Хороший дом с плохими соседями

Президент израильской компании RAD Data Communications, сердцевины RAD-Group — одного из мировых лидеров хайтек-индустрии, Зоар Зисапель, подводя итоги разговора с украинскими журналистами об Израиле, философски заметил: «Мы построили хороший дом, но рядом с очень плохими соседями». И это еще мягко сказано. Потому что Израиль с первого дня своего существования решает другой вопрос: как жить с соседями, добрая половина которых хочет тебя убить? То есть по-прежнему вообще не признает права евреев на свое государство там, где Израиль находится сейчас…
Группу украинских журналистов в Израиль пригласили посольство и МИД этой страны, чтобы они ознакомились с ее настоящим, прошлым и будущим. И с мнениями, которые бытуют по этому поводу в Израиле. За 5 дней знакомились, что называется, по полной. Потому что Израиль — это единственная на Ближнем Востоке демократия западного типа, и плюрализма мнений в ней вместе с правом их свободно высказывать — хоть отбавляй. Во время конфликтов с арабами военная цензура, конечно, существует, но летом прошлого года израильские журналисты и их коллеги со всего мира писали все, что хотели. Даже то, где и в каком количестве израильские войска собираются атаковать инфраструктуру и отряды «Хизбаллы» в Южном Ливане. Солдаты приходили на заданное место по приказу своих командиров и разведки, а там их либо встречали огнем, либо террористов уже не было…

События лета прошлого года, уже окрещенные «2-й ливанской войной» (по аналогии с «1-й ливанской» 1982 года, когда израильтяне вошли в Ливан и вышибли оттуда подразделения Организации освобождения Палестины (ООП) Ясира Арафата в Северную Африку), — это сегодня главный раздражитель и предмет всех споров в Израиле. И не исключено, точка отсчета для его будущего. Потому что, несмотря на частичные, но ощутимые успехи военных (разрушение инфраструктуры «Хизбаллы», отдаление ее отрядов от ливано-израильской границы, физическое уничтожение многих террористов, защиту мирных граждан и т. д., о чем нам откровенно поведали в Генштабе ЦАГАЛ — Армии обороны Израиля), над страной витает дух поражения. Вернее, даже не дух, а надоедливое и постоянное чувство того, что израильтяне не победили террористов в открытом бою. И, по мнению многих израильтян, арабский мир перестал бояться Израиля, а значит, будут новые теракты, а потом и войны. С одной целью — все-таки уничтожить еврейское государство. Один из носителей такого мнения, экс-министр в четырех правительствах Натан Щаранский, дважды подававший в отставку из-за несогласия с проводимой политикой «бессмысленного умиротворения», уверен: «Израиль не трогают, пока он силен».

И тут Щаранский не так уж и неправ. Так в этом регионе повелось с момента образования Израиля 14 мая 1948 года. Через год после этого он победил в первой арабо-израильской войне за свою независимость. А потом были 1956-й (когда Израиль вместе с Великобританией сам напал на Египет), «шестидневная война» 1967 года и «война Судного дня» 1973-го (когда уже Израиль одновременно и победоносно отражал нападения коалиции нескольких арабских государств на многих фронтах). Арабы успокаивались на время после поражений. Но затем опять накапливали силы, чтобы снова начать.

Что-то похожее происходит и сейчас. Как мы заметили, в Израиле тоже много блондинок. Но, в отличие от своих белокурых интеллектуальных подружек по всему миру, они не спрашивают: «Как правильно писать: Ирак или Иран?». Они уже точно знают, что Иран — их враг №1, разрабатывающий собственную ядерную программу. Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад действительно не устает повторять, что «Израиль надо стереть с лица земли». Второй враг — Сирия. Вместе Тегеран и Дамаск помогают палестинским и прочим террористам, которые под зеленым знаменем ислама хотят сбросить в Средиземное море белый синезвездный флаг Израиля и покончить с государством евреев как с «сионистским проектом». Замглавы Центра политических исследований при МИД Израиля Бени Даган сказал нам, что «у Израиля уже есть граница с Ираном — это Сектор Газа».

Кроме Средиземного моря, Израиль со всех сторон окружен арабскими странами и почти 60 лет испытывает в разной степени ненависть всего мусульманского мира. Благодаря проводимой политике выживания и лавирования, а также собственной экономической и военной мощи он смог расколоть единый исламский арабский фронт. В обмен на захваченные территории заключены мирные договоры с Египтом, Иорданией и Ливаном, которые официально признали право Израиля на существование.

Но все равно есть три горячие точки соприкосновения. С Сирией, с которой Израиль находится в состоянии временного перемирия в конфликте из-за Голанских высот — стратегически важной территории, с которой Сирии удобно обстреливать израильские земли из дальнобойных орудий и которые поэтому захвачены Израилем в 1967-м и аннексированы в 1981 году. И с Ливаном, в южной части которого окопалась шиитская «Хизбалла» («Партия аллаха»), образованная в 1982 году и имеющая военное крыло в виде «Движения исламского сопротивления» с бригадами террористов и смертников «Исламабули» и «Аль-Кудс». Руководит ею шейх Саид Хасан Насралла.

И есть собственное «внутреннее горе» — в виде территорий, заселенных палестинцами и предназначенных для организации Палестинского государства, как это и предписывают многочисленные резолюции ООН. Это Западный Берег — территория к западу от реки Иордан и Сектор Газа — часть земли на юге Израиля, граничащая с Синайским полуостровом Египта. Согласно концепции «мир в обмен на территории» (или наоборот — «территории в обмен на мир») после соглашений в Осло 1993 года и плана «Дорожная карта» 2003 года, Израиль уже несколько лет последовательно уходит с палестинских территорий, тоже захваченных в 1967 году. Как сказал нам тот же Даган, «мы освобождаемся от власти над палестинцами». Но если Сирии можно вернуть Голаны, то Ирану возвращать нечего…

На землях провозглашенной в 1988 году в Алжире и признанной 94 странами мира (но не ООН) Палестинской автономии (ПА) уже давно действует Палестинская национальная администрация (ПНА), которой еще недавно руководил Ясир Арафат, а после его смерти в 2004 году и победы на президентских выборах в ПА возглавил Махмуд Аббас. В 2005 году Израиль в одностороннем порядке вышел из Сектора Газа и уничтожил там все свои поселения, отдав территорию под власть ПНА.

Но мира это не принесло. В январе прошлого года в ПА состоялись свободные парламентские выборы, на которых победу одержали Палестинское движение национального освобождения (ФАТХ) Аббаса и Исламское движение сопротивления (ХАМАС) под предводительством Халеда Машаля. ХАМАС получил большинство голосов и вошел в правительство ПА. Но если ФАТХ хочет переговоров с Израилем хотя бы на словах, то ХАМАС желает воевать до конца. И между ними случился раскол, в результате которого на Западном Берегу властвует ФАТХ, а Сектор Газа с более чем миллионным населением, уничтожив там структуры ФАТХ, захватил ХАМАС. Обе организации имеют свои военизированные формирования. У ФАТХ это «Бригады мучеников Аль-Аксы», у ХАМАС — «Бригады Иззеддина Аль-Кассама». А есть же еще «Иламский джихад» — международная организация палестинцев-террористов со штаб-квартирой в столице Сирии Дамаске и местом действия в Секторе Газа и множество других мелких террористических группировок и «бригад». Все они в 2000 году объявили о начале «второй интифады» — «священной войны» против Израиля. Якобы в ответ на то, что израильский премьер Ариэль Шарон без разрешения взошел на Храмовую гору и приблизился к мечети Аль-Акса в Иерусалиме.

Все террористы так или иначе хотят уничтожения Израиля. Некоторые, правда, не против, чтобы на его месте остались проживать «коренные» евреи. Но беда-то в том, что сегодня трудно, практически невозможно определить, кто в Палестине коренной, а кто нет. Следы этого разделения теряются в пыли, крови и слезах тысячелетий. Само название Палестина возникло от слова Филистия, которым римляне в 135 году уже нашей эры наименовали территорию Эрец-Исраэль (Страну Израиля), чтобы стереть память о связи евреев с этой землей, об Иудейском и Израильском царствах. Тогда легионы Рима окончательно разбили восстание Бар-Кохбы («Сына звезды»), который пытался восстановить еврейское государство. Евреев уже тогда рассеяли по миру, но часть из них все равно осталась в Палестине. А арабы пришли и принесли ислам туда только в 636 году. И вместе они — евреи и арабы — пережили на этой земле до 1948 года и турков-сельджуков, и крестоносцев, и мамлюков, и турков-османов, и британское владычество. Сегодня же (со времени войны 1967 года особенно) палестинцы и израильтяне спорят, кто кого оккупировал. Но — как насмешка над изменчивой историей — древние еврейские земли Самария и Иудея населены палестинцами и входят в состав ПА…

С начала второй интифады погибли уже тысячи израильтян и палестинцев. Израиль в ответ на теракты проводит точечные ракетно-артиллерийские удары и военные операции по уничтожению баз и опорных пунктов террора. В 2002 году войска Израиля провели операцию «Защитная стена» и «зачистили» территорию Западного Берега, точными попаданиями ракет убили лидеров ХАМАС — шейха Ахмеда Ясина и его преемника доктора Азиза Рантисси. А с 2003 года строят вокруг палестинских территорий «забор безопасности» — 720-километровые заграждения, 3% которых — это глухие бетонные блоки вблизи автострад и населенных пунктов, а остальное — прозрачные стены, оснащенные датчиками, следовыми полосами и пропускными пунктами. Выглядит это ужасно даже с высоты вертолетного полета. Цель «забора» — предотвратить попадание в Израиль террористов-смертников, которые приводили в действие бомбы в населенных пунктах страны. Цель эта достигнута почти полностью…

Но есть другая точка зрения на эти меры. Арабы называют террор «национально-освободительным движением», а «забор» — «стеной апартеида», мешающей нормальному экономическому развитию ПА, блокирующей его. И это — тоже правда. Израиль хочет окончательных переговоров о размежевании с палестинцами, но до них продолжает контролировать ПА войсками и финансово — распоряжаясь значительной частью средств, выделяемых США, ЕС и другими странами на помощь палестинцам…

…Сегодня одним из символов Израиля стал небольшой городок Сдерот на границе с Сектором Газа. С территории Сектора он подвергается постоянным обстрелам ракетами «кассам». Самодельными железными болванками с крылышками, начиненными взрывчаткой и всяким металлическим хламом и названными в честь упомянутого выше Иззеддина Аль-Кассама, радикального шейха, который боролся с еврейской репатриацией и был убит еще в 30-е годы прошлого века при британском мандате на управление этой территорией. Ракеты эти примитивны, неуправляемы, но они могут убить и убивают при прямом попадании, разрушают дома и школы в Сдероте. На этот опрятный городок, населенный на две трети выходцами из бывшего СССР, приятно и одновременно страшно смотреть. В небе над ним висит дирижабль, который наблюдает за Сектором Газа и оповещает о запуске очередного «кассама». Так и ждешь, что сейчас прозвучит пронзительный сигнал воздушной тревоги, надо будет искать убежище, а чей-то дом проломит смертоносная железяка. В Сдероте местная полиция уже организовала склад «кассамов», а горожане, по-русски матерясь, откровенно призывают власти военными методами покончить с господством ХАМАС в Секторе Газа. Или хотя бы перекрыть им воду и электричество. И это тоже суровая правда: ХАМАС может руководить Сектором только потому, что все жизнеобеспечивающие артерии туда идут из Израиля…

…Сейчас в Израиле мнения по поводу дальнейших действий разделились. Умеренные политики, находящиеся у власти, очень надеются, что им удастся договориться с палестинцами без войны. Потому что во время военных действий больше всего страдают палестинские дети, которыми прикрываются боевики. Израильтяне горько шутят: «Мир наступит тогда, когда они своих детей начнут любить больше, чем ненавидеть нас». ЦАГАЛ нарабатывает новую тактику действий в условиях «асимметричного конфликта». В его Генштабе нам так и сказали, что войска не могут позволить себе то, что позволяют террористы, и потому хотят найти разумные средства, как надежно заблокировать террористов. А сопровождавший нас сотрудник МИД Эдди Шапира вообще сказал крылато: «Нам нужно быть не только правыми, но и умными. Это наш главный экзамен».

Другая точка зрения — в том, что новая война с арабами неизбежна. И что нужно как можно быстрее нанести военные удары не только по боевикам ХАМАС, но и по Сирии. Потому что Сирия и Иран помогают боевикам перевооружиться, в частности усовершенствовать «кассамы», и скоро те начнут бить не только по Сдероту, но и по более отдаленному и крупному городу Ашкелон. Тот же Щаранский убежден, что «чем больше оттягивать удар, тем дольше будет война». Он и такие, как он, уверены, что бессмысленно предоставлять палестинцам территории в обмен на мир, пока в ПА не пройдет «демобилизация народа». С войны с Израилем. То есть пока не будут разобраны лагеря беженцев, где подрастает уже четвертое поколение обездоленных палестинцев, являющихся основным «резервуаром» пополнения отрядов боевиков и смертников. Пока в ПА не будут созданы условия для нормального развития экономики, улучшающей социальные стандарты жизни населения. Пока власти ПА не внедрят нормальное светское образование, а не преподавание в школах, например, географии, которая учит, что на картах мира нет Израиля. И пока власти ПА не начнут действенную борьбу с террористическими организациями. И в этом тоже есть своя сермяжная правда. С 1994 года до начала второй интифады экономика ПА бурно развивалась — прирост ВВП составлял 30%. Все было остановлено войной. И, похоже, прав был покойный глава МИД Израиля Абба Эвен, утверждавший, что «палестинцы еще ни разу не упустили возможность упустить благоприятную возможность»…

…Большую надежду власти Израиля возлагают на новую конференцию по Ближнему Востоку, которая намечена в Вашингтоне на ноябрь сего года. Они надеются усадить палестинцев за стол переговоров. И, лавируя, хотят укрепить раскол арабского мира на «прагматиков», признающих право Израиля на существование, и исламских «радикалов» (типа Сирии и Ирана). В Вашингтон приглашена делегация Саудовской Аравии, власти которой тоже отказываются от террора как средства решения ближневосточных проблем сожительства. Ну а в самом Израиле приближаются выборы, на которых пророчат победу правым во главе с экс-премьером Беньямином Нетаньяху. Они войны не боятся. И многие этому рады…

Фото автора

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам