Украина в мировой торговле: спасение в примитивизме?

Аудит

На фоне соглашения RCEP и создания многосторонней торговой сделки с участием Китая и стран Азиатско-Тихоокеанского региона все заговорили о перспективах международной торговли. По подсчетам ВТО, в этом году падение объемов торговли из-за COVID-19 может составить до 18,5%. И это без учета второй волны карантинных ограничений. Кому в таких условиях жить хорошо: экономикам, которые предлагают на продажу сложную готовую продукцию, или нам, хлебопашцам, поставляющим на мировой рынок зерно да руду?

Больше месяца назад экономист Павел Вернивский сделал интересный анализ. Он сравнил самые торгуемые в мире товары (по объему мирового рынка) и то, что продает Украина. Заметим, что цифры приведены до пандемии, которая резко изменила спрос на многие группы товаров.

Итак, на первом месте сырая нефть. Объем рынка $1,08 трлн. Сейчас это уже не так. Сокращение объемов продажи нефти связано, прежде всего, с сокращением числа авиаперелетов в мире. Даже после окончания планетарного локдауна летают на порядок меньше, чем в прошлом году. К тому же ученые всего мира продолжают работать над усовершенствованием аккумуляторов. И появление адекватного по цене и качеству электромобиля, способного совершить длительный пробег (а не перезаряжаться через 400 км как сейчас), – это вопрос времени.

Не удивительно, что с начала года идет удешевление нефти. А в самый разгар карантина, в апреле, на мировых биржах нефть едва ли не впервые в истории продавали по отрицательным ценам. То есть продавцы доплачивали за то, чтобы у них забрали законтрактованные объемы.

Второе место в мире по самым торгуемым товарам занимают автомобили – $782 млрд. Спрос на них несколько упал, но не радикально. Машина в условиях пандемии и всяких локдаунов – это не только средство передвижения, а еще роскошь единственно возможного способа передвижения. Если можно так вычурно сказать. Что касается Украины, то мы на этом рынке не игрок. Разве только проводку скручиваем для всех мировых брендов. Гордиться такой специализацией или нет, трудно сказать. Но факт остается фактом: рынок не наш.

Третий по объему торгуемый товар – это… нефтепродукты (не путать с сырой нефтью). Объем – $753 млрд. Применимо все то, что сказано выше относительно нефти. Рынок не наш. Мы на нем не играем как поставщики.

Еще один не наш рынок, четвертый по счету – это интегральные схемы. Всего на нем зарабатывается $619 млрд. Жду возгласов патриотов о том, что Украина самая компьютерная страна галактической системы и наш IT-сектор зарабатывает в среднем $4 млрд. А еще в сети Apple Store засветилась портативная вспышка для смартфонов, которую изобрели в Украине. О чем мало кто знает. Порадуемся успехам наших отечественных “кулибиных”. Пожелаем успеха украинским компьютерным самородкам. Потом тихо признаем факт, что мы тут не рулим.

Еще две позиции, которые можно детально не обсуждать, потому что и так понятно – они не наш конек. Объем рынка вещательного оборудования составляет $419 млрд. А рынка автозапчастей $396 млрд. Удачи всем, кто зарабатывает тут свою копеечку.

А на чем кормимся мы? Читала, что украинский экспорт широк и многогранен. И мы можем продавать за рубеж практически все. Жители Швейцарии с удовольствием едят украинские ягоды и фрукты. На полках магазинов Disney стоят украинские головоломки (подозреваю, что made in Ukraine там не написано, – автор). Есть даже экспорт вышиванок, детских кроваток и конфет ручной работы. Но очень локализированный. Другими словами – микроскопический. В основном по почте.

Если говорить о глобальных товарных партиях, то в Украине, по данным экономиста Вернивского, “чем богаты, тем и рады” таким набором экспортных товаров. Во-первых, подсолнечное масло. Общий мировой экспорт этого продукта – $10,6 млрд. Это небольшой рынок, и он занимает 310-е место списке наиболее торгуемых товаров в мире. Но Украина занимает на нем почетное первое место с долей в объеме $4 млрд. Это 38,7% всего мирового подсолнечного рынка.

На втором месте полуфабрикаты из железа. Общий мировой экспорт этого продукта – $32,8 млрд. Опять-таки это сравнительно небольшой рынок, и он занимает 114-е место в списке наиболее торгуемых товаров в мире. Тем не менее доля Украины в этом сегменте – 12%. В денежном выражении это почти $4 млрд.

Дальше идет царица полей кукуруза. Общий мировой экспорт этого продукта – $34,4 млрд. Это небольшой рынок, и он занимает 107-е место в списке наиболее торгуемых товаров в мире. Экспорт Украины – $3,5 млрд. или 10% мирового рынка.

Великая аграрная страна не может ограничиться только двумя наименованиями. Житница Советского Союза стремится занять достойное место в мире и по реализации пшеницы. Общий мировой экспорт этого продукта – $45 млрд. Это также небольшой рынок, но он крупнее предыдущих и занимает 84-е место в списке наиболее торгуемых товаров в мире. Экспорт Украины – $3,1 млрд. 7% мирового рынка. Неплохо.   

И пятый базовый продукт нашего экспорта – железная руда. Общий мировой объем этого рынка – $95 млрд. Относится к среднему уровню и занимает 23-е место в списке наиболее торгуемых товаров в мире. Экспорт Украины – $2,9 млрд. или 3% всего мирового объема.   

Что можно сказать, исходя из этого перечня? Проблемы нефтяного рынка и вообще энергоносителей нас не касаются. Мы не потеряем доходы, но можем уменьшить расходы, если падение цен будет продолжаться и дальше.

В непищевом сегменте самое большое сокращение экспорта у нас произошло в металлургии. Экспорт черных металлов и изделий из стали и чугуна, занимавший почти пятую часть всего украинского экспорта, за первые полгода сократился почти на 20%. Это связано с замораживанием инфраструктурных проектов и строительства во всем мире.

Что касается сверхпрочной авиационной и автомобильной стали, мы в этом более сложном технологически сегменте на экспорт не работаем. Так что ничего тут не утратили. А то, что традиционно продаем – окатыши из железной руды, концентраты железные, слябы и кабели, всегда нужно. Возможно, в меньшем объеме, чем до кризиса.

По сельскому хозяйству все совершенно ясно. Кушать в мире не перестали, даже, когда болеют. Наше подсолнечное масло, пшеница и кукуруза всегда найдут сбыт. Остальные экспортные продукты тоже. По объему мы много экспортируем рапса и соевых бобов. Гораздо меньше переработанной продукции. Мясо, курятина, мед, орехи и прочее – оно в общем объеме поставок не занимает значительной доли. Но спросом пользуется. Продаем и дальше.

Теперь подытожим сказанное в целом. Очевидно, и тут нет никакого секрета, что по экспорту Украина находится на низшей ступени сложности экспортной продукции и занимает весомую долю на рынках с минимальным уровнем добавленной стоимости в конечном продукте. То есть мы примитивные ребята.  

Вроде бы это “не фонтан”. Хотелось бы торговать готовыми продуктами, сложными, технологичными, передовыми. Но пока продаем то, что покупают. Из позитивных новостей: по мнению специалистов, изменение стоимости сырья происходит намного медленнее, чем готовой продукции. Правда, это не касается энергетических продуктов. Другими словами, если мир надолго застрянет в карантинах, продукция Boeing вскоре резко подешевеет.  Но нашу кукурузу будут кушать и дальше. Можно сказать, повезло.

Источник: Версии
54321
(Всего 23, Балл 5 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам