Как заставить Европу платить за наш выбор?

Украина хочет «замуж» за Евросоюз. Немедленно. Закрепить политическую «помолвку» подписанием экономической части Соглашения об ассоциации мы готовы сразу после инаугурационных торжеств. Но теперь «жених» (ЕС) в смятении. Как объяснила причину польская пресса, соглашение готовилось для прежней власти, а постреволюционную Украину подставлять жалко. Поэтому текст желательно подкорректировать. А заодно решить вопрос с выплатой компенсации за переход на «европейские рельсы». Но тут нас может ждать разочарование: в новом Европарламенте меньше влиятельных друзей Украины. И денег нам предлагают тоже меньше, чем раньше…
Не повезло, однако, Украине – вечной невесте-бесприданнице Европы. Когда она, наконец, дозрела до «брака с европейцем», в Европарламенте (ЕП) произошла масштабная перетасовка. И не только кадровая. Новый состав ЕП будет иметь больше полномочий по сравнению с предыдущим. Например, теперь именно евродепутаты будут выбирать президента Еврокомиссии.

Велика вероятность, что они не оставят на своих местах, а заменят главу Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу, еврокомиссара по вопросам расширения Штефана Фюле, а также верховного представителя Европейского Союза по иностранным делам Кэтрин Эштон, которая так удачно поговорила по телефону с эстонским министром иностранных дел Урмасом Паэтом насчет «майдановских снайперов». Кстати, в нашумевшей аудиозаписи телефонного разговора собеседники констатировали, что Петр Порошенко – наиболее приемлемая фигура и для Запада, и для майдана. Но это так, к слову.

К тому же в новом Европарламенте уже не будет Марека Сивеца, которого называли «европейским адвокатом Украины». И Павела Залевского, который был докладчиком по вопросу создания углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли Украина–ЕС. В общем, надо спешить. И мы спешим.

Согласно официальным новостям в лентах информагентств, в ходе визита в Варшаву новоизбранный президент Украины Петр Порошенко во время встречи с президентом Австрийской Республики Хайнцом Фишером отметил готовность подписать экономическую часть соглашения о евроассоциации страны сразу после инаугурации.

Не повезло, однако, Украине – вечной невесте-бесприданнице Европы. Когда она, наконец, дозрела до «брака с европейцем», в Европарламенте (ЕП) произошла масштабная перетасовка. И не только кадровая

Глава министерства иностранных дел Швеции Карл Бильдт (еще один фанат Украины и любитель написания нравоучительных постов в «Твиттере») сказал нечто вроде того, что сильно спешить не надо. И экономическая часть Соглашения об ассоциации Украины с Евросоюзом может быть подписана, согласно плану, 27 июня вместе с Молдовой и Грузией. «Я думаю, в Брюсселе в конце месяца это можно сделать – там и Грузия, и Молдова будут подписывать», – сказал Бильдт на пресс-конференции в Киеве.

Диссонансом к этим заявлениям звучит недавняя публикация в Wall Street Journal о том, что Петр Порошенко попросил Евросоюз отложить подписание второй части соглашения об ассоциации с ЕС на неопределенный срок. С одной стороны, это похоже на фейк. С другой – трудно представить, чтобы Wall Street Journal баловался фейками. Да еще на такую серьезную тему.

Однако новость уже опроверг посол ЕС Ян Томбинский. В интервью «ЛІГА Бізнес Інформ» он сказал, что Европейский Союз о такой отсрочке из Киева не просили: «До сих пор все говорили о 27 июня как дне подписания в Брюсселе второй части соглашения об ассоциации. Ничего не изменилось. Мы готовы подписать соглашение немедленно после вступления президента в должность. 7 июня будет инаугурация. После этого у нас есть 20 дней, чтобы подписать. Нужно будет собрать всех представителей стран ЕС. 27 июня мы все будем в Брюсселе, где попытаемся подписать соглашение с Молдовой и Грузией. Но это не мешает уже сегодня реализовывать все то, что записано в соглашении».

Так что, подписываем?! Скорее всего, да. В чем же суть сомнений? Ответ на этот вопрос дал польский обозреватель Конрад Колодзейский в известной газете "Rzeczpospolita". Он написал о том, что текст экономической части соглашения об ассоциации, мягко говоря, не достаточно хорош для Украины, отстоявшей свой евровыбор на майдане. С партнером, к которому относятся с серьезными намерениями, так не поступают. Далее – цитата из Колодзейского:

«Соглашение об ассоциации с Украиной, с отказа от подписания которого начались украинские протесты, было не первым шагом к вступлению или вступлением в ЕС (как воспринимали это участники майдана), а в первую очередь, в своей экономической части – односторонним открытием украинского рынка для товаров из Западной Европы. То есть это предложение не было для Киева выгодным. С партнером, к которому относятся с серьезными намерениями, так не поступают. Москва использовала ситуацию, подняв ставки и убедив президента Виктора Януковича отказаться от соглашения. Янукович, на свое несчастье, сделал то, что ожидала Москва, и в итоге потерял власть. Никто (в том числе на Западе) не ожидал таких масштабных протестов, которые охватили Киев и Западную Украину.

Соглашение об ассоциации с Украиной, с отказа от подписания которого начались украинские протесты, было не первым шагом к вступлению или вступлением в ЕС (как воспринимали это участники майдана), а в первую очередь, в своей экономической части – односторонним открытием украинского рынка для товаров из Западной Европы

Таким образом ЕС ввязался в игру, в которой не собирался принимать участия. Ему было сложно не поддержать протестующих на Майдане, поскольку те выступали с европейскими лозунгами. Но, о чем мало кто говорит вслух, Украина – это не только Майдан и Львов. Это также Донецк, Харьков и Крым, где евроэнтузиазм был гораздо более слабым, зато симпатии к России – довольно распространенными. Москва использовала и это, инициируя в восточных регионах протесты против новых киевских властей».

Статья в польском издании не случайно называется «Призрак новой Ялты». Вкус экономики по евростандартам может оказаться не таким сладким, как думают романтики интеграции. Если коротко – расширение сбыта товаров в ЕС (это плюс 11%) не перекрывает потерь на рынках СНГ и Таможенного союза (это 23%). А дальше будет еще хуже, поскольку шансов на расширение упомянутых выше 11% экспорта в Европу практически нет (все ниши, которые можно было бы закрыть, мы уже закрыли), а вот экспорту в СНГ есть куда падать. По приблизительным оценкам, уже в ближайшее время он сократится до 37%. Говорят, эту цифру (или близкую к ней) мы увидим уже по итогам второго квартала. А дальше – переход на технические регламенты Евросоюза и окончательный уход абсолютного большинства украинских технологических товаров с рынка СНГ.

Поэтому вопрос о компенсации европейского выбора встает очень остро. Это уже не блажь, а жесткая необходимость. Украинский бизнес находится в таком месте на букву «ж», где возможностей для широких инвестиций нет. Поэтому он оплатить «проект века» не в состоянии. МВФ дал деньги, но они тут же вернулись домой, на Запад: на днях Украина выплатила этими деньгами $1 млрд. по займам 2012 года. Россия больше платить не будет. Теперь все ее финансовые вливания в Украину сосредоточатся в Крыму.

Кто платит за «музыку»? Известный экономический эксперт и экс-министр экономики Виктор Суслов считает, что платить должен Евросоюз, как победитель в геополитической борьбе за Украину между Западом и Россией.

«Сумма, которую называло предыдущее правительство, в 160 млрд. евро – завышена, но нужно, чтобы дали хоть 20 млрд. евро или 80 млрд. евро. Это позволит перейти на европейские технические стандарты. Нужно пользоваться ситуацией, пока Евросоюз и США положительно настроены относительно Украины», – резюмировал эксперт.

Он обратил внимание, что помимо перехода на другие техрегламенты, появилась еще одна проблема, требующая колоссальных затрат: реструктуризация украинской экономики в целом и выработки новой модели политического и экономического развития.

В условиях военных действий инвестиционные рейтинги Украины падают, и сейчас нельзя рассчитывать на приток инвестиций. Но нужно это сделать для того, чтобы привлечь их в украинскую экономику, потому что это единственный способ урегулировать ситуацию

«В условиях военных действий инвестиционные рейтинги Украины падают, и сейчас нельзя рассчитывать на приток инвестиций. Но нужно это сделать для того, чтобы привлечь их в украинскую экономику, потому что это единственный способ урегулировать ситуацию», – сказал Суслов.

При этом он выдвинул самую небанальную инициативу из прозвучавших за последнее время: для стабилизации валютного рынка и в качестве борьбы с коррупцией… ввести евро вместо гривны как национальную валюту. «Такой шаг положит конец коррупции на национальном уровне, в частности, перераспределению эмиссионных потоков в Нацбанке, которые, по разным схемам, попадали в карманы частных лиц. Украина станет привлекательной для инвестиций, прежде всего из Евросоюза, а также остановит девальвацию, которой подвергается гривна», – прокомментировал экс-министр свое оригинальное предложение.

Некоторые финансисты сначала восприняли это как шутку. Но уже на следующий день в беседе с автором признали, что отечественному финансовому рынку было бы забавным поработать под руководством Европейского центробанка или «Дойче банка» Германии и посмотреть на тех «спрытныков», которые уже сумели получить «необъятные» кредиты в гривне от Нацбанка. В конце концов, если Болгария смогла ввести евро, а Эквадор – доллар вместо национальной валюты, то чем мы хуже? Кстати, в Зимбабве поступили так же, когда инфляция превысила миллион процентов. И ничего, дела в некотором смысле поправились. Во всяком случае, по сравнению с тем, что было.

Впрочем, евро в качестве национальной валюты в соглашении об ассоциации не предлагается. И вообще, в плане денег все очень непонятно. Когда Янукович торговался в Брюсселе, речь шла (правда, недолго) о 20 млрд. евро. Последний раз эту цифру упоминали на официальном уровне 23 февраля.

Тогда председатель комитета по иностранным делам Европарламента Элмар Брок сказал: "Мне кажется, что будет 20 млрд. евро на столе на проведение реформ, и эту поддержку можно будет предоставить немедленно, для предотвращения дефолта».

Но… революция на Майдане закончилась, а с ней как-то сошли на нет и разговоры о 20 млрд. евро. Появилась новая цифра – 11 млрд. евро в виде грантов и кредитов на протяжении примерно 10 лет.

Весной Еврокомиссия создала группу поддержки реформ на Украине. Эта группа, как сообщил журналистам глава Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу, составила программу макрофинансовой помощи Украине. Первый транш определен в размере 1,6 млрд. евро. Также подготовлен контракт о содействии строительству институтов власти на сумму 355 млн. евро.

Почувствуйте разницу: 20 млрд. евро, 11 млрд. евро и 1,6 млрд. евро. Как говорится, делайте ставки, господа. Кто меньше?! Меньше таки дал Евросоюз. В конце концов, он снизил объем макрофинансовой помощи до 1 млрд. евро. Соответствующие документы были подписаны 13 мая премьер-министром Арсением Яценюком и председателем Еврокомиссии Жозе Мануэлем Баррозу. Выплаты будут осуществляться двумя порциями по 500 млн. евро при условии (!) удовлетворительного проведения мероприятий по реализации программы stand-by между Украиной и МВФ. Здрасьте, приехали. И это все?!

Похоже, что на данном этапе – все. Но жалких 500 млн. евро нам не хватит и для легкой разминки, не говоря уже о масштабных реформах в экономике и переводе реального сектора под евростандарты. Однако новая ситуация в Европарламенте может привести к тому, что обещанных 11 млрд. евро (о 20 млрд. речь, похоже, не идет уже вообще) нам придется ждать не три года, как в пословице, а гораздо дольше. Да еще и демонстрировать хорошее поведение под каждый копеечный транш. Короче, «щедрые вливания» Запада в украинскую экономику превратятся в выпрашивания ссуд на бедность по принципу «копеечка к копеечке».

Но не откладывать же из-за этого подписание экономической части соглашения с ЕС? Эксперты считают, что нет. Денег все равно больше, чем захотят дать, не дадут. А с учетом новых, еще не совсем понятных раскладов в европейском политикуме после ИХ выборов, если «брачный договор» не будет подписан сейчас, то для Украины появится риск неопределенно долгое время сидеть «в девках». А этого уже делать нельзя. С Россией мы расплевались намертво. Надо куда-то двигаться. Поскольку выбор скуден, будем двигаться в Европу. Жди, старушка, мы к тебе идем. Готовься платить за свой выбор…

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам