Кто ослабил гривну? (дополнено)

Гривна падает. Мнения о причинах разошлись. Нацбанк уверяет, что курс валит Крым. Финансисты говорят о выбросе крупной партии денежной массы для погашения ОВГЗ. Еврооптимисты (во время сеанса групповой истерии) пессимистично заявили, что падение нацвалюты связано с отсутствием кредитов МВФ, которых и не будет из-за срыва запуска е-декларирования. Истина, как обычно где-то посредине. Осталось эту золотую середину отыскать…

Начнем не с анекдотов, а с серьезных версий. Наиболее частая причина внезапного ослабления нацвалюты (помимо спекулятивных мотивов) – выплаты государства по внешним долгам, облигациям или контрактам. Журналисты, которые пишут про газ, знают: если во время очередной мантры «Мы платить «Газпрому» не будем», вдруг упала гривна, значит, скупают доллары, чтобы втихаря заплатить. В итоге так всегда и было.

То же касается и выплаты по внешним долгам. Согласно графику погашения внешнего долга, в сентябре 2016-го Украина должна осуществить самые большие выплаты в текущем году (аналогичные, но на $5 млн. меньше были в марте) по обслуживанию и погашению долга: $26,5 млн. – погашение и $490,3 млн. – обслуживание.

Кое-то предполагает, что фактор «сентябрьского предчувствия» качнул гривну, особенно в отсутствие обнадеживающих новостей о транше МВФ в конце августа, как обещает Минфин. Но Минфину верить – себя не уважать. Год уже обещает. А транш и ныне там – не у нас.

Впрочем, отсутствие денег МВФ не повод для ослабления гривны. Валюты на погашения долгов у Нацбанка достаточно: недавно он хвастался, что увеличил резервы до $14 млрд. К тому же в 2016 году у нас сложилась льготная долговая ситуация в госсекторе. Благодаря Наталье Яресько и проведенной нею реструктуризации обязательств перед частными кредиторами, мы получили краткосрочную передышку.

Это, конечно, не помилование, но отложенная казнь: все, что мы должны были выложить в этом году, заплатим через несколько лет. Поэтому 2016-й год самый комфортный для власти в плане долговой политики.

На таблице, позаимствованной нами на сайте Нацбанка, видно, что с апреля 2016-го до апреля 2017-го нужно погасить всего лишь $935 млн., в то время как до реструктуризации – на 1 января 2016-го эта цифра составляла $4 млрд.

Из указанных $935 млн., $517 млн. – это платежи по кредитам, остальные – ценные бумаги (облигации). К кредитным расходам, скорее всего, относятся выплаты по старым долгам МВФ, которые мы продолжаем обслуживать в отсутствие новых траншей. Выплаты по облигациям сведены в этом году к минимуму (опять-таки стараниями Яресько).

Корпоративные (частные) долги остались высокими и выплаты по ним, а также реструктуризация, зависят от индивидуальных договоренностей наших заемщиков с иностранными кредиторами. Нередко это «олигарх о двух лицах», но так же часто встречаются и реальные заемщики: западные банки, инвестиционные фонды или другие счастливые кредиторы/обладатели украинских корпоративных бумаг. Однако, частный сектор, несмотря на серьезное долговое напряжение, ситуацию не раскачивает. Как минимум, в августе, когда деловые круги традиционно отдыхают.

Итак, внешние долги – не причина. На вопли грантовых мальчиков, что «срыв запуска е-декларирования угрожает гривне», потому что МВФ денег не даст, также можно не обращать внимания. Кто же уронил гривну, помимо провокаторов с Крымом, на которых бросает тень Нацбанк?

Финансисты говорят, что как раз Нацбанк и уронил. Как минимум, в прошлую пятницу, когда курс резко пошел вниз. Напомню, что за прошлую неделю валюта подорожала на межбанке на 26 копеек, а самое резкое пике было отмечено 12 августа.

Именно в этот день состоялись выплаты по внутренним долговым обязательствам, которые, в отличие от внешних, никто не реструктуризировал: погашение индексированных ОВГЗ. Кстати, следующее такое мероприятие намечено на сентябрь. Так что гривне нет смысла укрепляться.

Что же, собственно, произошло? Как поясняют финансисты и пишут в деловых СМИ, в прошлую пятницу объем денежной массы резко вырос: за один день на банковских счетах прибавилось почти 10 млрд. грн., а остатки на корсчетах достигли 43,7 млрд. грн.

Хитрость еще и в том, что погашение гособлигаций внутреннего госзайма в объеме10 млрд. грн было проведено по недавно измененным правилам. Конкретнее – банкам позволили на эти деньги прикупить валюты (их исключили из расчета валютной позиции). Подобное разрешение получили те финучреждения, которые в свое время вкладывались в так называемые индексные ОВГЗ правительства.

Издание «Вести» сообщает со ссылкой на казначеев неназванных банков, что в большинстве своем доллары скупали банки с иностранным капиталом. А продавали крупнейшие отечественные банки. «Стоит отметить, что именно их 12 августа и выделили из всей массы покупателей доллара: «Ситибанк», «ОТП Банк», «Креди Агриколь Банк», «ING Банк», «Райффайзен банк». Главными продавцами, как и прежде, были «Приватбанк» и ПУМБ», – пишет издание.

Короче говоря, банкиры сыграли в какую-то свою игру. Нацбанк прикинулся дурочкой и намекнул, что во всем опять виноват Путин и его подлые крымские провокаторы. «Обменный курс доллар на валютном рынке растет из-за обострения внешнеполитической ситуации. Подорожание валюты не связано с фундаментальными факторами», – заявила пресс-служба НБУ.

С фундаментальными, может быть, и нет. Но с сезонными – да. Мы не случайно упомянули в начале статьи закупки газа как фактор, существенно влияющий на валютный курс. Сани, как известно, готовят летом. А газ традиционно прекращают закачивать в хранилища весной. Но ближе к концу лета вновь возвращаются к этому вопросу.

Не так давно глава госхолдинга «Укртрансгаз» Игорь Прокопив сказал журналистам, что Украина с конца июля значительно увеличила закупки газа из Европы и намерена отбирать его по направлениям до 40 млн. куб. м. в сутки. Для сравнения первую половину июня Украина импортировала по словацкому маршруту лишь 0,5 млн. куб. м./сутки. С 15 июля закупки начали существенно увеличиваться – по некоторым направлениям в 20 раз. И до конца августа будут оставаться на таком же уровне. Вот вам еще один фактор, который давит на гривну и направляет ее ко дну. А вовсе не e-декларирование и что там еще такое можно выдумать?!

P.S. Когда этот материал уже был опубликован на сайте, откликнулись знающие люди и подсказали автору еще одну причину снижения курса гривны в последние дни.

Помимо того, что Нацбанк «перекормил» банки выплатами по ОВГЗ, в июле состоялось масштабное возмещение налога на добавленную стоимость (НДС) для своих. Проверив данные Государственной казначейской службы, мы обнаружили, что, как говорят в Одессе, так да – в июле было возмещено аж 12,1 млрд. грн, в то время как в июне всего 111,3 тыс. грн.

Фактически была выплачена удвоенная сумма НДС, по сравнению с другими месяцами: 6,68 млрд. грн в мае; 7,13 млрд. грн – в апреле; 6,3 млрд. грн – в марте и 8,1 млрд. – в феврале.

Официальное объяснение аукционов невиданной щедрости в том, что в июне многих налогоплательщиков проверяли на добросовестность и в ГФС не были вовремя поданы реестры для выплаты возмещения. Источники в бизнесе трактуют происходящее как «смену девочек в борделе». По их мнению, схемы и люди, которые их реализовывали при Яценюке, были окончательно заменены на «своих». Заодно поменялся и алгоритм «договоренностей». Отчего коррупционная лодка после вынужденной стоянки поплыла дальше…

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам