Шантаж дефолтом

Украина пошла ва-банк. Как государство, которому нечего терять, мы поставили своих кредиторов перед выбором: или они уступают, или мы не платим. Британская The Sunday Times пишет, что кредиторы пришли в ярость, но выбор у них не большой: сниженные до «плинтуса» рейтинги от Moody's и Fitch, «первые ласточки» корпоративных дефолтов, перестрелки за банковские залоги и потери по ценным бумагам убеждают в серьезности намерения Украины обанкротиться. Для простых граждан тем временем прозвенел тревожный звоночек: появились сообщения об отказе в переводах денег из Европы в Украину: западные банки посчитали такие операции подозрительными…

Неделю назад НБУ обнародовал данные по валовому внешнему долгу Украины на 1 января 2015 года. Эксперты отметили, что впервые с 2004 года долг резко сократился – на $15,8 млрд., или 11,1%. И составил $126 млрд. Но не стоит спешить пить шампанское.

В Национальной ассоциации банков подтвердили, что ключевым фактором снижения внешнего долга страны стало исключительно сокращение задолженности предприятий реального сектора. Другими словами, коммерческих структур. При этом доля государства в общем объеме валового внешнего долга, напротив, увеличилась до трехлетнего максимума – 28%. Как считается, за счет международных кредитов.

Так, совокупные обязательства банков уменьшились на $3,8 млрд. – до $18,8 млрд. Доля банков в общем объеме валового внешнего долга снизилась до 15% по сравнению с пиковым значением в 41% в третьем квартале 2008-го. Остальные $12 млрд. – это выплаты небанковских структур – холдингов, корпораций и проч. – по своим внешним обязательствам. Начиная от погашения ценных бумаг и заканчивая возвращением денег по товарным кредитам.

Теперь ответим на вопрос: почему не стоит радоваться массовому погашению украинскими компаниями внешних долгов? И тут сразу напрашивается встречный вопрос: а чему, собственно, радоваться? Тому, что иностранные кредиторы нам в долг больше не дают, зато лихорадочно сдирают старые долги?

Конечно, приятно, что украинские компании смогли заплатить иностранным партнерам, не допустили дефолта и сохранили лицо. Но многие при этом остались «на бобах». И уже по внутренним долгам перед украинскими банками они могут и не рассчитаться. Что и банкам, и вкладчикам этих банков грозит большими неприятностями

Конечно, приятно, что украинские компании смогли заплатить иностранным партнерам, не допустили дефолта и сохранили лицо. Но многие при этом остались «на бобах». И уже по внутренним долгам перед украинскими банками они могут и не рассчитаться. Что и банкам, и вкладчикам этих банков грозит большими неприятностями.

Кстати, тот факт, что украинские банки часто не могли пролонгировать кредитные линии перед «материнскими структурами» или крупными зарубежными заимодателями, – это тоже не повод для банкета. Мало того, что денег убыло, а не прибыло, так еще и очевиден факт недоверия к нашей банковской системе.

Вот, к слову, и объяснение, откуда в 2008-м была самая большая задолженность по внешним корпоративным кредитам: потому что в 2005-2007 гг. иностранцы, поверившие в «оранжевые обещания» Ющенко, нагнали сюда инвестиций. О чем впоследствии многие из них пожалели.

Второй момент заключается в том, что часть выплаченных за границу долгов на самом деле не долги, а выведенные таким образом капиталы. Вместо того, чтобы проявить сознательность и оплатить евроинтеграционные устремления нации, наши бизнес-структуры лихорадочно спасают средства своих акционеров (как иностранных, так и украинских) от посягательства со стороны Нацбанка и требований отечественных кредиторов.

Оба фактора (вывод капитала и приоритет расчетов с иностранные кредиторами в ущерб отечественным) заставляют наши банки рыдать и жаловаться, что крупные заемщики начали массово уклоняться от уплаты долгов, чаще всего валютных.

По состоянию на 1 марта доля просроченной более чем на 90 дней задолженности по всем видам кредитов составила 16,8%. Сюда не относятся просрочки, которые банки сумели скрыть (меньше 90 дней, реструктуризация, завуалированные неплатежи и проч.).

Как пишут деловые издания, банкиры также жалуются, что в условиях войны крупные заемщики обзавелись собственными вооруженными формированиями и теперь «хрен у них залоги заберешь».

Тот триллер, который страна наблюдала на примере «шестидневной войны за «Укртранснафту», на более приземленном уровне происходит почти еженедельно. Банки с судебными исполнителями приходят забирать сельхозтехнику или опечатывать заложенное производство, их встречают люди в камуфляже с оружием, готовые стрелять на поражение. В ответ банки нанимают свои батальоны, чтобы охранять или отбирать залоги.

Еще одна модная нынче тема шантажа между банками и заемщиками: они пугают друг друга тем, что вывезут лизинговую (предоставленную на выкуп) или залоговую технику в зону АТО. Или сами спрячутся там от кредиторов

Издание «Капитал» приводит показательный случай, произошедший 7 марта 2015 года, когда должник – агрокомпания ТАКО – попыталась вывезти залоговое зерно. В результате, от огнестрельного ранения погиб сотрудник охранной фирмы, нанятой банком для охраны залогового имущества, а 15 человек получили ранения.

Еще одна модная нынче тема шантажа между банками и заемщиками: они пугают друг друга тем, что вывезут лизинговую (предоставленную на выкуп) или залоговую технику в зону АТО. Или сами спрячутся там от кредиторов.

Об этом уже написали не только наши, но и зарубежные издания, и ничего хорошего такая «реклама» не несет, кроме дополнительной утраты доверия к Украине. Одним из побочных продуктов данного процесса стали проблемы с получением переводов из-за рубежа. Как пишет интернет-издание FinMaidan, уже зафиксированы далеко не единичные случаи, когда наши граждане не могут получить деньги из-за границы, так как иностранные банки, со счетов которых отправляются платежи, просто блокируют их из-за высоких рисков такой операции.

В нескольких банках изданию сообщили, что клерки европейских банков блокируют переводы на любые украинские платежные карты и счета просто потому, что не знают, какие именно территории Украины находятся под временной оккупацией или входят в зону боевых действий.

«Директор банка Cassa di Risparmio di Orvieto рассказал, что украинская банковская система сейчас считается зоной высокого риска. Все операции должны быть одобрены непосредственно советом директоров. Но пока ситуация уже месяц висит в воздухе», – сказал в интервью FinMaidan Кармине Роди Фаланга, который пытался осуществить денежный перевод в Украину из Италии.

По мнению экспертов, которых мы опросили, следующим этапом могут стать проблемы с платежами из Украины за границу. «Это означает, что вы не сможете оплатить карточкой, эмитированной в Украине, билеты на самолет, гостиницу за границей, просто не сможете рассчитаться ею в европейском супермаркете или ресторане, – предположил один из банкиров. – Есть нормы, которые позволяют заблокировать платеж на время для проверки. Но поскольку проверка – это не час и не два, вам придется платить наличными. Что не всегда возможно…».

При этом оптимистично настроенные финансисты считают, что даже у таких явных неудобств можно найти свои позитивные стороны. Дескать, чем большим кошмаром будет выглядеть Украина в глазах зарубежных инвесторов, тем больше шансов заставить их списать часть долга и пойти на реструктуризацию. Ибо дефолт, к которому мы приближаемся семимильными шагами, здорово попортит их отчетность.

Денег нам, конечно, еще долго никто не даст. Но есть надежда, что и работать на западном рынке наших субъектов теперь не допустят. Поэтому те, кто в панике вывели свои капиталы из Украины до лучших времен, помаявшись в цивилизованном мире и не найдя там места, начнут постепенно возвращаться домой. Вот тогда мы и заживем, подытожил излишне оптимистичный (как по мне) знакомый банкир.

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам