«Газпром» и мы: место встречи отменить нельзя

Целый день вчера наблюдатели с нетерпением ждали: рассчитается Украина с Россией за апрельские поставки газа или нет? Вечером пришел ответ – нет. Об этом официально заявил представитель «Газпрома» Сергей Куприянов. Добавив, что раз так, то с 1 июня будут введены авансовые платежи. Тут же появилась и вторая новость: премьер-министр Арсений Яценюк сказал, что мы заплатим в течение 10 дней, если "Газпром" согласится вернуть цену $268 за тыс. куб. м. И теперь весь вопрос в том, выполнит наш сосед угрозу насчет предоплаты или ввяжется в торг?
Уже давно российская сторона предупреждала, что если апрельский платеж не состоится в срок – т. е. до конца рабочего дня 7 мая, то уже с 1 июня поставки газа в Украину будут переведены на предоплату. При этом, по словам министра энергетики РФ Александра Новака, 16 мая "Газпром" выставит предварительный счет за поставки газа в июне. До 31 мая украинская сторона получит возможность оплатить счет, и тогда "объем газа, который будет поставляться в июне по предоплате, будет равен объему, оплаченному до 31 мая".

"Это не означает, что Россия или "Газпром" ограничивают поставки газа. Применять этот термин неправильно. "Газпром" выполняет свои контрактные обязательства в соответствии с контрактом 2009 года, действие которого подтвердил Киев. При этом с 1 июня возможна ситуация, когда "Газпром" поставит газ в том объеме, который будет предварительно оплачен украинской стороной", – пояснил тогда министр.

Для абсолютного большинства обывателей сама по себе постановка вопроса – платить «до» или «после» получения газа – кажется несущественной. Типа, ну, подумаешь, заплатим авансом. Какая разница?

Оказывается, не все так просто. Как поясняют специалисты, система оплаты газа украинскими потребителями построена таким образом, что сначала платят они, затем «Нефтегаз» собирает деньги с облгазов и только потом переводит их «Газпрому», предварительно поменяв на валюту. Не случайно давно замечено, что по «валютным дням», накануне платежа, на межбанке возникает ажиотажный спрос на доллары. И у тех, кто продает валюту, есть шанс неплохо спекульнуть на потребностях газового монополиста.

Переход на предоплату газа, да еще и такой стремительный – в течение двух недель – рушит всю систему расчетов с внутренними потребителями. Сейчас одни платят вперед, другие постфактум. Бывший глава «Нефтегаза» Олег Бакулин считает, что «Нефтегаз» не сможет самостоятельно аккумулировать сумму, равную стоимости месячного потребления газа. У него просто нет ни собственных денег, ни заемных на авансовый платеж. Для этого нужно, чтобы все потребители оплачивали "Нефтегазу" 100% газа авансом. В результате он просто не сможет закупить необходимое количество газа в следующем месяце. На этом бухгалтерия заканчивается и начинается технология.

Что должна делать Россия, если Украина смогла наскрести денег только, скажем, на 15% от обычного объема месячных поставок? В теории – поставить меньше газа. На практике это достаточно сложно, поскольку газ в трубе не «гуляет». Через Украину он идет в Европу. Есть нормативы давления в трубе и прочая «ерунда». Сделать так, чтобы мы получали газа меньше, а европейцы столько же, технически возможно, но сложно. Опять-таки актуальной остается проблема несанкционированного отбора «голубого топлива».

Короче говоря, Россия как продавец заинтересована найти компромисс с Украиной как с покупателем. И это дает слабую надежду на то, что угроза насчет авансового платежа не будет реализована на практике

Короче говоря, Россия как продавец заинтересована найти компромисс с Украиной как с покупателем. И это дает слабую надежду на то, что угроза насчет авансового платежа не будет реализована на практике.

Уже сейчас по всему видно, что Россия готова торговаться, но не с Украиной, а с Европой. Но по Украине. В частности, она предлагает рассмотреть вопрос о завершении строительства и запуске «Южного потока», работы по которому находятся под угрозой из-за введения Евросоюзом Третьего энергопакета. Об этом недавно написали «Известия».

Сюда же можно отнести и заявленную готовность Москвы поговорить о возможной скидке на газ (подчеркиваю – поговорить с Европой об Украине). Правда, требование начать выплаты долга за уже поставленный газ при этом остается базовым.

Судя по тому, как оперативно МВФ выдал нам деньги, приправив их разрешением погасить газовый долг, Европа и США не против поторговаться с Россией. Точнее, продолжить этот процесс, так как встреча между Россией, Европейской комиссией (ЕК) и Украиной уже была – 2 мая в Варшаве. Переговоры тогда завершились безрезультатно. «Газпром» повысил оценку долга Украины с $2,2 млрд. (именно на эту задолженность, согласно меморандуму с МВФ, нам выделили «бюджетные» средства первого транша), до $3,5 млрд.

«Нефтегаз» этот долг не признает, и 28 апреля направил «Газпрому» так называемую предарбитражную ноту с предложением урегулировать спорные вопросы положений договора 2009 года. Как следует из официального сообщения НАКа, его претензии автоматически ставят под сомнение обоснованность размера задолженности, которая на тот момент составляла $2,2 млрд., а с 7 мая – $3,5 млрд.

Именно наличием претензии премьер Яценюк объяснил тот факт, что мы не рассчитались за апрельские поставки до 7 мая. «Российский "Газпром" получил претензию от украинской компании, в которой есть четкий перечень тех требований, которые мы считаем законными, и российский "Газпром" должен пойти нам навстречу. В том числе мы предложили нашим российским партнерам продлить контракт по цене $268 за 1000 куб. м газа, как это было в первом квартале текущего года… Если мы достигнем соглашения по истечению 30 дней (со дня получения претензии), значит мы не будем встречаться в суде в Стокгольме», – сказал он.

«Газпром» тоже не против встречи в суде, и сам готовит ответный юридический удар. Его иск может касаться попыток Украины организовать реверс газа из Европы. В частности, из Словакии.

Напомню, что мы очень долго добивались открытия «словацкого направления». Однако, в отличие от Польши и Венгрии, словаки играли в двойную игру – и «за Россию», и «против России». В конце концов, в апреле Словакия подписала соглашение с Украиной о реверсе природного газа, позволяющее нам получать газ в объеме 10 млрд. куб. м. Но, как рассказали нам специалисты, этот документ практически невозможно «обналичить» в практическом плане, ибо он предполагает старт реверса лишь в том случае, если Россия решит прекратить (!) поставки.

Но и тут нет худа без добра. Если предположить, что нам выставят требование о предоплате за июнь, мы не сможем до 31 мая внести необходимые средства, и газ к нам не поступит, то открывается возможность включать «словацкий резерв». И Россия сама себя загонит в ловушку. Все это, конечно, теория. Которая при доброй воле европейцев и американцев «проучить Россию» может в конце концов перерасти в практику.

Именно поэтому эксперты сходятся во мнении, что предоплаты не будет. Пока. А будут переговоры. Не случайно именно на 16-19 мая запланирована следующая встреча между Россией, Европейской комиссией и Украиной по цене газа и контрактным обязательствам. Как сообщают представители ЕС, она может состояться в одной из европейских стран. Точное место пока не определено.

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам