Раскулачивание олигархов-2: Берлускони, Безос и другие

В предыдущей статье мы рассуждали о том, что отбирать СМИ у олигархов, чтобы они не ослабляли президента критикой с «голубых экранов» – это чисто российское ноу-хау, использованное Владимиром Путиным против Владимира Гусинского с Борисом Березовским. Мировой опыт совсем другой:  Джефф Безос и Washington Post; Сильвио Берлускони и его телеканалы; Роберт и Уильям Максвеллы (они не родственники) и, конечно, Руперт Мердок.

Согласно законопроекту «Про запобігання загрозам національній безпеці, пов’язаним із надмірним впливом осіб, які мають значну економічну або політичну вагу в суспільному житті (олігархів)» (№ 5599), чтобы стать олигархом, нужно отвечать трем из четырех критериев:

– принимать участие в политической жизни: для этого достаточно финансировать политическую агитацию (сами понимаете, насколько это расплывчатое понятие);

– иметь определенную сумму денег;

– быть конечным собственником (бенефициаром) монополии;

– иметь значительное влияние на СМИ.

Не сомневаюсь, что при желании можно легко набрать три соответствия для генерального директора и основателя крупнейшего в мире онлайн-ретейлера Amazon Джеффа Безоса, который уйдет в отставку 5 июля 2021 года – ровно через 27 лет, как он возглавил компанию.

О намерении богатейшего человека в мире покинуть свой пост стало известно в феврале этого года. Должность генерального директора займет нынешний глава Amazon Web Services Энди Ясси. Но нам интересно другое. В августе 2013 года Джефф Безос купил за $250 млн. одну из самых влиятельных газет мира – Washington Post.

Основанная в 1877 году газета первой сообщила об “Уотергейтском скандале”, который привел к отставке президента Ричарда Никсона, а также о секретных программах слежки Агентства национальной безопасности США, которые раскрыл Эдвард Сноуден. Журналисты Washington Post были названы лауреатами 47 Пулитцеровских премий. Короче говоря, Washington Post – это символ Америки, и купить ее – все равно что взять в аренду Эйфелеву башню в Париже.

Но мир не перевернулся. Против миллиардера Безоса не ввели санкции. Пользуясь такой “безнаказанностью”, он прикупил целый ряд других печатных СМИ: The Express, The Gazette Newspapers, Southern Maryland Newspapers, Fairfax County Times, El Tiempo Latino и Greater Washington Publishing.

И сейчас, собираясь уйти на заслуженный отдых, основатель Amazon будет, по его словам, посвящать большее времени любимой газете The Washington Post и фонду Amazon Day 1 Fund. Нашего СНБО на него нету!

Лучше всего подходит под  критерии законопроекта Владимира Зеленского бывший итальянский премьер-министр, скандально известный Сильвио Берлускони. Добившись больших успехов в торговле недвижимостью, еще в 70-е гг. он обратил внимание на телевидение и стал первым владельцем национального коммерческого телеканала, где показывали голливудские фильмы, сериалы, ток-шоу – все, что привлекало итальянских зрителей.

Всего он создал три телеканала – Canale 5, Rete 4 и Italia 1, на которых работали лучшие рекламщики и маркетологи. Этот бизнес сделал его медиамагнатом. Берлускони покупал и смежные бизнесы – правоцентристскую газету Il Giornale (в 1977 году) и долю в крупнейшем итальянском издательстве Mondadori.

К концу 1970-х компания Берлускони Fininvest владела несколькими региональными телеканалами. В 1980 году, когда в стране было разрешено частное общенациональное вещание, он создал первую негосударственную телесеть Италии. Для управления каналами была учреждена компания Mediaset, для обеспечения рекламой – агентство Pubitalia.

Когда в мае 2001 года Сильвио Берлускони стал премьер-министром Италии, он оформил акции Mediaset S.p.A. на членов своей семьи. С тех пор Берлускони успел побывать депутатом Европейского парламента, сенатором Италии, министром экономического развития, министром финансов, пару раз премьером, но Mediaset S.p.A. у него не отобрали.

Акции компании котируются на Итальянской фондовой бирже с 1996 года с рыночной капитализацией примерно 1,3 млрд. евро. Годовой оборот (выручка или объем продаж) – около 4 млрд. евро. 

Еще один яркий пример – Руперт Мердок. Он не занимал постов в правительстве и не числился ни в одной из партий. Но ни один телемагнат в мире, пожалуй, так не влиял на результат президентских выборов в США, как он.

Мердок родился 11 марта 1931 года в пригороде Мельбурна (Австралия). После смерти отца в 1952 году унаследовал концерн, издававший газету Herald. Расширение бизнеса начал в 1954 году, купив газету Adelaida News. К 1960-м он уже контролировал более 70% медиарынка Австралии. В 1965 году с покупкой лондонской газеты News of the World вышел на международный рынок. В 1979 году для управления бизнесом создал компанию News Corp. В 1976 году купил New York Post, в 1981-м – The Times, в 1985-м – киностудию XXth Century Fox и телекомпанию Fox News.

В 1990-х Мердок вышел на рынки Азии и Восточной Европы, создав, в частности, азиатскую спутниковую телесеть STAR (1991 год) и став владельцем акций японской Asahi National Broadcasting (1996 год), норвежской TV Tandberg Television (2000 год), немецкого телеканала Premiere (1999 год) и итальянского агентства Ecco Press (1999 год). В общем, типичный олигарх по нашим меркам.

The New York Times приписывала Мердоку победу Рональда Рейгана на выборах 1980 года. А когда в 2012 году Мердок критически оценил компетентность команды Митта Ромни, тот проиграл. Считается, что Дональд Трамп стал президентом США, потому что Мердок оказывал ему поддержку через новости, транслируемые в его медиа-империи, прежде всего  на Fox News.

Для общей картины добавлю немного из “старенького”.

Фрэнк Ганнетт, который в 1940 году неудачно баллотировался на пост президента США, с 1923 года был единоличным владельцем шести изданий и объединил их в корпорацию Gannett Co. К концу 1940-х он владел более 20 изданиями и рядом радиостанций штата Нью-Йорк. Умер в декабре 1957 года.

На сегодня его компании Gannett Co. принадлежат такие общенациональные газеты, как USA Today и USA Weekend. Среди крупных местных газет ей принадлежат The Arizona Republic, The Indianapolis Star, The Cincinnati Enquirer, The Tennessean, The Courier-Journal, Democrat and Chronicle, The Des Moines Register, Detroit Free Press и The News-Press. А также 23 телевизионные станции,  крупные доли акций в таких компаниях, как PointRoll, BNQT Media Group, Planet Discover, Ripple6 и ShopLocal.

В 2019 году произошло объединение с New Media Investment Group, и под контроль холдинга перешло уже 260 изданий. Офисы расположены 45 штатах США. Влияние на политику огромное, особенно на местные выборы. Некоторые “допысувачи” уже стали сенаторами. Странно, что эту медиа-клоаку еще не разгромили. Мы бы с этим быстро справились.

Еще парочка историй на заметку СНБО.

Роберт Максвелл (Ян Лудвик Хох) родился 10 июня 1923 года в Чехословакии. В 1940 году бежал от гитлеровцев в Британию и сменил имя, воевал. С 1945 года работал в Германии чиновником по контролю над местной прессой. В 1951 году купил издательство Pergamon Press, выпускавшее научную литературу и журналы. В 1964 году финансовые скандалы вынудили его на время уйти из бизнеса. В 1980 году приобрел British Printing Corporation, переименованную в Maxwell Communications Corporation.

В 1984-м купил Mirror Group Newspapers, издававшую газету Daily Mirror, в 1988-м – американское издательство Macmillan. К концу 1980-х Максвелл владел долями в 800 СМИ, но финансовое состояние его империи было неустойчивым. В ноябре 1991 года магнат, отдыхавший на яхте близ Канарских островов, погиб. Его тело было найдено в океане. Все компании Максвелла объявили о банкротстве.

Уильям Максвелл Эйткен, лорд Бивербрук, родился 25 мая 1879 года в городе Мейпле (Канада). Никакого отношения к упомянутому выше собственнику Daily Mirror не имеет. Был цементным магнатом.

Переехал из Канады в Британию, где занялся политикой. В 1916-м приобрел газету Daily Express; вскоре издание вышло в лидеры по популярности. В 1918 году Эйткен получил титул лорда. В 1921 году создал Sunday Express, в 1929-м приобрел Evening Standard. Советский коммунист и революционер Лев Троцкий после своего изгнания из СССР в 1929 году писал статьи в этой газете.

Во время Второй мировой войны занимал различные посты в правительстве – от министра военной промышленности до лорда-хранителя печати. В марте 1962-го лорд Бивербрук подвергся нападкам в Палате общин за то, что «руководил вендеттой» против королевской семьи в своих газетах.

Принц Филипп, герцог Эдинбургский назвал Daily Express “чертовой, ужасной газетой, где полно лжи, скандала и вымысла”, но никому не пришло в голову объявить лорда Бивербрука олигархом и отобрать у него издания. В 1964 году он умер.

А в 2000 году таблоид Express Newspapers был выкуплен у его наследников Ричардом Десмондом, издателем ряда журналов, включая журнал о знаменитостях «OK!». Покупка вызвала негативную реакцию, поскольку тогда Десмонду также принадлежал ряд порнографических журналов и популярный порнографический телевизионный канал Television X, из-за чего он получил кличку «Грязный Дес» (данную журналом Private Eye).

Вот тогда-то и разразился скандал: журналисты увольнялись и бастовали. Вопрос рассматривался в судах. Тупые европейцы не догадались применить против Десмонда систему внесудебных санкций. Хотя “порнуха” к этому располагала. Все-таки мы гораздо более продвинутая нация, чем ветхая Европа… 

Источник: Версии
54321
(Всего 33, Балл 5 из 5)
Поделиться в facebook
Facebook
Поделиться в vk
VK
Поделиться в odnoklassniki
OK
Поделиться в linkedin
LinkedIn
Поделиться в twitter
Twitter

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам