«Первая чеченская»: невыученные уроки

11 декабря 1994 года Борис Ельцин подписал Указ № 2166 «О мерах по обеспечению законности, правопорядка и общественной безопасности на территории Чеченской Республики». В РФ началась Первая чеченская война. Сегодня не круглая дата, поэтому о ней вряд ли вспомнят даже в России. Не говоря уже об Украине. Мы не та страна, которая учится на ошибках – своих и чужих. Такого рода «игнор» привел к тому, что в 2014-ом мы столкнулись с абсолютно непривычным для себя явлением: войны на собственной территории (в Донбассе). Россия пережила этот травмирующий опыт 20-ю годами раньше в Чечне.

“Первая чеченская” была страшнее и дольше не менее кровавой “Второй чеченской”. Разница в том, что у первой войны не было развязки, она превратилась (как и ситуация на Донбассе) в замороженный конфликт. Борис Ельцин не сумел поставить в нем точку. Это сделал Владимир Путин в 2000 году. И хотя потом еще более 10 лет продолжались теракты  и борьба с террористами, войны как таковой уже не было.

В разных справочниках события 1994-1996 годов в Чечне называют по-разному. То “операцией по восстановлению конституционного порядка”, то “боевыми действиями на территории Чечни и приграничных регионов”. Точно так же как война на Донбассе именуется Антитеррористической операцией (АТО) или Операцией объединенных сил (ООС). Кто с кем объединился, не знают даже солдаты на передовой. 

Честности не хватает сказать, что в 2014 году Украина попыталась взять под контроль  территорию взбунтовавшегося Донбасса, где были провозглашены ДНР-ЛНР. Аналогично в  Чечне в 1991 году была провозглашена Чеченская Республика Ичкерия. Но разница между этими двумя непризнанными “автономиями” огромная, и не только религиозно-этническая.

У русско-кавказской войны начала 90-х были четкие экономические корни. Вспомним тот период. Перестройка и распад Советского Союза в одночасье поломали жизнь десяткам миллионов людей. Для Украины это выразилось в рэкете, безработице, развале производственных связей, которые “положили на лопатки” предприятия, купонной гиперинфляции и росте национализма.

Этнические чистки нас, к счастью, не затронули. Отдельные рэкетирские группировки, состоящие из “лиц неславянской национальности”, как косноязычно писали в тогдашних УБОПовский сводках, “погоды” не делали.

Иная ситуация была в многонациональной России, где еще при Михаиле Горбачеве начался парад суверенитетов. Не миновала чаша сия и Чечено-Ингушетию. Если в Москве чеченцев с ингушами считали почти одним народом, то на Кавказе так не думали.

В процессе “развода” двух народностей в 1990 году возник Общенациональный конгресс чеченского народа (ОКЧН), который возглавил бывший генерал советских Военно-воздушных сил чеченец Джохар Дудаев. В июле 1991 г. II съезд ОКЧН заявляет, что самопровозглашенная Чеченская Республика (Нохчи-Чо) не входит в состав РСФСР и СССР. Но на это окружение Горбачева и враждовавшего с ним Бориса Ельцина просто не обратило внимание. Они были заняты “поеданием” друг друга.

6 сентября 1991 года Дудаев объявил о роспуске республиканских государственных структур, обвинив Россию в колониальной политике. В этот же день сторонники Дудаева штурмом захватили здание Верховного Совета, телецентр и Дом радио. Более 40 депутатов было избито, а председателя Грозненского городского совета Виталия Куценко убили, выбросив из окна.

И снова почти никакой реакции в центре, где делили власть после победы над ГКЧП, не было. Говорят, что информация слишком долго шла в Москву. Сначала там ошибочно думали, что Куценко просто подал в отставку.

Исполнявший обязанности Председателя Верховного Совета РСФСР Руслан Хасбулатов успел даже отправить телеграмму: «Дорогие земляки! С удовольствием узнал об отставке Председателя ВС республики. Возникла, наконец, благоприятная политическая ситуация, когда демократические процессы, происходящие в республике, освобождаются от явных и тайных пут…».

Процессы “освободились” на полную катушку. 27 октября 1991 года в республике  прошли выборы президента и парламента. Президентом стал Джохар Дудаев. Он тут же объявил об окончательном выходе Чечни из состава Российской Федерации. Только тогда президент России Борис Ельцин встревожился и 7 ноября 1991 года  подписал Указ «О введении чрезвычайного положения в Чечено-Ингушской республике».

Но никакого положения введено фактически не было. Из республики стали просто выводить российских военных и сотрудников  МВД. Дальше совсем непонятный шаг: в июне 1992 года министр обороны РФ Павел Грачев распорядился передать дудаевцам половину всего имевшегося в республике оружия и боеприпасов.

По его словам, значительная часть «передаваемого» оружия уже и так была захвачена, а оставшуюся вывезти не представлялось возможным из-за отсутствия солдат и эшелонов. Знакомая история: когда сотрудники ОБСЕ интересовались у донецких ополченцев откуда у них танки, они отвечали, что это Украина “подарила”.

С точки зрения международного права ситуации в России была подобная нашей теперешней. Юридически Чечено-Ингушская Республика прекратила существование 9 января 1993 года. Точная граница между Чечнёй и Ингушетией не была демаркирована и до 2018 года не определена. 

В результате Чечня стала фактически независимым, но юридически не признанным ни одной страной государством. Республика имела государственную символику – флаг, герб и гимн, органы власти – президента, парламент, правительство,  суды. Предполагалось создание Вооружённых сил, а также введение собственной государственной валюты – нахара.

В непризнанном Донбассе нет своей валюты. После “перерезания пуповины” с Украиной там используют российский рубль. Не для того, чтобы насолить Киеву. Просто система инкассации с этой стороны линии разграничения не работает. А людям надо как-то жить.

Чечня тоже использовала рубль, но несколько иначе. По данным МВД РФ, в 1992-1993 на территории Ичкерии подверглись вооружённому нападению 559 поездов с полным или частичным разграблением около 4 тысяч вагонов и контейнеров на сумму 11,5 млрд. рублей. Совершено свыше 600 умышленных убийств, похищено и незаконно удерживалось  1790 человек.

Но особым промыслом являлось изготовление фальшивых авизо, по которым было получено более 4  трлн. рублей. Есть версия, что именно “чеченские авизо” переполнили чашу терпения федеральных властей и подтолкнули к решительным действиям. 

Сначала пытались действовать исподтишка. С лета 1994 года в Чечне развернулись боевые действия между верными Дудаеву войсками и оппозиционными силами Временного совета Чеченской Республики, неофициально поддерживаемыми Россией. Силы сторон были приблизительно равны, и ни одна из них не смогла одержать верх в борьбе.

26 ноября 1994 года оппозиционеры в третий раз безуспешно штурмовали Грозный. При этом в плен к сторонникам Дудаева попали российские военнослужащие. Тайное стало явным. 1 декабря 1994 года российская авиация нанесла удар по аэродромам “Калиновская” и “Ханкала” и вывела из строя все самолёты, находившиеся в распоряжении дудаевцев.

В день подписания Указа № 2166, 11 декабря 1994 года, подразделения Объединённой группировки войск (ОГВ), состоявшие из частей Министерства обороны и Внутренних войск МВД, вступили на территорию Чечни.

Войска были разделены на три группы и входили с трёх разных сторон – с запада из Северной Осетии через Ингушетию, с северо-запада из Моздокского района Северной Осетии, непосредственно граничащего с Чечней, и с востока с территории Дагестана.

Командование операцией в Чечне было предложено первому заместителю главкома Сухопутных войск Эдуарду Воробьеву, но он отказался возглавить операцию «ввиду полной неподготовленности» и подал рапорт об увольнении из Вооруженных сил РФ. Командование было поручено первому заместителю начальника Главного оперативного управления Генерального штаба Анатолию Квашнину.

В середине декабря федеральные войска начали артиллерийские обстрелы пригородов Грозного, а 19 декабря был нанесен первый бомбовый удар по центру города. В новогоднюю ночь 31 декабря 1994 года начался штурм города. В него вступили около 250 единиц бронетехники, крайне уязвимой в уличных боях.

Российские военные были плохо подготовлены, между различными подразделениями не было налажено взаимодействие и координация, у многих солдат не было боевого опыта. Использовались карты 1970-х гг. Общались по милицейским рациям. “Дудаевцы” слушали все переговоры.

В результате в первых уличных боях было уничтожено 20 танков, ребята-танкисты горели заживо. Около сотни военнослужащих попало в плен. К исходу 1 января в строю оставалось 30% списочного состава. После этого российские военные сменили тактику и вместо массового применения бронетехники применяли маневренные десантно-штурмовые группы, поддерживаемые артиллерией и авиацией.

В Грозном завязались ожесточённые уличные бои. Они шли весь январь и февраль. Обе стороны не считали потери. Для России это был первый опыт войны не за границей (в Африке или Афганистане), а в своей стране после Великой отечественной.

И этот опыт был крайне травматичным. Я читала воспоминания очевидцев о переговорах  российских генералов то с дудаевцами, то с Асланом Масхадовым, то с Салманом Радуевым о временных перемириях. Все сводится к знакомым нам формулам: прекращение огня,  обмен списками военнопленных, возможность вывезти погибших и раненых. Почти всегда перемирие очень быстро нарушалось обеими сторонами.

Тем не менее, 6 марта 1995 года отряд  Шамиля Басаева отступил из Черноречья – последнего района Грозного, контролировавшегося сепаратистами, и город окончательно перешёл под контроль российских военных. В Грозном, в результате штурма превращенном в руины, была сформирована пророссийская администрация Чечни во главе с Саламбеком Хаджиевым и Умаром Автурхановым.

Тем временем  в сельских районах Чечни еще месяц шли локальные бои. Но к апрелю 1995 года российскими войсками была занята почти вся равнинная территория Чечни, и сепаратисты сделали упор на диверсионно-партизанские операции.

Террористический акт в Буденновске 14-19 июня 1995 года, когда 195 человек во главе с  Шамилем Басаевым на грузовиках въехали на территорию Ставропольского края и заняли городскую больницу, согнав в нее две тысячи мирных жителей. Неудачный штурм,  143 человека погибших (из которых 46 – сотрудники силовых структур) и 415 раненых. Потери террористов – 19 убитыми и 20 ранеными.

Спустя полгода – террористический акт в Кизляре 9-18 января 1996 года. Отряд боевиков численностью 256 человек под командованием  Салмана Радуева захватили больницу и родильный дом, согнав туда около 3 тыс. мирных жителей. И снова переговоры, автобусы, условия, штурм и жертвы. 

Боевые действия и переговоры шли одновременно. Обмен пленных “всех на всех”, договоренность о разоружении и выводе войск, формальные выборы в декабре 1995-го, на которых свыше 90% голосов избирателей получил Доку Завгаев, депутат Верховного Совета РФ, специально привезенный в Чечню.

Формально он управлял Чечней до августа 1996 года, когда 2 тыс. боевиков Аслана Масхадова проникли в город и вступили в тяжелые бои с внутренними войсками МВД РФ и чеченской милицией. Российская сторона на некоторое время утратила контроль над большей частью города. Но в дальнейшем с большим трудом и многочисленными потерями Грозный был взят в плотное кольцо федеральными войсками.

После этого  в процесс вмешались ныне покойные олигарх Борис Березовский и приехавший с ним генерал Александр Лебедь. Они настояли на начале очередных мирных переговоров с чеченцами, которые закончились 31 августа подписанием Хасавюртовских соглашений. Подписи под документом поставили начальник штаба Вооруженных сил Чеченской Республики Ичкерии (ЧРИ) Аслан Масхадов  (в прошлом командир 379-го самоходного артполка 107-й мотострелковой дивизии Прибалтийского военного округа) и секретарь Совета безопасности Российской Федерации Александр Лебедь.

Генерала советской авиации Джохара Дудаева на тот момент уже не было в живых. Операция по его ликвидации – одна из самых успешных страниц в непростой и не совсем удачной военной кампании.

С самого начала чеченской кампании российские спецслужбы неоднократно пытались ликвидировать президента ЧРИ. Попытки подослать убийц заканчивались провалом. Удалось выяснить, что Дудаев часто разговаривает по спутниковому телефону системы Inmarsat.

21 апреля 1996 года российский самолёт ДРЛО А-50, на котором было установлено оборудование для пеленга сигнала спутникового телефона, зафиксировал телефонный разговор  Дудаева с депутатом Госдумы, бизнесменом Константином Боровым, представителем либеральной оппозиции, который приятельствовал с Валерией Новодворской.

Установили, что  кортеж  Дудаева находится в район села Гехи-Чу. Отправили туда два штурмовика Су-25, которые нашли кортеж и выпустили по нему две ракеты. Одна из них попала прямо в цель. Закрытым указом Бориса Ельцина двум военным летчикам были присвоены звания Героев Российской Федерации.

Хасавюртовские соглашения остановили боевые действия, но не положили конец войне. По договору российские войска полностью выводились из Чечни, а решение о статусе республики было отложено до 31 декабря 2001 года. По сути, ситуация становилась замороженной,  Чечня вернулась в статус непризнанного ни одной страной мира квази- государства.

Разрушенные дома и села не восстанавливались, экономика носила  исключительно криминальный характер, практически все нечеченское население было убито, изгнано или обращено в рабство. В республике начался межвоенный кризис и расцвет радикального ваххабизма, в дальнейшем приведший ко вторжению в Дагестан, а затем и к началу “Второй чеченской войны”, которую закончил Владимир Путин.

Трагическая история Первой чеченской войны доказала, что любой военный конфликт, где не поставлена точка и нет победителя и побежденного – это как чеховское ружье на стене, которое рано или поздно выстрелит. Недавняя кровавая вспышка  в Карабахе, как и ситуация на Донбассе, наглядное тому подтверждение.

54321
(Всего 41, Балл 4.95 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам