Крепкая мужская дружба Трампа и Путина снова в силе

Это стало одной из самых долгожданных дипломатических встреч в новейшей истории: в пятницу, 7 июля, на полях саммита Большой двадцатки в Гамбурге состоялась встреча Дональда Трампа и Владимира Путина, продлившаяся более двух часов. Она началась в 4:15 дня по местному времени.

Между тем на улицах участники акции протеста были заняты совершением проверенного временем ритуала, сопровождающего почти каждый саммит и заключающегося в забрасывании бутылками полиции, которая в свою очередь тоже соблюла протокол, облив протестующих из брандспойтов. Внутри здания выставочного центра, который расположен недалеко от всем известного района красных фонарей, если судить по телерепортажам, все было спокойно.

На кадрах, сделанных во время встречи Трампа и Путина, они сидели рядом друг с другом в двух белых квадратных креслах, которые казались слишком низкими, чтобы быть удобными. Также на этой встрече присутствовали госсекретарь США Рекс Тиллерсон (Rex Tillerson), министр иностранных дел России Сергей Лавров и пара переводчиков.

На пятницу, 7 июля, у Трампа было запланировано девять двусторонних встреч, однако всех интересовала в первую очередь его встреча с Путиным. Какие отношения установятся между этими двумя самобытными лидерами? Как они будут решать проблему Сирии, где в настоящее время находятся как американские, так и российские военные? Сможет ли Трамп убедить Путина оказать ему поддержку в противостоянии северокорейской угрозе? Поднимет ли он вопрос вмешательства России в американские выборы? Или же он сделает Путину очередной комплимент в связи с тем, как тот обошелся с российской прессой?

Всем известно, что Путин тщательно готовится к подобным встречам и что он всегда старается подогнать свои послания под личность собеседника. Некоторые чиновники Белого дома, по слухам, были так обеспокоены тем, что Путин может воспользоваться этой встречей, чтобы достичь своих целей, что они настаивали на присутствии на ней других советников, таких как советник по вопросам национальной безопасности Г.Р. Макмастер (H. R. McMaster) и эксперт по России из Совета национальной безопасности Фиона Хилл (Fiona Hill). В конечном итоге ни один сотрудник аппарата так и не попал на эту встречу — на ней не было даже секретарей-стенографистов. (В социальных сетях некоторые критики Трампа даже в шутку написали, что в отсутствие советников и секретарей Трампу будет легче передать Путину государственные секреты или пообещать ему Аляску в обмен на новый отель в Москве.)

Вскоре после начала встречи в комнату, где находились Трамп и Путин, ненадолго пригласили представителей прессы. Трамп высказался первым, как обычно прибегнув к гиперболе. «Мы с президентом Путиным обсуждали самые разные вопросы, и я думаю, что все идет очень хорошо, — сказал он. — Мы ожидаем, что в наших отношениях произойдет много положительного — для России, для США, для всех заинтересованных сторон». Потом Трамп заявил, что для него «большая честь» беседовать с Путиным, и пожал российскому лидеру руку. Путин, который вел себя немного застенчиво, отметил, что они с Трампом несколько раз беседовали по телефону и добавил: «Конечно, телефонных разговоров недостаточно… такие личные встречи необходимы». Затем президенты снова пожали друг другу руки.

После ухода журналистов переговоры продолжились. Пока весь мир с нетерпением ждал их окончания, многие размышляли о том, почему эта встреча длится так долго. Путин тщательно подбирает слова, а Трамп, как известно, до сих пор любит рассказывать всем подряд подробности его победы на выборах. Возможно, именно поэтому встреча продлилась так долго. Нам известно, что Трамп думал о выборах 2016 года, потому что в пятницу утром он написал в твиттере: «Здесь все говорят о том, почему Джон Подеста не передал сервер Национального комитета Демократической партии в ФБР и ЦРУ. Возмутительно!» На что Подеста ответил ему: «Я ненадолго остановился в Фэйрмаунт, Западная Вирджиния, и увидел, что наш чокнутый президент @realDonaldTrump пишет в твиттере обо мне на саммите Большой двадцатки. Возьмите себя в руки! Русские совершили преступление, когда они укради мои электронные письма, чтобы помочь вам стать президентом. Может быть, вы найдете способ поднять этот вопрос на встрече с президентом Путиным».

Очевидно, Трамп не прислушался к совету Подесты. Но на брифинге для журналистов по итогам российско-американской встречи Тиллерсон отметил, что Трамп начал с того, что «выразил озабоченность американского народа в связи с вмешательством России в выборы 2016 года». Тиллерсон продолжил: «Президент не раз поднимал вопрос вмешательства России в ходе встречи с президентом Путиным. Президент Путин, как и прежде, отрицал подобное вмешательство». По словам Тиллерсона, российский лидер попросил американскую сторону предъявить ему доказательства российского вмешательства.

Поскольку еще в четверг, 6 июля, Трамп заявил о том, что «никто доподлинно не знает», кто именно вмешался в ход президентских выборов, он вряд ли смог бы что-то противопоставить возражениям Путина — даже если бы захотел. В любом случае Тиллерсон ясно дал понять, что президент Трамп не собирался вступать в конфронтацию с Путиным или пытаться его как-то наказать. «Он поднял этот вопрос, а затем решил, что на данном этапе лучше сосредоточиться на том, как нам двигаться дальше», — сказал Тиллерсон. После этого лидеры переключились на другие темы, в том числе Сирию. По словам Тиллерсона, они обсудили новое перемирие, которое должно вступить в силу на юго-востоке страны. «Между ними очень явственно чувствовалась позитивная химическая реакция… Очевидно, им не хотелось снова спорить о прошлом», — отметил он. Переговоры Трампа и Путина шли настолько хорошо, что они продолжились даже после того, как первая леди Мелани Трамп попыталась прервать их.

Стоит отметить, что Лавров озвучил несколько иное видение этих переговоров, когда он выступал перед репортерами. Лусиан Ким (Lucian Kim), московский корреспондент NPR, написал в твиттере: «Лавров: Трамп упомянул, что в США представители определенных кругов все еще раздувают тему вмешательства России в выборы, хотя у них нет никаких доказательств». В другом своем твите Ким сообщил: «Лавров: Трамп сказал, что он слышал заявления Путина о том, что Россия не взламывала выборы и что она принимает их итоги».

Не имея доступа к расшифровке встречи, которой, очевидно, просто не существует, довольно трудно понять, как нужно относиться к этим двум отчетам о встрече и можно ли их каким-то образом согласовать. Однако некоторые вещи кажутся очевидными.

Путин получил от этой встречи то, чего он хотел: готовность США перешагнуть через ситуацию с выборами и начать нормализацию отношений. Помимо сотрудничества в вопросе установления режима перемирия в Сирии, по словам Лаврова, стороны договорились назначить новых послов, создать рабочую группу, которая будет заниматься вопросами кибербезопасности, и открыть специальный канал связи для обсуждения ситуации на Украине. Выступая перед репортерами, Путин сказал: «У меня была очень длительная беседа с президентом Соединенных Штатов. Накопилось много вопросов — там и Украина, и Сирия, и другие проблемы, некоторые двусторонние вопросы». Но он ничего не сказал о попытках Трампа поднять вопрос о вмешательстве России.

Со своей стороны Трамп может утверждать, что он поднимал вопрос вмешательства России, даже если он сделал это очень поверхностно и исключительно ради того, чтобы соблюсти все формальности. Но, если серьезно, что он получил в результате встречи с Путиным? Тиллерсон ничего не сказал об уступках России в вопросе Северной Кореи — важнейшем вопросе, в котором Москва встала на сторону Пекина, выступив против новых санкций ООН. Между тем Лавров упомянул Северную Корею, назвав ее одним из двух вопросов, в которых стороны не смогли прийти к согласию. (Второй вопрос касался возвращения двух российских дипломатических комплексов.) Стороны открыто выразили готовность сотрудничать только в Сирии, но пока неясно, во что все это выльется.

Несомненно, Трамп в конечном итоге предложит собственную интерпретацию содержания этой встречи и поделится своими личными впечатлениями о Путине — о человеке, о котором ранее он не раз высоко отзывался. Но в пятницу, 7 июля, он был слишком занят участием в официальном ужине и посещением концерта Гамбургского филармонического оркестра. Придется нам подождать, пока президент опубликует свой отчет о встрече в твиттере.

Источник: The New Yorker

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам