«Газпром» подкрался незаметно: кое-что об угле и газе из РФ

Сначала у нас был информационный праздник. Первое судно с пенсильванским углем прибыло в Одессу, где его встречали торжественней, чем олимпийцев с медалями. Потом сообщили, что запасы газа в украинских подземных хранилищах превышают прошлогодние. И это при том, что в ноябре исполнится два года, как мы не скупаемся у «Газпрома». Даешь народные гуляния! Но… какая-то злая душа подбросила инфу, что хотя мы газ у России не покупаем, но она нам его продает: почти 1,4 млрд. куб. м за полгода. И уголь тоже продает. Много. Поэтому импорт РФ в Украину вырос на 41,5%. Сорок один, Карл! Печалька, однако…

Знаете, какой самый страшный враг патриотизма? Статистика! Именно эта “продажная девка империализма” (как говорили классики сталинизма, которых в порядке декоммунизации запрещено назвать поименно) показала, что в механизме защиты Украины от российской энергетический экспансии есть существенная брешь.

Как сообщила Госслужба статистики, за первые шесть месяцев 2017 года импорт товаров в Украину из России вырос на 41,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В первом полугодии 2017 года Украина экспортировала в Россию товаров на $1,9315 млрд., а импортировала – на $2,985 млрд. Таким образом, импорт продукции из РФ превышает экспорт на $1,05 млрд. Отмечается также, что в первом полугодии 2017 года Украина ввезла из РФ товаров на $2,985 млрд. – 13,2% от объема всего нашего импорта.

Что же такого ценного мы купили в России? Оказывается, затоварились углем. По данным Государственной фискальной службы, в подчинении которой находится таможня, половину всего импортного угля Украина ввезла из России. Причем в первом полугодии 2017 года импорт каменного угля и антрацита в денежном выражении вырос в 1,8 раза по сравнению с аналогичным периодом 2016 года – до $1,257 млрд.

Нормально мы “спонсируем агрессора” – $1,257 млрд.! То есть почти половина всех расходов на российский импорт приходится на уголь. Премьер-министр Украины Владимир Гройсман заявил, что ни одна государственная компания Украины не покупает уголь в РФ. Утешил, называется. Боюсь представить, какие цифры разглядела бы наша статистика, если бы покупали.

Пессимисты, конечно, должны возмутиться. Оптимисты скажут, что спасение не за горами: процент американского угля в общих поставках растет. Хотя пока крупнейшими поставщиками угля для Украины остаются Россия (50,2% от суммы импорта), США (27%) и Канада (8,7%). Реалисты же заявят, что у нас есть только два варианта согреться зимой: покупать уголь в ОРДЛО или покупать уголь в РФ.

Выбирать из двух соблазнов не приходится, поскольку право выбора было отнято “блокадниками” Семы Семенченко, которых я называю “железнодорожной сотней имени Анны Карениной”. Именно эти патриотичные ребята перекосили наш статистический баланс и увеличили графу “импорт из РФ” на 41,5%. Низкий поклон вам, патриоты-идиоты, от российского бизнеса и кремлевской пропаганды. Так и хочется крикнуть: “Сема, давай исчо!”.

Но мы забыли позвать математиков. Им предстоит решить занимательное уравнение — сколько тонн угля мы смогли закупить, если (внимание):

стоимость тонны угля из России составляет около $80 (в январе-июне 2017-го мы купили на $631,1 млн. против $446,3 млн. в прошлом году);

стоимость тонны угля из США – $113 (купили на $340,5 млн.);

стоимость тонны канадского угля – $106 (завезли на сумму $109,6 млн.);

стоимость тонны угля из ЮАР – $99 за тонну. Объем импорта неизвестен.

Кстати, я не понимаю, почему уголь из ЮАР практически не фигурирует в статистике и победоносных реляциях. Я также не припомню, чтобы баржи с углем из ЮАР встречали с такой же помпой, как американский уголь.

Видели репортаж из порта “Южный”? На торжественном митинге по поводу разгрузки первой баржи из Пенсильвании очень проникновенно выступала посол США Мари Йованович, министр инфраструктуры Владимир Омелян говорил, что нас “не задушишь, не убьешь!”. А губернатор Одесщины Максим Степанов сообщил, что на трехдневной разгрузке судна офигенно увеличится число рабочих мест в области. Ну, и как полагается в таких случаях, дружно спели гимн.

Тем временем, пока мы хороводим сухогруз из Пенсильвании, в Украину прибыло уже четвертое судно с антрацитом из Южно-Африканской Республики (ЮАР). Если не ошибаюсь, уже второе судно из ЮАР в этом сентябре. Или второе на подходе? Короче говоря, юаровские шахтеры работают как дизель в Заполярье. Балкер с 75 тыс. тонн поможет обеспечить бесперебойную работу зимой Черниговской и Дарницкой ТЭЦ.

И где торжественная встреча? Где слова благодарности африканским братьям за поддержку в этот трудный период? Это что – дискриминация по цвету кожи? Или по геополитическому выбору: дескать, ЮАР в БРИКС, а США – это наше все? Безобразие, я вам скажу. Так и до оправдания апартеида недалеко.

Ну, да ладно с углем. У нас есть еще одна непростая тема – газ. Тот самый российский газ, который мы уже два года не закупаем, а “Газпром” нам его все равно продает. Фокус, я вам скажу, уникальный. Все мы знаем, что Украина питается исключительно газом, который покупала в основном у Словакии, а теперь в каком-то немецком газовом хабе NCG, из-за чего тарифы на газ у нас должны вырасти, но Кабмин стесняется это признать.

Во время своего ежегодного обращения в Верховной Раде президент Украины заявил, что Украина уже почти два года не закупает российский газ.

В своем «твиттере» он также отметил: "В ноябре исполнится уже два года, как мы не покупаем газ у России. Эпоха газового шантажа – безвозвратно в прошлом!".

“Укртрансгаз” всех успокоил, что на 16 сентября запасы в ПХГ составляли 15,7 млрд. куб. м, что на 16% или на 2,2 млрд. куб. м больше, чем было на аналогичную дату прошлого года.

Вице-президент Европейской комиссии Марош Шефчович на форуме YES отреагировал на пожелание премьера Владимира Гройсмана – после 2019 года (когда закончится “Юлин контракт”) закупать российский газ на восточной границе, чтобы собирать денежки за транзит “голубого топлива” не с “Газпрома”, а с Европы – словами: “Украине следует принять модель, по которой в будущем будет функционировать компания-оператор газотранспортной системы”. Короче, намекнул, что они выкупят наши ржавые трубы, если Россия согласится и дальше поставлять газ через Украину.

И тут мы “причалили” к самому главному вопросу: как обстоят дела со строительством газопроводов в обход нашей нэньки? Пока искал ответ на этот вопрос, случайно натолкнулся на информацию, резко контрастирующую с официальной версией. О том, что "Газпром" якобы экспортировал в Украину за первую половину 2017 года… 1,4 млрд. кубометров газа из России.

Опаньки! А как же энергетическая независимость? Как европейский реверс? Немецкий хаб, наконец? Я, конечно, в такое не верю, но “агрессор” категорически настаивает. В официальном документе, который называется “Ежеквартальный отчет ПАО “Газпром” за второй квартал 2017 года так и написано: что нам было поставлено почти 1,4 млрд. куб. м газа за первое полугодие 2017 года.

Это гораздо меньше, чем Беларуси и Казахстану, но больше, чем Молдове и Армении. В то же время официальные данные "Нефтегаза" свидетельствуют о том, что Россия не импортировала газ в Украину.

Есть только одна версия, объясняющая такое несовпадение: это "благотворительные" поставки в ДНР-ЛНР. С одной стороны, эти 1,4 млрд. куб. м явно портят атмосферу предстоящего празднования второй годовщины газовой независимости от РФ.

С другой – если “Донбас – це Україна”, то и поставки должны быть в Украину, а не на деревню к дедушке. Иначе надо заканчивать “танцы” с “голубыми” из ООН и перерезать пуповину, соединяющую нас с сепаратистами. Но как? Лишить их всех гражданства, как Саакашвили? Европа изумится. А Россия тогда точно официально “подберет”. Явно не путь к единой и неделимой Украине.

Короче, приходится нарочито не замечать “статистические издевательства” от “Газпрома”. А тем временем я все-таки нашел кое-что по транзитной теме: на стр. 19 упомянутого документа есть раздел “Риски, связанные с транзитом природного газа”. Там сказано следующее:

“ПАО «Газпром» находится под влиянием рисков, связанных с транспортировкой природного газа через территорию транзитных стран. Одной из таких стран является Украина. В настоящий момент опасения относительно надежности поставок газа в Европу через территорию Украины обусловлены как политической нестабильностью в данной стране, усугубляемой неблагоприятной экономической обстановкой, так и накопленной задолженностью НАК «Нефтегаз Украины» перед ПАО «Газпром» за поставленный газ.

В целях минимизации этого риска и с учетом экономической эффективности поставок газа в долгосрочной перспективе ПАО «Газпром» диверсифицирует экспортные маршруты поставок газа.

Примером такой работы является организация экспортных поставок по газотранспортным системам: «Ямал-Европа», проходящей по территории Белоруссии и Польши, и «Северный поток», соединившей напрямую Россию и Германию через акваторию Балтийского моря, минуя третьи страны.

В рамках диверсификации маршрутов экспортных поставок российского трубопроводного природного газа на традиционный для ПАО «Газпром» европейский рынок реализуется проект «Северный поток — 2», предусматривающий строительство двух ниток общей производительностью 55 млрд. куб. м. Целевой срок ввода газопровода в эксплуатацию – конец 2019 года.

По результатам встречи президента Российской Федерации В.В. Путина и президента Турции Р. Эрдогана 9 августа 2016 г. было принято решение возобновить совместную работу по проекту «Турецкий поток». В сентябре 2016 г. турецкая сторона предоставила первые разрешения на строительство и проведение изыскательских работ в территориальных водах Турции в отношении двух ниток газопровода «Турецкий поток».

21 февраля 2017 года вступило в силу Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Турецкой Республики по проекту газопровода «Турецкий поток», подписанное 10 октября 2016 года. Документ предусматривает возможность строительства двух ниток газопровода по дну Черного моря из России в Турцию, а также сухопутной транзитной нитки до границы Турции с сопредельными странами.

7 мая 2017 года у российского побережья Черного моря в районе г. Анапа началась укладка морского участка газопровода «Турецкий поток» (конец цитаты).

Я так долго цитировал отчет “Газпрома”, потому что в конечном итоге не понял: будет ли у нас российский газовый транзит на 2019 год? Я не в том смысле спрашиваю, где мы его купим – на восточной границе, на западной или, как и теперь, получим плату за транзит из “Газпрома” (кстати, это тоже портит чистоту статистики, ибо денежки за транзитный газ зачисляются в графу экспорт услуг в РФ)? Я в принципе интересуюсь: транзитный газ в трубе будет? Или “омріяна свобода від диктатури “Газпрому” придет исключительно в форме звонкой пустоты транзитного газопровода?

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам