1 апреля – 11,50 гр./$. Впервые официальный курс Нацбанка превысил 11 гривен за «бакс», и, учитывая намерение НБУ не вмешиваться в колебания доллара как минимум до мая, когда ожидается поступление первого транша кредита МВФ, значительного удешевления американской валюты не будет. Непонятно, как при этом выполнять бюджет, который «заточен» под курс 8,4 грн./$.
То, что гривна объективно должна дешеветь, не вызывает сомнения ни у кого из специалистов. Когда экономика находится в том самом месте, куда посылают друг друга матерщинники, удерживать стабильный курс национальной валюты можно лишь за счет вливаний валюты конвертируемой. У нас так делали последних два года: почти ежедневно Нацбанк вбрасывал на межбанковский валютный рынок новую порцию «долларового свежачка». Закончилось это тем, что в закромах НБУ не осталось золотовалютных резервов. А лишившаяся подпорки гривна все равно упала.

Поднимать ее новое руководство Нацбанка не собирается, потому как денег в валютных резервах не прибавилось. Премьер Украины Арсений Яценюк сам себе противоречит, заявляя, что власть не допустит обвала гривны. Однако и держать курс не собирается. Дальнейшие колебания гривны будут зависеть от того, как скоро Украина получит средства от МВФ. «Как только будет создана дополнительная "подушка" для золотовалютных резервов, сразу намного проще будет работать с обменным курсом», – пояснил Яценюк.

Его слова требуют дополнительной расшифровки. Под термином "подушка" подразумеваются средства МВФ, которые мы надеемся получить под стабилизацию гривны. Для чего цену на газ поднимают на 73%, тарифы на тепло – на 40% и проезд в метро Киева – до 5 грн. Все это идет в контексте требований Фонда, которые необходимо выполнить «утром», чтобы получить деньги «вечером». Или наоборот.

Дальнейшие колебания гривны будут зависеть от того, как скоро Украина получит средства от МВФ. «Как только будет создана дополнительная "подушка" для золотовалютных резервов, сразу намного проще будет работать с обменным курсом», – пояснил Яценюк

Отказ правительства и Нацбанка от любых финансовых и административных воздействий на курс является также выполнением еще одного ключевого условия МВФ – перехода к так называемому плавающему курсу гривны. Если прежняя власть упиралась и не выполняла это условие, то нынешняя охотно отпустила нацвалюту в свободное плавание. И она поплыла. Причем конкретно.

Символично, что рекорд этого плавания был установлен 1 апреля, когда цена наших денег на межбанке перепрыгнула отметку в 11 грн. На следующий день это было закреплено официально, курсом НБУ. Таким образом, с начала года гривна подешевела на невероятные 37,6%.

Впрочем, правительство по этому поводу не парится. Позиция Кабмина лаконична: доллар упадет, как только поступит первый транш кредита от Международного валютного фонда. После этого, если придут и остальные обещанные вливания – 850 млн. евро от Еврокомиссии, которые должны поступить до июня, доллар, по мнению чиновников, зафиксируется на отметке в 10 грн. и больше прыгать не будет.

Банкиры, с которыми разговаривал автор, столь однозначной уверенности в этом не чувствуют. «Проблема не только в курсе валюты, а и в состоянии экономики, – сказал нам представитель крупного финансового учреждения. – Курс просто отражает это состояние: доходов бюджета нет, расходы повысились (из-за подорожания газа, затрат на выборы и армию), бизнес замер, граждане боятся расходовать «заначки», а значит упал товарооборот.

В этих условиях курс гривны может стабилизироваться только при условии, если правительству удастся раскачать экономику. Но этого не просматривается. Те шаги, которые сейчас предпринимает Кабмин, сводятся к получению кредитов. Понизить курс гривны без стабилизации экономики только за счет займов можно в одном случае: если полученное финансирование Нацбанк незамедлительно «схарчует» на поддержку валюты. Другими словами – выбросит на межбанк, как делали его предшественники. Но тогда снова будет запущен порочный круг: есть валютная интервенция НБУ на межбанк – курс стабилизируется, нет – гривна дешевеет».

Правда, у правительства есть еще один козырь, психологический, он же – универсальное объяснение всех проблем: российские танки на границе. Надо сказать, что танки расположились очень удачно. И если бы я верил во вселенские заговоры, то подозревал бы, что Кремль в доле с Яценюком.

Почему падает гривна? Танки, нервозность. Почему все стоит? Танки, неопределенность. Почему цены растут? Танки. Почему вводится налог на обмен валюты? Танки. Инвестицией нет? Кто же будет вкладывать средства в страну, потенциально подверженную риску аннексии (танки!)

Судите сами. Почему падает гривна? Танки, нервозность. Почему все стоит? Танки, неопределенность. Почему цены растут? Танки. Почему вводится налог на обмен валюты? Танки. Инвестицией нет? Кто же будет вкладывать средства в страну, потенциально подверженную риску аннексии (танки!).

Танки позволяют нынешней команде власти выманить деньги у населения под гособлигации «Единая Украина», которые позиционируются в качестве ценных бумаг «для обеспечения надлежащего финансирования украинской армии и повышения ее боеготовности». Это то, что не удавалось сделать ни одному предыдущему составу Кабмина: сколько бы народу ни впаривали выгодность и надежность приобретения казенных ОВГЗ, он не велся. А тут – купил облигацию, сразу почувствовал себя патриотом. Вроде как доброе дело сделал для себя, для армии. Защитился от призрака российских танков. Хотя и ежу понятно (если он еж-финансист), что облигации такого рода не бывают целевыми, и деньги пойдут на затыкание дыр в бюджете в целом.

Но все это было бы не важно и не влияло бы на курс гривны, если бы не одно существенное обязательство. Стянуть с населения планируется не больше $10 млн. Остальные $100 млн. (на начальном этапе) и $700 млн. в общей перспективе думают получить от юридических лиц, главным образом банков.

А они и так переполнены под завязку ценными бумагами предыдущего правительства, которые в нынешней политической и экономической ситуации в некотором смысле перестали быть «ценными». Но даже по сравнению с той макулатурой нынешняя имеет еще один недостаток – низкая ставка доходности 7 % годовых. В два раза ниже инфляции, которую прогнозирует Национальный банк (12-16%) и в три раза ниже средней ставки банковских депозитов (около 20 %).

Опасность «патриотической эмиссии» в том, что с ее помощью из банков хотят выкачать почти даром остатки денег. Чем они будут отдавать депозиты населению? Тоже военными облигациями? Очевидно, что эти размышления серьезно тревожат продвинутую часть наших сограждан, а также коммерческие структуры, которые тоже держат в банках свои депозиты. Причем, учитывая деловой «ступор», эти депозиты играют роль «бронепоезда на запасном пути». Как только деловая жизнь в стране зашевелится, они должны быстро вступить в дело. Деньги, а не патриотические облигации.

Спросите, какое отношение все это имеет к курсу доллара? Самое прямое. Бизнес и граждане, просчитывая такой поворот событий, стремятся максимально обезопасить свои вложения от инфляции и превращения в «ценно-бумажную макулатуру», и потому ищут возможность конвертировать их в доллары. Стабильный спрос создает давление на межбанковский рынок. Цена доллара растет, гривны – падает. И все это не зависит от кредитов МВФ и помощи Еврокомиссии.

Тем более что, по конфиденциальной информации, первый (довыборный) транш кредита, который Фонд вроде бы как должен дать нам в апреле, составит всего $100 млн. Такой суммы хватит, чтобы сбить курс доллара на… один банковский день.

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам