«Ошейник» для Украины. Подарок от МВФ под елочку–1

2019 год пройдет под знаком выплаты внешних долгов. Этому будет подчинена наша экономическая политика. МВФ собирается жестко контролировать каждый шаг Украины, отчитываться придется каждый месяц. И не только по финансовым показателям, а и по количеству проверенных электронных деклараций или осужденных коррупционеров. Такого контроля еще не было, как и абсолютно категоричного требования затянуть пояса до предела. Удастся ли совместить «антисоциалку» с двойными выборами? Следующий год покажет.

Коротко о главном

Симптоматично, что текст Меморандума об экономической и финансовой политике в рамках новой программы Stand-by на 2018-2020 годы, сменившей прежнюю программу EFF, появился не на сайте Нацбанка или Минфина, а в украинской версии сайта Международного валютного фонда. Откуда его и взяли отечественные СМИ.

На сайте Нацбанка ни нового Меморандума, ни Письма о намерениях на имя Кристин Лагард за подписью четырех ответственных лиц – президента Украины Петра Порошенко, премьер-министра Владимира Гройсмана, министра финансов Оксаны Маркаровой и главы Нацбанка Якова Смолия – на момент написания этого текста не было. Там все еще “болтался” старый Меморандум и предыдущее Письмо. По сравнению с тем, в какие тиски Украина поставлена в 2019 году, это был “детский лепет”.

Главный посыл нового Меморандума: минимизировать риск отвлечения наших государственных финансов от главной их функции в 2019 году – использоваться на выплату долгов.

Например, в тексте неоднократно упоминается слово “инфляция”. Борьба с инфляцией объявлена ключевой задачей финансовой политики 2019 года. Мы пообещали МВФ снизить инфляцию до 5% в 2020 году. Сейчас официально признанная цифра – 10%. В реальности не менее 13%.

Все знают, что такое инфляция, но не все отдают себе отчет, как выглядит жесткая борьба с ней. Любое вливание эмиссионных денег в систему (других у нас просто нет в условиях негативного сальдо товаров и услуг) – это риск инфляции. Значит, надо закручивать гайки, прибирая расходы, которые провоцируют инфляцию. О чем идет речь?

Никаких налоговых послаблений, которые могут повредить стабильной выплате долгов. Широко разрекламированный властью налог на выведенный капитал подлежит забвению. Как и идея несостоявшейся налоговой амнистии. Не стоит ждать щедрых предвыборных “подачек” пенсионерам, инвалидам, детям и роженицам. И накопительного уровня пенсионной системы тоже не будет

Правительство берет на себя обязательство не повышать зарплаты и по возможности пенсии. Если денег на субсидии не хватит, то финансирование добавлять не будут, вместо этого срежут соцнормы потребления.

Никаких налоговых послаблений, которые могут повредить стабильной выплате долгов. Широко разрекламированный властью налог на выведенный капитал подлежит забвению. Как и идея несостоявшейся налоговой амнистии. Не стоит ждать щедрых предвыборных “подачек” пенсионерам, инвалидам, детям и роженицам. И накопительного уровня пенсионной системы тоже не будет.

Все это концентрировано заявлено в “покаянном” Письме о намерениях и более детализировано в дополнениях (“додатках”) на 55 страницах. Кстати, цитат в нашей статье будет много, как из Меморандума, так и из заявлений первых лиц, обнуленных Меморандумом.

«Обіцянка – цяцянка, а дурневі – радість»

Итак, начинаем сравнивать, что наши лидеры говорили народу, а что пообещали МВФ. Начнем с информации для “внутреннего потребителя”.

12 марта 2018 года. Источник «Интерфакс-Украина». “Президент Петр Порошенко выступает за проведение налоговой амнистии в Украине, чтобы украинцы могли заплатить соответствующий налог, завести деньги в Украину и законно инвестировать средства в украинскую экономику. Об этом он сказал на встрече с представителями бизнес-сообщества”.

22 февраля 2018 года. Источник «Интерфакс-Украина». “Премьер-министр Владимир Гройсман выступает за освобождение от уплаты налогов ТОП высших учебных заведений с лучшим показателем трудоустройства выпускников. "Я дал поручение Министерству образования проработать над таким проектом. Он будет небольшим, и, думаю, может быть поддержан украинским парламентом”, – подчеркнул премьер.

1 декабря 2017 года. Источник “Экономическая правда”. “Президент Украины Петр Порошенко заявил о поддержке замены налога на прибыль налогом на выведенный капитал с 2019 года. По мнению президента, это “имеет огромное антикоррупционное значение и огромное упрощение ведения бизнеса, этот шаг облегчит и приток инвестиций и кредитов в Украину”.

Из Меморандума Украины с МВФ: “Ми будемо утримуватися від надання будь-якої податкової амністії, введення нових податкових пільг або привілеїв, а також зменшення чи зміни податку на прибуток підприємств (ППП) у прямий чи опосередкований спосіб шляхом заміни режиму ППП, однак ми вивчатимемо разом із фахівцями МВФ способи зробити нашу податкову систему більш сприятливу для зростання із забезпеченням при цьому боргової стійкості…”.

Вопросы есть? Вопросов нет, кроме одного: зачем? Зачем было проводить широкое публичное обсуждение замены налога на прибыль налогом на выведенный капитал? Собирать ради этого форумы из крупных бизнесменов? Напрягать Минфин, чтобы он писал проект закона, а парламент, чтобы он в своих комитетах все это рассматривал?

Не знаю, как вам, а мне все уши прожужжали этой накопительной системой. Насколько она прогрессивнее, чем солидарная. Как улучшится материальное положение пенсионеров. Особенно бесновались представители негосударственных пенсионных фондов и прочие заинтересованные структуры

Зачем было публично обещать вузам налоговые послабления, а бизнесу и гражданам налоговую амнистию? Если все это время шли перманентные переговоры с МВФ о выдаче кредитного транша. И всем “обещальникам” было прекрасно известно, что МВФ не разрешит никакие фискальные вольности. Зачем парили мозги народу? Просто так, ради красивых слов? Чтобы заполнить паузу? Ну-ну.

Продолжаем. В Меморандуме четко сказано, что Украина отказывается от “запровадження нових спеціальних пенсій або пільг; та запровадження (елементів) накопичувального другого рівня пенсійної системи” на срок действия программы до 2020 года.

Не знаю, как вам, а мне все уши прожужжали этой накопительной системой. Насколько она прогрессивнее, чем солидарная. Как улучшится материальное положение пенсионеров. Особенно бесновались представители негосударственных пенсионных фондов и прочие заинтересованные структуры.

Им поддакивали в правительстве. Хорошо помню слова заместителя председателя Пенсионного фонда Владислава Машкина, который в сентябре 2018 года заявил: второй уровень пенсионной системы – накопительный – должен заработать в Украине с 1 января 2019 года. “Сейчас идет законопроектная работа. Есть разные подходы. Работа проходит в НКЦБФР, отдельные законодательные инициативы у народных депутатов. То есть сейчас идет стадия выработки концепции. В зависимости от этого будет определяться, и когда будет приниматься решение, ставка взноса", – рассказывал Машкин.

И снова недоумеваю: кому нужна была эта законодательная суета, если общеизвестно, что МВФ всегда был против этой затеи. Понимает, что деньги у нас в пенсионных фондах разворуют и ничего в итоге не выйдет. Также было ясно, что против позиции МВФ не попрешь. Зачем тогда говорили о том, чего не будет?

«Армія! Мова! Віра! Борг!»

Судя по Меморандуму, долги – это наше все. Причем осознание Украиной этого факта открыло дорогу к первому за долгое время траншу МВФ в $1,4 млрд. Весь текст Письма и самого Меморандума пронизан мыслью, что действия и помыслы власти в 2019 году, структурные реформы и т.н. “маяки” подчинены одной задаче: выплатить колоссальные долги вовремя и не допустить дефолта.

На что готова власть в год выборов, чтобы, как сказано в Меморандуме, “вчасно виконувати всі наші поточні платіжні зобов'язання та не накопичувати будь-яких заборгованостей з боку видатків”? Если коротко – на все.

Например, на секвестр бюджета. “Ми переглянемо доходні та видаткові повноваження центрального та місцевих бюджетів з метою уникнення накопичення субнаціональних дисбалансів”.

Замораживается зарплата госслужащих, включая врачей и учителей. В тексте Меморандума это звучит так: “заробітна плата державних службовців залишатиметься на рівні 2018 року, а середнє зростання заробітної плати працівників бюджетного сектору в 2019 році буде обмежене 9,4 відсотками, тоді як мінімальну місячну заробітну плату було підвищено на 12% до 4 173 грн.”

Жесточайшая политика экономии выплывает из обещания удержать бюджетный дефицит на рекордно низком уровне. “Ми обмежимо загальний дефіцит державного бюджету 2,5 відсотками ВВП в 2018 році та 2,25 відсотками ВВП в 2019 році».

Такое уменьшение дефицита в наших предвыборных условиях – это эксперимент на выживаемость. В США бюджетный дефицит составляет 5,1% ВВП. Понятно, что сравнивать Украину и США невозможно. Хотя бы потому, что Штаты – первая экономика в мире и эмиссионный центр долларов. Однако далеко не у всех стран ЕС дефицит меньше 3%.

Как выглядит жесткий режим экономии на практике? Вот вам типичный пример. Скажем, ресурс Strana.ua сообщил, что в Украине могут начать закрывать школы и сокращать учителей, так как денег на зарплаты педагогам попросту не хватает.

Местным властям приходится финансировать зарплатные фонды школ за свой счет. Но четко сказано, что полномочия местных бюджетов будут пересмотрены. Видимо, во избежание подобной “щедрости”.

С другой стороны, следует ожидать того, против чего протестовали “желтые жилеты” во Франции: усиления налогового давления. В Меморандуме сказано, что, помимо “запланованого підвищення ставок акцизного податку та подальшого зростання акцизного податку на тютюнові вироби на 9 відсотків починаючи з 1 липня 2019 року”, ожидается:

1) збільшення рентної плати на вуглеводні (видобуток нафти та газового конденсату) на два відсоткові пункти та на видобуток залізної руди на 0,8 відсоткового пункту; збільшення рентної плати за використання лісових ресурсів на два відсоткові пункти;

2) збільшення екологічного податку на викиди двоокису вуглецю (CO2) стаціонарними джерелами з 0,41 грн до 10 грн за тонну;

3) зменшення з метою оподаткування ПДВ порогового значення фактурної вартості посилок у міжнародних поштових відправленнях із 150 до 100 євро;

4) запровадження ввізного мита в еквіваленті тисячі доларів США на автомобілі з іноземною реєстрацією та запровадження електронних акцизних марок”.

Замораживается зарплата госслужащих, включая врачей и учителей. В тексте Меморандума это звучит так: “заробітна плата державних службовців залишатиметься на рівні 2018 року, а середнє зростання заробітної плати працівників бюджетного сектору в 2019 році буде обмежене 9,4 відсотками, тоді як мінімальну місячну заробітну плату було підвищено на 12% до 4 173 грн.”.

Зачем поднимают минимальную зарплату, мы тоже знаем: чтобы заставить бизнес заплатить больше единого социального взноса, необходимого для содержания Пенсионного фонда. Кстати, повышения пенсий в 2019 году не будет. За исключением выплат военным пенсионерам 8,5%, в соответствии с законом, принятым в 2017 году.

Продолжение будет.

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам