Не прошло и года, как депутаты доторговались по главе Нацбанка и омбудсмену, чьи полномочия формально завершились в мае-апреле 2017-го. И всего каких-то шесть лет жил не тужил без полномочий кадровый состав Счетной палаты Украины. Каденция большинства «счетоводов» завершилась еще в 2012 году. Но на весы парламентского торга СПУ (не путать в Соцпартией) положили только вчера. И лишь потому, что не доторговались по ЦИК…
Как правильно замечают бывалые нардепы, уволить кого-то парламентским голосованием – не проблема, а вот назначить намного сложнее. Каждое серьезное назначение – это результат торга. А при любом торге, особенно в наше непростое и нечестное время, есть опасность кидка.
Именно поэтому в отечественной системе госуправления возникла удивительная “болезнь”, не имеющая аналогов в цивилизованном мире: должностные лица месяцами и даже годами после завершения полномочий оказываются “прикованы” к своим креслам, потому что игроки от власти не могут “добазариться” насчет кандидатур их сменщиков. И таких примеров все больше.
Срок полномочий бывшего омбудсмена Валерии Лутковской завершился 27 апреля 2017 года. Должность главы НБУ формально была вакантной с мая 2017 года, после поданного Валерией Гонтаревой в апреле 2017 года заявления об отставке. Полномочия 12 из 15 членов Центральной избирательной комиссии завершились в июне 2014 года, а 13-го, пардон, члена – в феврале 2017-го.
Но самый яркий пример – Счетная палата Украины, в чьи функции входит мониторинг расходов бюджета. Полномочия почти всех контролеров Счетной палаты истекли еще в 2012 году. И что? Да ничего!
Думаю, если бы не крайняя необходимость вывести за рамки торга вопрос новых членов ЦИК, о Счетной палате не вспомнили бы до сих пор. Но так случилось, что глава Нацбанка уже нужен позарез (его отсутствие – одна из причин, почему МВФ медлит с кредитом), а договориться по избирательной комиссии до 15 марта не смогли
Поскольку их не переназначали, люди ходили на работу, сидели в своих кабинетах, регулярно получали зарплату. Их начальник – креатура “регионалов” Роман Магута после революции был вынужден ходить еще и к следователю: по уголовному делу об отчуждении двухкомнатной служебной квартиры в Киеве в частную собственность своего родственника. Типичная для “марионеток антинародного режима” история.
И все это время, с 2012 года, Счетная палата фактически никого не могла проверить. Что было крайне удобно всем участникам бюджетного процесса. Как при Януковиче, так и теперь.
Думаю, если бы не крайняя необходимость вывести за рамки торга вопрос новых членов ЦИК, о Счетной палате не вспомнили бы до сих пор. Но так случилось, что глава Нацбанка уже нужен позарез (его отсутствие – одна из причин, почему МВФ медлит с кредитом), а договориться по избирательной комиссии до 15 марта не смогли.
Петр Порошенко в январе внес в парламент 14 кандидатур на 12 вакансий, потом кого-то отозвали, кого-то, напротив, вписали. Ходили слухи, что Тимошенко бегала в АП и лоббировала конкретную кандидатуру; "Оппозиционный блок" дергается, чтобы его не прокинули. В общем, “процесс брожения” конечного продукта не завершен и употреблять его рано. Таким образом, на голосование вчера вынесли три вопроса: главу Нацбанка, омбудсмена и нового руководителя Счетной палаты. Вспомнили все-таки, что есть такой орган и может пригодиться для пиара перед будущими выборами.
С кадрами также разобрались “по справедливости”. Нацбанк, как ожидалось, возглавил и.о. предправления Яков Смолий – человек из команды Валерии Гонтаревой и соответственно президента; главой Счетной палаты стал "ударовец" Валерий Пацкан, который формально относится к президентскому блоку БПП; а должность омбудсмена отдали партнерам из "Народного фронта" для Людмилы Денисовой.
По Денисовой, кстати, меньше всего интриги. Ну, Денисова и Денисова. В Крыму была, при Тимошенко была, в Минсоцполитики была, теперь омбудсменом будет. Почему нет?! Это же не прокурорская должность. Что такое омбудсмен в наших “веселых” реалиях? Ну, пойдет Героя Украины Надю Савченко в тюрьме проведывать, если ее все-таки “закроют” за подготовку госпереворота и планы добить из автомата тех депутатов, которых не пришибет падением купола. Всех-то делов…
Не думаю также, что, застолбив за собой Счетную палату, власть сумеет грамотно распорядиться этим ресурсом. Силовых и контролирующих структур у нас и так много, все они топчутся на одном поле и не знают, как поделить территорию. Тем более что после избрания Пацкана пойдут другие кадровые назначения
Не думаю также, что, застолбив за собой Счетную палату, власть сумеет грамотно распорядиться этим ресурсом. Силовых и контролирующих структур у нас и так много, все они топчутся на одном поле и не знают, как поделить территорию. Тем более что после избрания Пацкана пойдут другие кадровые назначения – заместителей, главных контролеров и т.д. Все это время Счетная палата, как мне кажется, будет пребывать в своем обычном состоянии – сомнамбулической спячки.
Что же касается Нацбанка, то большой привет банковскому лобби, которое двигало на пост главы НБУ Владимира Лавренчука. Пока тот, прямо не подтверждая слухи о своем будущем назначении, раздавал эпохальные интервью, в финансово-банковских кругах кипела работа. Деловые люди договаривались “на будущее”, кто какие должности может занять в случае позитивного голосования за кандидатуру Лавренчука, и что с этого получат остальные. Теперь оказалось, что калории в дорогих ресторанах были съедены вхолостую.
Чтобы сбить неприятную оскомину, бизнес убеждают, будто Яков Смолий – такой же коммерческий банкир, как и Лавренчук: 25 лет проработал в банковской сфере, официально является мультимиллионером, имеет частный бизнес параллельно с госслужбой.
Однако, как отмечают люди, близкие к Нацбанку, за почти три года (с апреля 2014-го) пребывания в должности Яков Васильевич стал “человеком Гонтаревой”, а не креатурой банковского лобби. Возможно, поэтому его берегли: в должности зама он курировал не банковский надзор (чреватый коррупционными скандалами), а безобидные, на первый взгляд, направления стратегии и политики, деятельности платежных систем, а также Банкнотно-монетный двор, Фабрику банкнотной бумаги, Центральное хранилище НБУ и Государственную казну Украины.
При этом почти никто не заметил, что два ключевых заместителя главы НБУ – Екатерина Рожкова (отметившаяся громкими скандалами на посту директора Департамента банковского надзора) и Роман Борисенко (ответственный за персонал НБУ) – выходцы из того же самого банка “Аваль”, что и Смолий. Так что менять команду ему явно не понадобится.
Что в сухом остатке этих ротаций? Для нас с вами – ничего. Очередная “перестановка кроватей в борделе” завершилась. Ждем следующую…