Грузинские советники Абромавичуса реформируют госзакупки в Украине по образцу… Албании

На днях министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус заявил, что его ведомство создало одну из лучших электронных систем госзакупок в мире, которая уже сэкономила государству 500 млн. грн. А в следующем году сэкономит еще 50 млрд. грн. Говорить – не мешки ворочать. До этого Абромавичус обещал стране великую приватизацию, а Саше Боровику – должность замминистра. Однако идея перевести все госзакупки (а это 250 млрд. грн. в год) на «карманную» электронную площадку Prozorro – это уже не пиар, а крупный бизнес-проект. Причем, как показал опыт Минобороны, закупившего по новой системе отходы вместо мазута, от злоупотреблений она не защитит, зато принесет «радость» владельцам патента на монополию.

Тема госзакупок и связанной с ними коррупции уже много лет входит в пятерку самых обсуждаемых и исследуемых в украинском медиа-пространстве. Сколько ни писали о «тендерной мафии и ее идейном вдохновителе Антоше Яценко», сколько ни пытались бороться с «гидрой» путем гласности, в том числе через сайт «Наши гроши», созданный на деньги Сороса, все бесполезно. Воровали, воруют и, похоже, и дальше будут воровать. Но уже в другом, более современном формате.

Современный формат предложил МЭРТ. Это широко разрекламированная система электронных закупок Prozorro. Фишка программы в том, что выбор победителя тендера осуществляет компьютер. Государственный заказчик не видит списка участников. Побеждает тот, у кого самая низкая цена.

На первый взгляд, выглядит шикарно. Но для обывателя. На практике «электронная система закупок аферам никак не препятствует: достаточно зарегистрироваться и предлагать цену пониже. А что и как будут потом поставлять – вопрос отдельный».

Это я уже цитирую блог известного военного эксперта Тараса Жовтенко. В отличие от Тымчука, он знает, о чем говорит и пишет. Рассказанная им история из жизни весьма поучительна.

«В «Волонтерском десанте» уже убедились, что система Prozorro не есть универсальным решением: ее необходимо использовать с учетом ряда других условий. К примеру, эксперимент с закупками мазута по новой системе был полностью провален, что признали сами активисты!


Абромавичус изо всех сил пропихивает законопроект №3559 «О публичных закупках", который позволит МЭРТ в течение 2016 года перевести все закупки за бюджетные средства в электронную форму. А это 250 млрд. грн. в нынешнем году и еще больше, в связи с инфляцией, в обозримом будущем


Большая часть лотов досталась ГП «Укртранснафтопродукт». Госпредприятие предложило беспрецедентно низкую цену – 6700 гривен за тонну мазута! Для сравнения, 6 ноября, когда управлениями было акцептировано предложение, «Укртатнафта» предлагала своим клиентам мазут по… 12100 гривен за тонну, то есть в два раза дороже. Почему минобороновских тыловиков не смутила такая разница, остается загадкой.

Когда компания-победитель тендера начала поставки топлива Кировоградскому квартирно-эксплуатационному управлению, выяснилось, что под видом «товарного мазута» военным предлагаются низкосортные отходы нефтехимического производства. Естественно, поставки были остановлены. Очевидно, что армии банально попытались подсунуть суррогат…», – написал он.

Тем не менее, Абромавичус изо всех сил пропихивает законопроект №3559 «О публичных закупках", который позволит МЭРТ в течение 2016 года перевести все закупки за бюджетные средства в электронную форму. А это 250 млрд. грн. в нынешнем году и еще больше, в связи с инфляцией, в обозримом будущем.

Какие только аргументы он ни приводил в последние дни. «Наша система госзакупок Prozorro – одна из самых эффективных…», «мы закрываем еще одну дыру, даже две, неэффективность и коррупцию…», «МЭРТ в этом году сделал в этом направлении больше, чем некоторые правоохранительные органы…» и т. д. и т.п.

А все потому, что Верховная Рада не включила проект №3559 в повестку дня недели. До конца года могут не успеть принять. А тут еще и 18 декабря истекает срок «игры» в пилотный проект, при котором через Prozorro были разрешены торги в так называемой «допороговой сумме» (до 100 тыс. грн.). Короче, по мелочам. Но и в таком формате удалось провести тендеров почти на 2 млрд. грн.

«Київ: проведено тендерів на 496 млн. грн. Минобороны на 1 697 млн. грн. (319 шт. – це саме договори). Уявляєте, чого ми зможемо досягти після розповсюдження пілоту на ВСІ закупівлі (зараз в ньому трохи менше 2.5% від 250 млрд. грн загальної суми)? Для цього треба прийняти законопроект №3559», – с воодушевлением рассуждают подчиненные Абромавичуса на Facebook.

Еще бы! Конечно, представляю. Более того, интересно услышать, кто получит авторские отчисления и в каком размере, когда через программу МЭРТ хлынет весь многомиллиардный объем госзакупок.

Кто-то скажет, мол, автор – ретроград и порочит благую идею прозрачного и эффективного расходования госсредств. Ничуть! Я только за. Но, как говорил персонаж «Кавказской пленницы», не надо путать свою шерсть (то есть интересы) с государственной и выдавать одно за другое.

Реформирование госзакупок командой Абромавичуса, которое, по сути, свелось к попытке навязать монопольный IT-продукт под названием Prozorro, ничего общего с борьбой за качество и чистоту процесса не имеет. О чем свидетельствует казус Минобороны.

Любой опытный бюрократ знает, что дьявол кроется в выписанных конкурсных требованиях, а механизм торгов никакого значения не имеет. Можно так сформулировать «пожелания» к поставляемому товару (ткань такой-то ширины, из такого-то волокна, такого-то цвета и запаха), что под них будет подходить только «правильный», заранее договорившийся поставщик

Любой опытный бюрократ знает, что дьявол кроется в выписанных конкурсных требованиях, а механизм торгов никакого значения не имеет. Можно так сформулировать «пожелания» к поставляемому товару (ткань такой-то ширины, из такого-то волокна, такого-то цвета и запаха), что под них будет подходить только «правильный», заранее договорившийся поставщик. Все остальное – дело техники.

А борьба идет потому, что на этой самой технике – электронной программе – все хотят заработать. Кстати, сейчас в «варежку» Prozorro набежало много интересных людей. Продвижение проекта осуществляет команда молодых дарований, попавших во власть благодаря майдану. Департамент госзакупок МЭРТ возглавляет один из создателей системы электронных торгов, в прошлом общественный активист Александр Стародубцев.

Его партнер по проекту – 30-летний Максим Нефедов – управляющий партнер в ICON Private Equity, который через общественные движения участвовал в разработке Prozorro, в феврале стал заместителем министра экономики. Ранее на его должность планировалась кандидатура Саши Боровика, из-за чего возник скандал и Боровик весной выступил с разоблачениями власти. Также уволилась по собственному желанию эстонская советница Абромавичуса Яника Мерило – конкурент Нефедова на рынке «электронной модернизации» Украины.

Недавно к команде «волонтеров», желающих безвозмездно модернизировать страну, присоединился Дмитрий Мазенко. Он работает в «Альтис-Холдинг». Это известная строительная корпорация. Слышали, наверное? Часто побеждает в тендерах. Большинство инфраструктурных объектов (стадионы, аэропорты) в рамках подготовки Украины к футбольному чемпионату «Евро-2012» реконструировала именно она

Не обошлось и без иностранных консультантов. Чтобы не нарушать традиций, пригласили их с родины всех лучших реформ мира – из солнечной Грузии. Давид Маргания вместе с Тато Уржумелашвили реформировали систему госзакупок в Грузии и сегодня помогают это делать Абромавичусу в Украине. Они фактически и расписали концепцию электронной «моноплатформы» – единой государственной онлайн-площадки, через которую будут идти все казенные тендеры.

К слову, в Европе существуют две модели – описанная выше так называемая моноплатформа и мультиплатформные системы, при которых торги проходят на нескольких площадках. Именно концепцию нескольких площадок, выгодную IT-бизнесу, лоббировала на посту советника министра Яника Мерило. Но проиграла Нефедову.

В интервью «Форбс» Яника сказала, что с Айварасом Абромавичусом рассталась из-за разных приоритетов. «Мой приоритет – создать в Украине полноценное электронное правительство, для Министерства экономики приоритеты – реформа государственных закупок… У Минэкономики есть полномочия только на создание единого портала, но портал без электронных услуг – это просто каталог ссылок», – уклончиво заметила она.

Иностранные эксперты отмечают, что в странах Евросоюза до сих пор доминирует «бумажная» система, а под электронными закупками понимается только наличие объявлений о покупке и победителе. И только четыре государства Старого Света (прямо скажем, далеко не гиганты индустрии) внедрили у себя полностью электронную систему тендеров

На самом деле литовец, посчитал проект Нефедова с электронными госзакупками более выгодным и быстроокупаемым, чем «электронное правительство» эстонской дивы. Но она не унывает. И во Львове успешно продвинула эстонские ИД-карточки, а в других городах лоббирует интересы IT-рынка. И даже пропихнула в законопроект №2984 (об оптимизации админуслуг) строчку, что предоставление государственных админуслуг возможно и на сторонних сайтах. То, чего добивался IT-бизнес.

Однако вернемся к нашим грузинам и обоснованной ими системе моноплатформы. Несмотря на их экспертный авторитет и старательный пиар литовского министра, оваций со стороны Европы «лучшей электронной системе госзакупок в мире» почему-то не слышно.

Более того, консультант ЕБРР Адам Янжук, который проводил аудит системы Prozorro, заявил, что «проект не отвечает стандартам ЕС и его наилучшим практикам и как метод борьбы с коррупцией неоднозначен».

Матия Матокович, отвечающий в Еврокомиссии за экономический анализ и электронные закупки, подтверждает, что, по их мнению, риск коррупции не снимается полностью, а передается на другой уровень.

А начальник отдела международных измерений госзакупок директората Еврокомиссии по вопросам внутреннего рынка, промышленности, предпринимательства и СМБ Жан-Ив Мюй прямо указывает, что «цена не должна быть единым критерием. Для экономической выгоды используются и другие критерии».

И почти сенсация. Иностранные эксперты отмечают, что в странах Евросоюза до сих пор доминирует «бумажная» система, а под электронными закупками понимается только наличие объявлений о покупке и победителе. И только четыре государства Старого Света (прямо скажем, далеко не гиганты индустрии) внедрили у себя полностью электронную систему тендеров.

Из них три –Португалия, Кипр и Мальта – выбрали мультиплатформы, и только одно государство реализовало у себя сценарий, который нынче внедряет в Украине литовский министр экономики, его грузинские советники и шустрые мальчики с майдана. Я знаю, что вы будете смеяться, поэтому делаю паузу, кушаю Twix. Эта страна – Албания!

Хохочем-с? А почему вдруг? Кто-то вообразил, что, раз Украина – размером с Францию, у нас и мозгов столько же? Нет. Пора признать, что мы по менталитету ближе всего к Албании. Там тоже, по всей вероятности, решили бороться с коррупцией. Или просто захотели под видом борьбы неплохо заработать. Сделали свое Prozorro. А мы сделаем свое. Если Абромавичусу удастся пропихнуть проект через Раду. Кстати, сегодня его должны выносить на профильный комитет.

Напоследок цитата нашего героя. Айвараса Абромавичуса: "Отдельно скажу, что красной нитью сквозь нашу работу проходит борьба с коррупцией. Я уверен, что мы в этом году сделали в этом направлении больше, чем некоторые из правоохранительных органов. Как сказал Альберт Эйнштейн, что мир погубят не те, которые творят зло, а те, которые пассивно наблюдают за ним. Поэтому здесь от каждого многое зависит, и мы в Министерстве не сидим сложа руки". В этом месте я обычно плачу…

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам