Капкан для Порошенко: ожидания выше полномочий

Еще накануне выборов остряки написали в Facebook, что тот, кто станет президентом, окажется, как в анекдоте, в хорошем месте, но в плохое время. Действительно, новоизбранный президент начинает работать в крайне тяжелой экономической ситуации. Нынешнюю разруху в Украине можно сравнить с состоянием, в котором находилась винницкая кондфабрика – первый актив, приобретенный Петром Порошенко в середине 90-х. Правда, есть два существенных отличия: фабрика не воевала, а ее собственник не был связан в управленческих маневрах узкими конституционными полномочиями. Именно возвращение к Основному закону в редакции 2004 года создает уникальную коллизию: ожидания народа на улучшение жизни не соответствуют полномочиям нового главы государства…
Консолидированное мнение экспертов, которых мы попросили коротко оценить нынешнее положение дел в экономике страны, сводится к двум словам: «хуже некуда». Который месяц подряд продолжается падение ВВП и промышленного производства. По оптимистическим оценкам международных финансовых организаций падение ВВП в этом году может составить не менее 5%. В середине мая ЕБРР обнародовал новый прогноз падения – уже 7% до конца года. Не исключено, что на практике цифра окажется еще больше.

Как отмечают независимые наблюдатели, второй месяц весны показал, что экономика Украины пребывает в свободном падении: производство промышленной продукции рухнуло на 6%, а собственная добыча природного газа упала на 3,4%.

Вопреки ожиданиям, что с приходом в страну денег МВФ курс гривны укрепится, национальная валюта почти не отреагировала на первый транш кредита в сумме $3,19 млрд. Возможно, это связано с тем, что деньги не долго «гостили» в стране, а вскоре вернулись на Запад, в форме выплат по внешним долгам иностранным кредиторам.

Реальной напастью стала повальная убыточность отечественных предприятий. Первый квартал 2014 года они закончили с результатом 128,477 млрд. грн. убытка против 1,3 млрд. грн. прибыли, полученной за аналогичный период 2013 года.

Реальной напастью стала повальная убыточность отечественных предприятий. Первый квартал 2014 года они закончили с результатом 128,477 млрд. грн. убытка против 1,3 млрд. грн. прибыли, полученной за аналогичный период 2013 года

Постарались и банки. Всеобщая эпидемия убыточности не обошла стороной их тоже. По итогам января-апреля 2014 года банковская система страны получила 4,452 млрд. грн. убытка, в то время как за аналогичный период прошлого года ее прибыль составляла 4,087 млрд. грн. Это данные Национального банка Украины. Только в апреле, констатирует НБУ, банки получили 2,459 млрд. грн. убытка.

В пользу утверждения, что банковская система находится «внутри пятой точки», говорит тот факт, что все меньше становится банков, где можно легко забрать депозит. Финучреждениям явно не хватает средств для выполнения обязательств. О кризисе свидетельствуют и ненормально высокие ставки по депозитам.

Причины всего этого – очевидны: революция, война, резкая девальвация национальной валюты, высокие темпы инфляции, бегство инвесторов из страны, проблема с «добычей валюты», так как из-за политического противостояния с Россией Украина теряет традиционные рынки сбыта экспортных отраслей. Сокращение экспорта на треть (!) бьет по предприятиям, находящимся преимущественно на востоке страны. А падение производства сопровождается ростом безработицы и снижением доходов населения, что вызывает сокращение общего потребительского спроса. Круг замкнулся.

Единственная отрасль, которая показывает пока рост, это (как мы неоднократно писали) сельское хозяйство. Но его ждет «сюрпризик» в виде отмены налоговых льгот. Еще одна потенциально важная для Украины сфера – развитие транзита грузов – приостановлена из-за блокпостов на дорогах. Вслед за сокращением грузовых перевозок потребление бензина в апреле снизилось на 6,6%.

Рост цен на ряд лекарств на 60% приводит к убыточности импорта фармацевтической продукции и перебоям с поставками из-за границы редких, дорогих, но жизненно важных лекарств. Одна из наиболее острых проблем текущего момента – это отсутствие импортного инсулина.

Но к тому, что цены будут расти постоянно, придется привыкать. Необходимость выполнения заведомо непопулярных обязательств перед МВФ заставила правительство с 1 мая повысить цены на газ для населения примерно на 80%, а в дальнейшем – тарифы на электроэнергию на 40%.

Чтобы улучшить экономику, президенту надо прекращать войну на востоке, начинать переговоры с так называемыми сепаратистами и возобновлять диалог с российским руководством. Он уже выразил такое желание. И даже получил ответ из России. Положительный.

В принципе, переговоры и миротворческая деятельность – это главное, что Петр Порошенко может сейчас сделать для улучшения хотя бы инвестиционного климата (точнее, имиджа) страны. В других экономических инициативах он ограничен

В принципе, переговоры и миротворческая деятельность – это главное, что Петр Порошенко может сейчас сделать для улучшения хотя бы инвестиционного климата (точнее, имиджа) страны. В других экономических инициативах он ограничен.

Поскольку мы вернулись к Конституции 2004 года, полномочия президента, по сути, не позволяют ему вмешиваться в вопросы экономической сферы – это компетенция премьер-министра. Но, как правильно отмечают эксперты, такие детали трудно объяснить широким массам избирателей. Люди поставили лидером страны собственника одной из крупнейших бизнес-империй в надежде, что он эффективный менеджер и улучшит ситуацию.

И в ожидании этого самого быстрого улучшения никто не будет вникать в детали, какие полномочия у президента были раньше, какие стали. Таким образом, сложилась новая, достаточно необычная ситуация: ожидания народа выше полномочий президента.

Впрочем, даже не имея сильных рычагов влияния на исполнительную власть, Порошенко будет эффективен, если сумеет опираться не только на конституционные полномочия, а еще и на свой моральный авторитет. Другими словами, будет выдвигать такие идеи в экономике, с которыми правительству придется соглашаться, ибо они находят поддержку в обществе.

Нет сомнения, что самая большая угроза и для страны, и для Порошенко – это ожидание конфликта во властной команде. По Конституции президент не может дать поручение правительству, он может лишь давать ему советы и рекомендации. Если попытки нового президента выдвигать инициативы, не относящиеся к сфере его полномочий в экономике, натолкнутся на неготовность действующего премьера пожертвовать своими амбициями ради реализации президентского плана, страну начнет «колбасить» с новой силой.

Многие эксперты сходятся во мнении, что лакмусовой бумажкой способности Порошенко и Яценюка идти на компромисс станет судьба очередного проекта Налогового кодекса. Еще не остыл пепел Майдана, и только начали греметь выстрелы на востоке, как правительство объявило, что создало рабочую группу – разрабатывать новый Налоговый кодекс. Есть у нашего государства такое хроническое заболевание: каждое правительство хочет свой собственный Налоговый кодекс (НК). И Яценюк – не исключение. И не важно, что время для налоговой революции выбрано не совсем подходящее. Что предыдущий НК принимался со многими противоречиями, «налоговыми майданами» и проч. И вообще, чем был плох старый кодекс, непонятно.

Как отмечают аналитики, если президент намерен действовать «по уму», он должен остановить попытку Кабмина пересмотреть налоговое законодательство. Можно соглашаться с усовершенствованием действующего НК, можно предлагать антикризисные законы. Но объявить о подготовке нового Налогового кодекса – это почти экономическая диверсия, ибо никакой здравомыслящий инвестор, который хотел бы вкладывать в страну средства, не будет этого делать, пока не примут новый НК. Он не может просчитать риски, поскольку не знает, как стимулируется его отрасль по новому налоговому законодательству, будут ли фискальные послабления либо наоборот – закрутят гайки и обложат дополнительными налогами.

Эксперты отмечают, что Порошенко не случайно заговорил о первой поездке на Донбасс. Если ему удастся уйти от негибкой позиции прежнего руководства, то прекратить войну на востоке он сможет, согласившись на федерализацию. И этим убьет двух зайцев

Это лишь один пример, но он явно показывает, что в нынешней ситуации нужно быть крайне взвешенным в реформах. И президент просто обязан останавливать амбиции правительства, если они наносят вред экономике. Но сможет ли глава государства делать это на практике? И на кого ему опираться?

Как ни странно, но опираться Петр Порошенко сможет на региональную элиту. Ту часть губернаторов (кстати, назначаемых, если не ошибаюсь, президентом), которые будут лояльны к нему лично.

Эксперты отмечают, что Порошенко не случайно заговорил о первой поездке на Донбасс. Если ему удастся уйти от негибкой позиции прежнего руководства, то прекратить войну на востоке он сможет, согласившись на федерализацию. И этим убьет двух зайцев.

Во-первых, расположит к себе Россию, что в свою очередь приведет к признанию выборов с ее стороны и возможности достижения договоренностей в экономической сфере. И, как следствие, к восстановлению торгово-экономических отношений.

Во-вторых, реализует экономическую потребность Украины в федерализации. То, что такая потребность есть, – не вызывает сомнений. Передача полномочий и источников финансирования на места будет самым действенным способом борьбы с коррупцией центральной власти. Разворовывать на местах – сложнее, ибо там власть все-таки ближе к избирателям, она больше контролируется. К тому же, как показывает опыт России, возникнет соревнование регионов. В какие регионах власть будет менее коррумпирована, там и осядут основные инвестиции.

Правда, в нынешней политической ситуации упоминать слово «федерализация» нельзя, чтобы не делать победителями сторонников федерализации, автоматически причисляемых пропагандой к пророссийским террористам. Нужно найти какой-то новый условный термин, который по умолчанию устроит всех. Например, децентрализация, расширение полномочий местных органов власти, закрепление доходов за местными бюджетами и т. п. Думаю, терминологический компромисс может быть найден достаточно легко.

С изменением формулировок можно будет остановить войну, именуемую АТО, что является, как мы сказали выше, первым шагом на пути выхода Украины из тяжелейшего экономического кризиса. И здесь термин особенно важен. Если ополченцев-граждан Украины и дальше называть террористами, это позволяет использовать против них любое оружие. А если они станут просто сторонниками расширения полномочий местных органов власти и повышения статуса русского языка, то это уже другая история. Можно сказать «мы убили 100 террористов, ура!», но нельзя убить 100 сторонников русского языка или децентрализации власти. Улавливаете?!

Ну, и самым очевидным испытанием на мудрость новоизбранного президента станет вопрос Крыма. Порошенко уже сказал, что Украина никогда не согласится с потерей Крыма. Океюшки. Но продолжать войну из-за этого или отказываться от диалога с Россией, выставляя ей ультиматумом возвращение «аннексированной территории», – бессмысленно. Это путь в дипломатический тупик.

Как советуют опытные дипломаты, самый оптимальный вариант – вынести вопрос Крыма за скобки текущих отношений с Москвой. Понятно, что он (вопрос Крыма, – автор) будет висеть еще много лет, может, даже десятки лет. Но если нам предложат диалог на тему понижения цены газа, возвращения к торговым отношениям и прочее, глупо отказываться.

Любая современная война заканчивается мирным договором. Разница лишь в количестве жертв, которых успеют настрелять на полях сражений, прежде чем политики договорятся. А в наших условиях это еще и полнейший «писец» в экономике.

В этом плане полезным аутотренингом для новой власти могут быть слова Збигнева Бжезинского о том, что Россия проиграла Украину и признала это, а в качестве утешительного приза получила дотационный Крым. Который никогда бы не дал своих голосов новоизбранному президенту и соответственно лишил бы его (скорее всего) возможности победить уже в первом туре.

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам