Магия цифр: как получить рост падающего ВВП?

Секреты статистических фокусов Украина освоила задолго до майдана. Еще в эпоху Кучмы Минстату удавалось демонстрировать такую магию цифр, что все эксперты – как отечественные, так и зарубежные – просто не знали, что сказать. Но сейчас полет фантазии начинает зашкаливать. Это по вопросу АТО, мобилизации или злобных сепаратистов двух мнений быть не может, а по ВВП, бюджету, инфляции, в общем, по всей математике экономического процесса – может. В итоге у нас получается одновременно и колоссальное падение ВВП и его рост, и профицит бюджета и дефицит, но все вместе – это просто фикция. Статистическая.

Самая главная новость последних дней: Национальный банк Украины зафиксировал рост ВВП на 1% за III квартал этого года. Об этом сообщила глава Национального банка Украины Валерия Гонтарева. "По нашей оценке, реальный ВВП в июле-сентябре текущего года по сравнению с апрелем-июнем вырос на 1%", – сказала она.

Поразительные слова. Знаете почему? Потому, что недавно инвестиционная компания ICU дала прогноз снижения ВВП Украины в 13,1% в 2015 году. Если кто не в курсе, председателем совета директоров группы компаний «Инвестиционный Капитал Украина» (ICU) до прошлого года была… Валерия Гонтарева.

Правда, по будущему году мнение Гонтаревой и ее бывших сотрудников (которые, по слухам, готовят статистику для Нацбанка) совпадает – рост ВВП на уровне 2,4-2,5% .

«Инвестиционная группа ICU в связи с острым финансовым кризисом в начале года улучшила прогноз падения ВВП Украины в 2015 году с 7,6% до 13,1%, однако ожидает стабилизации экономики уже по результатам второго квартала и улучшила оценку ее роста в 2016 году с нуля до 2,5%.

Если в начале этого года мы прогнозировали, что заметное оживление украинской экономики начнется только в 2017 году, а в 2016 году будет нулевой рост ВВП, то сейчас мы считаем, что уже в следующем году экономика покажет рост в 2,5%

Если в начале этого года мы прогнозировали, что заметное оживление украинской экономики начнется только в 2017 году, а в 2016 году будет нулевой рост ВВП, то сейчас мы считаем, что уже в следующем году экономика покажет рост в 2,5%», – пояснил представитель аналитического подразделения группы ICU Александр Вальчишен.

Заметим, что такого расхождения в показателях Украина не знала никогда. Нацбанк прогнозирует спад ВВП в текущем году до 9,5%. По оценке рейтингового агентства Standard&Poor's падение экономики может достичь 15%. Компания Dragon Capital ухудшила прогноз падения ВВП Украины на 2015 год с 8,5% до 12%. По данным Украинского аналитического центра, которым руководит Александр Охрименко, падение ВВП во втором квартале составляет 14,6%. И примерно так же закончится год.

При этом падение производства МЭРТ спрогнозировал на уровне 14% (по итогам года). Падение экспорта за первое полугодие 2015 года составило около 40%. Недопоставка стали на мировые рынки – 27%. Даже «палочка-выручалочка» – аграрный экспорт – упал на 14% в январе-июле 2015 г. по сравнению с прошлым годом.

Эксперты не видят причин для прогресса и в будущем году. Егор Перелыгин из UniCredit Bank в интервью «Простобанку» отметил, что «серьезного восстановления нашего экспортного потенциала не стоит ждать до 2017 года – минимум год уйдет на стабилизацию общей макросреды. Понадобится даже больше времени для диверсификации и модернизации нашей экспортной номенклатуры».

Откуда же внезапный рост ВВП? У нас что, «волшебный цветок» вырос, который деньги приносит? А секрет – в манипуляции цифрами.

Скажем, фактически все ухудшается, но статистически падение промпроизводства по итогам августа 2015 года замедлилось до 6,9% с 13,4% в июле. Ура?! Нет, не ура. «Весомым фактором стал эффект базы сравнения, поскольку в августе 2014 года было существенное сокращение промышленного выпуска, вызванное остановкой значительного количества предприятий в условиях развертывания конфликта на востоке страны», – скромно поясняет Госстат «для специалистов». Обывателей же цифры должны радовать и внушать оптимизм.

Опять же отметим чудеса с показателями агроэкспорта: если в январе-июле 2014 года его доля составляла 24%, то в этом году за аналогичный период – уже 31%. Прогресс? Нет, регресс. Вспомним про падение в абсолютных значениях на 14%. То же самое с ростом ВВП в III квартале и бюджетом

Но специально для них (обывателей) мы поясним, что такое база сравнения. Весной и в начале лета мы сравнивали показатели с еще относительно сильным аналогичным месяцем 2014 года. А уже с осени начали сравнивать «слабые месяцы» 2014 года со слабыми месяцами 2015-го. Как говорят циники, «экономику после Иловайска с экономикой после Дебальцево». Поэтому годовое падение становится менее заметным.

Опять же отметим чудеса с показателями агроэкспорта: если в январе-июле 2014 года его доля составляла 24%, то в этом году за аналогичный период – уже 31%. Прогресс? Нет, регресс. Вспомним про падение в абсолютных значениях на 14%. То же самое с ростом ВВП в III квартале и бюджетом.

По бюджету у нас параллельно существуют дефицит и профицит. По словам Гонтаревой, профицит сводного бюджета по итогам шести месяцев 2015 года составлял 12,3 млрд. грн., а по итогам семи вырос до 15,4 млрд. грн., однако дефицит госбюджета за это время вырос с 2,1 млрд. грн. до 2,3 млрд грн.

Также правительство встретило сентябрь с рекордно высокими остатками на едином казначейском счете ЕКС, которые составили 45,85 млрд. грн., что в 3,4 раза превышало показатель на начало сентября 2014 года. За этот счет и повышают социальные выплаты с сентября (реально дадут людям в октябре перед выборами).

Откуда лишние деньги? Ответ можно найти в словах главы Государственной фискальной службы Романа Насирова, произнесенных в ходе подписания меморандума с Антикризисным советом гражданских организаций.

«У нас есть чуть более 20 млрд. грн. долга по возмещению НДС и есть порядка 27-28 млрд. грн. переплат по налогу на прибыль. Это то наследство, которое, к сожалению, нам досталось от предыдущей власти. Насколько смогли, мы его уменьшили за этот год», – сказал Насиров.

Насчет «папередников» он, разумеется, покривил душой. Но не это главное. Денег от реформаторов бизнес, скорее всего, не увидит, поскольку будет реализована самая спорная идея всех антинародных режимов (которую раньше лоббистам удавалось «топить» на начальном этапе) – выпуск облигаций для погашения задолженности перед НДС на 20 млрд. грн. Плакали денежки бизнеса! Дефолтная страна долги не отдает! Если предприниматели не добьются «бонуса», что этими облигациями можно погашать долги по недоимкам (а ведь, похоже, не добьются – МВФ не разрешит, – автор), можно использовать их вместо туалетной бумаги.

В соглашении с кредиторами, которое они сейчас обсуждают и голосуют, предлагается заменить облигации на сумму в $3,6 млрд. новыми – со ставкой на полпроцента выше (не 7,22, а 7,75%) и параллельно выпустить новые 20-летние долговые бумаги, привязанные к показателям украинского ВВП

Кстати, о долгах. Внешних. В соглашении с кредиторами, которое они сейчас обсуждают и голосуют, предлагается заменить облигации на сумму в $3,6 млрд. новыми – со ставкой на полпроцента выше (не 7,22, а 7,75%) и параллельно выпустить новые 20-летние долговые бумаги, привязанные к показателям украинского ВВП.

Это так называемые VRI-облигации (инструмент возобновления стоимости), они дают возможность их держателям при росте экономики получать в течение 20 лет дополнительные доходы в виде части ВВП. Причем в процентах от роста: от 15% до 40% от превышения показателя в 3%. В первые 5 лет ограничение по выплатам на такие бумаги составит 1% ВВП (или не более $1,2 млрд.). А дальше без ограничений. Это и есть истинный механизм мнимого «списания» 20% долга и переноса выплат $15,5 млрд. на 2019 год.

В соглашении указано, что Украина станет платить, если ее ВВП будет $125 млрд., то есть в 1,5 раза больше, чем сейчас. На первый взгляд кажется, что нам до этого показателя – как раком до Пекина. Но опять же мы все стали жертвой фокуса с цифрами.

Быстро забылось, что номинальный ВВП Украины за 2014 год составлял $130,9 млрд. Сейчас – $83 млрд. И дело не только в том, что все упало, а в курсе гривны, которая рухнула в три раза. Поэтому, когда начнут сравнивать показатели по курсу 21 грн./$ плюс инфляция, плюс база сравнения, у нас сразу же появится и формальный «рост» и более высокий показатель ВВП в валюте.

К тому же не стоит забывать про инфляцию. Госбюджет-2015 был рассчитан, исходя из инфляции 26,7%, тогда как реальный показатель по итогам года может достигнуть 50% (в частности, с января по август цены выросли на 38,2%).

А правительство, занизив показатель инфляции на будущий год, сможет получить цифры роста поступлений в бюджет. Таким нехитрым способом доходная часть госбюджета за 8 месяцев 2015 года была перевыполнена на 24,6 млрд. грн. Вот вам еще один секрет, откуда деньги на казначейском счету: НДС не возмещаем, деньги печатаем, с инфляцией мухлюем.

В следующем году ожидается такая же схема. Главный экономист Dragon Capital Елена Белан считает, что вместо запланированной инфляции в 12% рост цен может составить 14-16%. Повлияет учет тарифов на газ, который, дескать, вычитает около 4% из прогноза инфляции 2015 года и добавляет эти проценты к прогнозу 2016 года.

В общем, как отметил аналитик Александр Паращий, при нынешнем обвале экономики любое незначительное оживление может показать формальный рост. «Основной прирост доходов бюджета будет не от роста ВВП, а от роста цен», – констатирует эксперт.

Но что самое неприятное в этой магии цифр – мы меняем фиктивные цифры на реальные доплаты кредиторам по облигациям. И когда наш ВВП просто из-за статистических «конвульсий» превысит те самые 3%, а промышленность с экспортом будет продолжать валяться на дне, наступит час расплаты с кредиторами.

К счастью для власти нынешней, это будет головная боль власти следующей. Потому как никакие чудеса с цифирью не «дотянут» нынешнюю правительственную команду до 2021 года. Но это уже другая история…

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам