Укрхимтрансаммиак втягивают в рентный беспредел

Грядущая масштабная приватизация крупных предприятий в стране, похоже, окончательно взяла в заложники промышленную политику. В данном случае речь идет об уникальном инфраструктурном объекте – аммикопроводе Тольятти– Одесса. Это единственное предприятие, предоставляющее услуги по транзиту аммиака в порт «Южный», откуда он отправляется на мировые рынки.

До недавнего времени место в трубе делили украинские и российские производители аммиака, однако с остановкой работы горловского «Стирола» и северодонецкого «Азота», аммиакопровод наполняется исключительно российским сырьем. И равно как транзит газа, прокачка аммиака приносит Украине стабильный доход, обеспечивает работой тысячи человек и не дает простаивать уникальному инфраструктурному объекту. Аннексия Крыма, война в Донбассе стали причиной критического охлаждения отношений с Россией, экономика стала заложником политического и военного противостояния. Однако в нашем случае речь не идет об экономической блокаде государства-агрессора – таковую, в силу разных масштабов экономик Украины и России, мы просто не в состоянии себе позволить. Речь идет о сознательном (или по некомпетенции) удушении собственного уникального предприятия.

В марте этого года Верховная Рада утвердила изменения в Налоговый кодекс, установив минимальную рентную ставку на прокачку аммиака на уровне $2,4 за транзит тонны аммиака на 100 километров. Тем самым рентная плата была повышена, ни много ни мало — почти в 4 раза! Одним росчерком пера госпредприятие «Укрхимтрансаммиак» из прибыльного сделали убыточным. При этом предприятие несет обязательства по выплатам долгов перед украинскими и иностранными банками. Взятые в кредит деньги были потрачены на модернизацию линейного трубопровода и перекачивающих агрегатов, многие из которых давно исчерпали сроки эксплуатации. Между тем, стабильная работа аммиакопровода – это не только зарплаты и наполнение бюджета, но еще и безопасность, надлежащее содержание объекта – страховка от техногенной катастрофы.

Главная проблема в том, что рост издержек на оплату ренты просто невозможно компенсировать соответствующим ростом тарифа. Суть состоит в том, что «Укрхимтрансаммиак» не может самостоятельно устанавливать тарифы на прокачку – это делает Кабмин своим постановлением. Однако никаких инициатив на этот счет от Минэкономразвития за несколько месяцев действия новой рентной ставки так и не последовало. А ведь решение требуется незамедлительное. Судя по всему, с ликвидацией Министерства промышленной политики, функции которого вобрало в себя Минэкономразвития, в Лету канула и сама промышленная политика.

Собственно, решение о повышении тарифа на прокачку, который сейчас составляет $3,8 – тоже не выход. Во-первых, так называемый корректирующий коэффициент «съест» $0,63 с каждого доллара повышения тарифа в виде ренты. Во-вторых, повышение тарифа в одностороннем порядке вызовет чреду судебных разбирательств с контрагентами и будет затянуто во времени. И, в-третьих, что главное — рост тарифов имеет свой экономически обусловленный предел. Повышение тарифа до $4,8 практически приблизит стоимость перекачки аммиака по трубопроводу с железнодорожным транспортом. Сейчас стоимость транзита аммиака по трубе вместе с перевалкой, охлаждением и перегрузкой сырья на суда в порту «Южный» незначительно ниже стоимости доставки аммиака в порты Прибалтики Вентспилс и Силламяе с учетом всех расходов. Кроме того, развязка тарифной войны на аммиачном фронте стимулирует Россию активизировать строительство мощностей по перевалке минудобрений на Таманском полуострове в Краснодарском крае. Дорогой инфраструктурный проект, который до сих пор не был реализован лишь в виду существования более выгодного маршрута в виде аммиакопровода Тольятти –Одесса, вполне может быть форсирован в рамках стратегии импортозамещения, которую провозгласила Москва. Нужно ли это Украине?

Неоправданно резкий рост рентных платежей способен повысить сбор доходов в дефицитный госбюджет. Однако лишь в краткосрочной перспективе. «Рентный беспредел» в итоге разрушит тонкую настройку, которая позволяла брать с рынка максимум возможного, и при этом не отпугивать клиентов нереальными тарифами. Директор УГП Укрхимтрансаммиак Виктор Бондик уверен: «Война рано или поздно закончится, и то, как быстро будет восстанавливаться экономика во многом зависит от того, сумеем ли мы сохранить инфраструктуру и уникальные конкурентные преимущества, которыми все еще обладает Украина. И одно из них – аммиакопровод».

Другой аспект проблемы – неадекватное восприятие реальности руководством Одесского припортового завода, технологический комплекс которого непосредственно завязан на аммиакопроводе. Пользуясь тем, что тарифы на охлаждение, хранение и погрузку аммиака не регулируются государством, завод волюнтаристким решением поднял тариф в 3,5 раза за тонну. Тариф незаконно был привязан к долларовому эквиваленту, несмотря на то, что завод предоставляет услуги предприятию-резиденту Украины. Это еще одна особенность государственного менеджмента в стиле революционной необходимости. И ОПЗ, и «Укрхимтрансаммиак» являются 100% государственными предприятиями, и от их слаженной работы зависит будущее единого производственного комплекса. В интервью ЛІГАБізнесІнформ В.Горбатко, отвечая на вопрос, нужно ли продавать завод, заявил: "Только продавать. Я давно являюсь убежденным сторонником приватизации, и чем быстрее пройдет конкурс, тем лучше: государству удастся получить больше денег, а предприятие получит больше возможностей для развития".

Одесский припортовый завод может быть приватизирован, тогда как аммиакопровод – пока нет. Повышение капитализации первого за счет второго – ничем не оправданное конъюнктурное решение. Однако было бы целесообразно исключить из комплекса ОПЗ цех по перегрузке аммиака и другой химической продукции. Это даст возможность сохранить государственный контроль за транзитом аммиака по территории Украины и устранит монопольное положение ОАО "Одесский припортовый завод" на рынке услуг по перегрузке химической продукции.

Популистское, непродуманное экономическое решение по увеличению ставки рентных платежей влечет за собой серьезные негативные последствия. Лишение наработанного годами статуса стабильного и предсказуемого транзитера, а с ним – и возможной прибыли, в которой так нуждается сейчас наш бюджет. Аммиак от производителей уйдет в порты Прибалтики. Сегодня необходимо делать все, чтобы избежать подобных ситуаций – как и раньше, Правительству обеспечивать стабильность на отечественных предприятиях, а предприятиям — выполнять намеченные планы и обязательства перед международными партнерами и таким образом вносить свою лепту в поддержание и укрепление авторитета Украины среди европейских государств.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам