Рокировка

Вчерашнее решение Кабинета министров уволить Андрея Коболева с должности главы правления НАК «Нефтегаз Украины», заменив его Юрием Витренко, выглядит как спонтанный элемент рокировки, конечной целью которой было назначение полноценным министром энергетики Германа Галущенко. Тем более что он прошел парламентский комитет. Но, если присмотреться, видно, что “заговор” созревал давно и держался в строжайшей тайне от руководства НАК.

Как известно, новость о том, что 28 апреля прошло заседание общего собрания акционеров компании НАК «Нефтегаз Украины», появилась во время заседания правительства, в повестке дня которого кадровый вопрос относительно Андрея Коболева не стоял.

И это не удивительно, потому что ради увольнения Андрея Коболева пришлось на два дня прекратить полномочия независимых членов наблюдательного совета НАК – представителей государства (это Юлия Ковалив, Наталья Бойко и Мария Сухан). Иностранных независимых членов наблюдательного совета – Людо Ван дер Хейдена, Бруно Лескуа и Клер Споттисвуд – не тронули. Но без украинских представителей набсовет утратил кворум.

В результате Андрей Коболев сообщил через Facebook, что узнал о своем «увольнении» из СМИ и заявления об отставке не писал. А в официальном заявлении “Нефтегаза” решение Кабмина  назвали «юридической манипуляцией», поскольку (согласно уставу компании и закону «Об акционерных обществах») представление о назначении или увольнении главы правления относится к исключительной компетенции набсовета.

В марте 2020 года Кабмин поддержал предложение наблюдательного совета «Нефтегаза» продлить полномочия главы правления компании Андрея Коболева на четыре года. Именно поэтому он чувствовал себя уверенно и еще давал интервью утром 28 апреля, когда его судьба была уже практически решена.

Рассказывал о том, что «Нефтегаз Украины» еще не решил, будет ли летом покупать природный газ по импорту для его закачки в подземные хранилища страны, поскольку сейчас значительные объемы газа в украинских подземках хранят частные зарубежные (почти 5 млрд. куб. м) и отечественные компании.

«Если эти компании остаются в подземке, то функция наполнения ПХГ и сохранения давления в газотранспортной системе для зимнего периода будет выполняться рынком. Если она не будет выполняться рынком, то нам придется идти к акционеру и говорить с ним о том, кто ее выполняет. Теоретически это функция нового оператора ГТС балансировать рынок природного газа», – говорил Коболев.

Экс-главу “Нефтегаза” погубили самоуверенность и невнимание к деталям. Хотя, если считать, что решение о его отставке было принято на самом высоком уровне и вопрос заключался лишь в алгоритме, он мог сохранить лицо, уйдя по собственному желанию. Но не факт, что хотел это сделать.

Итак, первый звоночек прозвенел 9 апреля, когда “Украинская правда” вдруг опубликовала статью о том, что по итогам 2020 года НАК «Нефтегаз Украины» получил 36,93 млрд. грн. совокупного убытка по сравнению с 9,9 млрд. грн. совокупного дохода за 2019 год, а не 19 млрд. грн., как официально заявляет “Нефтегаз”. То есть, по данным журналистов, убытки на самом деле значительно больше. 

Свои выводы «УП» сделала на основании финансовой отчетности «Нефтегаза», которая оказалась в распоряжении редакции. Согласно отчету, в 2020 году чистый доход от реализации продукции составил 121,1 млрд. грн., а себестоимость продукции – 121,9 млрд. грн. Следовательно, валовой убыток от операционной деятельности составил 0,8 млрд. грн. В 2019 году от продажи продукции НАК получил на треть больше – 178,35 млрд. грн., себестоимость составила 147,31 млрд. грн. То есть госпредприятие получило 31 млрд. грн. прибыли в 2019 году.

В частности, в тот год «Нефтегаз» до проведения анбандлинга получил от транспортировки газа по контракту с «Газпромом» 33,5 млрд. грн. До уплаты налогов убыток «Нефтегаза» в 2020 году составил 11,95 млрд. грн. Чистый убыток компании от операционной деятельности 2020 года достиг 17,33 млрд. грн. по сравнению с прибылью в 50,66 млрд. грн. в 2019 году. Таким образом, совокупный убыток 2020 года составляет 36,93 млрд. грн. по сравнению с доходом за 2019 год в сумме 9,9 млрд. грн.

Впоследствии глава «Нефтегаза» Андрей Коболев отреагировал на опубликованную информацию. Он заявил, что компания не имеет права комментировать финансовые показатели до обнародования отчетности. А в отчетности, как сказано выше, фигурировала цифра вдвое меньше.

Примечательно, что в официальном пресс-релизе Кабмина также названа скромная цифра – 19 млрд. грн. И никакого упоминания не только об убытках почти в 37 млрд. грн., но и о 75 млрд. грн., недополученных бюджетом, по мнению аудита, состоявшегося в прошлом году.

Дословно в сообщении пресс-службы Кабмина сказано (цитата языком оригинала) следующее:

“28 квітня Кабінет Міністрів України провів засідання загальних зборів акціонерів компанії НАК «Нафтогаз України». Під час засідання розглянуто звіт про діяльність  державної компанії НАК «Нафтогаз України» у 2020 році. Чистий консолідований збиток групи компаній «Нафтогаз» у 2020 році становив 19 млрд. грн.

При цьому у затвердженому Кабінетом Міністрів фінансовому плані компанії передбачалося отримання 11,5 млрд. грн. прибутку. Відповідний фінансовий план був запропонований самим керівництвом НАК «Нафтогаз України» у грудні 2020 року. За результатами засідання загальних зборів акціонерів роботу Наглядової ради та правління НАК «Нафтогаз України» у 2020 році визнано незадовільною.

Відповідно, з 28 квітня 2021 року припиняються повноваження незалежних членів Наглядової ради НАК «Нафтогаз України», представників держави у наглядовій раді НАК «Нафтогаз України», а також голови правління Коболєва Андрія Володимировича.

За результатами засідання загальних зборів акціонерів НАК «Нафтогаз України» нинішніх незалежних членів Наглядової ради НАК та представників держави у Наглядовій раді було переобрано в такому самому складі. Водночас, оголошено конкурсний відбір кандидатів на зайняття посад чотирьох незалежних членів Наглядової ради акціонерного товариства «Національна акціонерна компанія «Нафтогаз України». Відповідно, незалежні члени та представники держави у Наглядовій раді компанії продовжать здійснювати свої повноваження до обрання та визначення нових представників.

Також прийнято рішення про обрання та призначення з 29 квітня 2021 року Вітренка Юрія Юрійовича головою правління акціонерного товариства «Національна акціонерна компанія Нафтогаз України». Юрій Вітренко має багаторічний успішний досвід у сфері енергетики та у 2018 році обіймав посаду виконавчого директора НАК «Нафтогаз України».

Перед новим керівником компанії поставлено завдання щодо системного збільшення видобутку українського газу, а також сприяння у формуванні повноцінного та справедливого ринку газу в Україні” (конец цитаты).

Вместе с тем оставшийся за кадром аудит, который провела Государственная аудиторская служба, выявил в работе «Нефтегаза» нарушений на 226 млрд. грн., из-за которых бюджет недополучил более 75 млрд. грн. Здесь и продажа газа по заниженным ценам, и безосновательная выплата премий членам правления, и занижение услуг за транспортировку газа, и провал программы увеличения добычи голубого топлива, и нарушения в закупках, и скрытое кредитование, и многое другое.

Нарушения в основном касались 2018-2019 гг., т.е. периода прибыльности “Нефтегаза”. Оказалось, что только размер дивидендов был занижен  на 35,3 млрд. грн. С занижением доходов из-за неотражения в их составе штрафов, пени и неустойки по решению судов набежало еще 2,9 млрд. грн. И так по мелочам собралась впечатляющая сумма.

Но что любопытно: аудит был завершен в сентябре 2020 года. Никаких действий правительства и заявлений для прессы не последовало. Коболев спокойно работал еще полгода, а тучи сгустились над его головой по причине политической конъюнктуры и “революционной целесообразности”, а вовсе не из-за невыплаченных государству дивидендов. В странном государстве мы живем, не правда ли?..

Источник: Версии
54321
(Всего 30, Балл 5 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам