Закончились новогодние каникулы. Короткий туристический итог их таков: большая часть населения сидела дома и ограничивала свои радости алкогольно-гастрономическими изысками. Активные катались на лыжах в пределах карпатских гор. Горстка смелых и платежеспособных, включая народных депутатов, политиков и бизнесменов, рискнула отправиться в дальние экзотические края. Выбирать особо не приходится: ехали туда, куда пускают. Фишка сезона благодаря Петру Порошенко – Галапагосские острова. Да и безвиз, похоже, уже сворачивается…
За что я люблю наш МИД, так это за умение интриговать. Сидим мы перед Новым годом с коллегами-журналистами на неформальном корпоративе-междусобойчике, обсуждаем варианты путешествий в условиях пандемии. Подруга листает Интернет и озвучивает предложения туркомпаний. И тут поисковик подсовывает новость со ссылкой на министра иностранных дел Дмитрия Кулебу: “Украинцам открыт въезд в почти 60 стран”.
Ух ты! Вот это да! Чуть было не начали уже мысленно собирать чемоданы. Выручила профессиональная привычка – читать не только заголовки, а и весь текст новости. Решили найти полный список стран, распахнувших двери для нас, жителей “красной зоны”.
Кроме понятных маршрутов в Турцию, Египет, ОАЭ, Черногорию, Болгарию, Сербию, Бразилию, Ямайку, Танзанию, Кению, Мексику, Доминикану и на Мальдивы, а также непривычных, но потенциально интересных для нас направлений – в Армению, Казахстан, Узбекистан, Колумбию, Антигуа и Барбуду, пан министр включил в список отдых в Конго, Эфиопии, Гане, Того, Уганде, Бенине, Буркина-Фасо, Джибути, Замбии, Руанде, Сан-Томе и Принсипи, Судане, Сьерра-Леоне и т.д.
Мы так и не поняли насчет Судана и Сьерра-Леоне, которые ждут нас с распростертыми объятиями, это троллинг со стороны МИДа или серьезно? Хотя, с другой стороны, найти предложения от туроператоров “посетить Судан – одно из беднейших государств мира, но с большим потенциалом для развития туризма” с возможностью пляжного отдыха на побережье Красного моря не составило труда.
Мы даже вычитали, что самая популярная достопримечательность в стране – национальный парк Диндер. А самый известный курортный город страны – Порт-Судан. Именно здесь расположено множество отелей и “созданы хорошие условия для отдыха туристов”.
Ну что ж, если тема с коронавирусом затянется, нам придется выбирать между Албанией и Суданом, потому что Галапагосские острова – это для очень богатых, а в Европу украинцев просто не пускают. Наш безвиз из-за пандемии накрылся медным тазом. И велика вероятность, что запрет на въезд в 2020 году плавно перейдет на 2021-й. А потом вступит в силу требование обязательного получения платного разрешения на въезд в Европейский Союз для граждан Украины и еще 60 других стран.
Причем дело не в том, что он платный (цена 7 евро – это чашка кофе в центре Парижа), а в том, что введение обязательной регистрации – это, по сути, завуалированная форма получения двухлетней туристической визы.
Согласно данным на сайте Европейской информационной системы авторизации путешествий (ETIAS), введение такой системы было предусмотрено еще в 2016 году, и тогда ожидалось, что для ее запуска потребуется около пяти лет – до конца 2021 года. Но из-за пандемии и связанных с нею хлопот и ограничений новые правила заработают в 2022 году.
Не позднее 96 часов до въезда пользователю будет необходимо сообщить в онлайн-системе персональные и контактные данные, в частности информацию о проездных документах, месте жительства, образовании, родителях, работе, а также ответить на ряд вопросов о возможных связях с криминалом. Получение авторизации должно занять не более 10 минут.
Пишут, что это формальность и чепуха. Но я так не думаю. Один список вопросов чего стоит. К тому же если отказ в выдаче визы посольством можно было обжаловать, исправив недочеты в документах или подкинув дополнительные обоснования поездки, то здесь решение принимает бездушная машина. А с ней спорить бесполезно. Хотя предполагается, что в случае отказа можно будет подать апелляцию.
Но пока мечты о Европе остаются мечтами, будем исходить из реальности. Радует, что к началу новогодних каникул в безопасную «зеленую» зону перешли Болгария, Египет, Мальдивы, Танзания, ОАЭ и Доминикана. А также недавно открытые для украинцев Шри-Ланка и Оман.
Не догадываетесь, почему они такие здоровенькие? Правильно! Потому что там никто не делает массовых ПЦР-тестов. Прямо как в Буковеле. Не случайно таким популярным стал остров Занзибар. Чтобы отдохнуть на местных курортах, поваляться на белоснежном песке у теплого океана, нужно потратить в среднем “штуку” баксов и… все. Это вам не Египет! Никакой негативный ПЦР-тест с QR-кодом, действительный до 72 часов до вылета, по прибытии на Занзибар не требуется.
В аэропорту все пассажиры проходят медицинский скрининг (измерение температуры). И обязаны представить на медико-санитарном контроле, совмещенном с паспортным, корректно заполненный пассажирский бланк наблюдения. Это такая бумажечка, в которой у вас спрашивают о самочувствии.
Температура есть? Кашель есть? С коронавирусными больными контактировали? Ставишь “птичку” в квадратике NО, и все формальности улажены. Можно сказать, что пассажир прошел самообследование. Хитрый способ, изобретенный странами третьего мира, чтобы дурить ВОЗ, Запад и самих себя.
Я прошла подобное тестирование год назад, в самом начале эпидемии в Индонезии – стране контрастов, где изумительная природа и самобытная культура соседствуют с дичайшим обнищанием и жалкой пародией на западные стандарты. Помню, там в аэропорту, помимо вышеупомянутых анкет, привлекал внимание плакат “Стоп, коррупция!”.
В нашем родном “Борисполе” на паспортном контроле висит аналогичная “напоминалка” для иностранных туристов (пока они еще были) – не давать украинцам взяток. В общем, мы с индонезийцами одинаково “клейменные”. Братья по разуму, так сказать.
В этом плане, если смотреть, куда пускают сейчас наших граждан, возникает смутное ощущение, что дипломатические игры закончились и нам указали реальное место в мире: Судан, Египет, Доминикана и Украину туда же. Группа “высокоразвитых” стран.
Впрочем, если отложить в сторону подобные умозаключения и рассматривать отдых по обычным туристическим параметрам – соотношение цены и качества, погода, комфорт, расстояние и длительность полета, то для варианта “лето” на первом месте будет привычный Египет. Несмотря на его придирки к тестам, упомянутые выше. Статистика подтверждает, что три самых популярных пляжных курорта этой зимы – Хургада, Шарм-эль-Шейх и Марса Алам.
Мальдивы и Доминикана далеко не всем по карману. Занзибар хорош, если не уходить далеко от отеля и экскурсовода, ибо можно остаться не только без денег и телефона, а и пляжных шортов и тапочек. Африканская специфика, как ни крути.
В последнее время снова открылась Шри-Ланка, но на особых условиях – иностранные гости могут отдыхать на закрытых территориях, в «туристических пузырях», а экскурсии возможны исключительно групповые. Недавно для въезда в Шри-Ланку требовалась виза до 30 дней за $35 долларов, а также ПЦР-тест за 72 часа до вылета и карантин до пяти дней. Теперь требования изменились: нужно сделать тест на месте и ждать результата два дня.
То же самое и в ОАЭ: для поездки необходимо сдать ПЦР-тест в Украине за 96 часов до вылета, а также повторно в аэропорту прилета (бесплатно). Первые сутки придется подождать результата в отеле. А дальше – айда на пляж.
И тут возникает риск, что повторный тест может оказаться положительным. Не обязательно у вас. У кого-то из попутчиков в самолете. Или у одного из членов экипажа. Причем не факт, что он действительно болен коронавирусом. Да простят меня толерантные европейцы, я несколько скептически отношусь к лабораторным исследованиям “туземцев”. К ОАЭ это относится в меньшей степени, там нефтяное бабло побеждает любое зло, включая и COVID-19. Но тем не менее.
Если вдруг подобная неприятность произошла именно с вами, придется быть готовым к самоизоляции (и не факт, что в оплаченном вами отеле), а в худшем случае к госпитализации. Не сомневаюсь, что судьям Конституционного суда с их зарплатами в сотни тысяч гривен полежать пару недель в дубайской клинике для “коронавирусников”, где сутки пребывания оцениваются в тысячи у.е. – это не проблемы, а расходы. Причем нечувствительные.
Но для большинства населения, как говорится в известной поговорке, “бедному жениться – ночь короткая”. Так что айда на лыжи в Карпаты (не только в Буковель, где сейчас дороже, чем в Куршавеле, а и в места попроще) или к родне в село – на сало и вареники. Правда, есть сумасшедшие, которые правдами и неправдами пытаются прорваться в Крым – к родне или ввиду ностальгии. Но это отдельная занимательная история. Расскажу как-нибудь в другой раз.