Ядерно- овощеводческий детектив

Совет нацбезопасности и обороны незаметно стал структурой, сведущей в производстве циркониевых трубок и обогащении урана. Это следует из заявления главы СНБО Ивана Плюща, сделанного на днях: по его словам, Украина должна создать собственный цикл ядерного производства и стать энергетически независимой, поскольку у нее для этого есть буквально все, таким образом исправить ошибки, накопленные в атомной отрасли. В частности, создание концерна «Укратомпром».

Другими словами, консолидация всех активов, призванная в числе прочего обеспечить создание элементов ядерно-топливного цикла, — это ошибка. А если ее исправить, все наладится. В этой связи хотелось бы вернуться немного назад, во времена, когда «ошибок» не было, и в украинских верхах впервые возникло желание иметь собственный ЯТЦ.

Собственно говоря, СНБО сегодня произносит те же слова, что говорились 15 лет назад. «Украина, имея научно-исследовательские и производственные учреждения, инфраструктуру для обслуживания АЭС, собственные залежи урановой руды, просто обязана создать собственный цикл ядерного производства и достичь энергетической самодостаточности. Нашими ключевыми партнерами в этой сфере я вижу США, Францию и Россию», — цитирует главу Совета пресс-служба Президента. По его мнению, идея корпоратизации и повышение инвестиционной привлекательности предприятий, входящих в «Укратомпром», неплоха, но сделали все неправильно. Поэтому экономическая безопасность государства под угрозой.

«Готовясь к корпоратизации, правительство не сделало никаких экономических расчетов относительно объемов необходимых инвестиций и относительно рисков возможного отчуждения государственного имущества», — говорит агроном-плодоовощевик по образованию Плющ. По его подсчетам, если продавать часть акций концерна на свободном рынке, даже при условии повышения их стоимости, денег на развитие уранового и циркониевого производств или строительство только одного ядерного энергоблока не хватит. Придется отчуждать то, что запрещено законом. В этом и усмотрена угроза, и потому-то Президент своим указом приостановил создание «Укратомпрома». Как посчитать по-новому и правильно, в тексте заявления не указывается.

Это и понятно, поскольку СНБО никогда и не смог бы этого сделать. Как не делалось это целых 15 лет. Впервые идея создания «замкнутого» национального ЯТЦ была озвучена на государственном уровне в 1992 году. А годом позже началась проработка правовой базы для реализации этих планов. Официальное начало им было положено указом президента Леонида Кравчука «О неотложных мерах по развитию атомной энергетики и формированию ядерно-топливного цикла в Украине». Еще год спустя было принято постановление Кабмина , которым предусматривалось выделение в течение 1995—2010 годов почти миллиарда долларов на реализацию комплексной программы «Ядерное топливо». Иван Плющ тогда возглавлял Верховную Раду и мог принять непосредственное участие во всем. Но не принял.

Дальше оптимизма дело не пошло, и в принятой в 1996 году Национальной энергетической программе до 2010 года ядерной энергетике уделялось менее пяти страниц. Главной особенностью «атомного» раздела стало «выпадение» по неизвестным причинам проблемы производства гексафторида урана. Сразу же оговоримся, что классический ядерно-топливный цикл, обеспечивающий функционирование ядерной энергетики, включает в себя четыре основных элемента.
Первый — добыча ядерного энергетического сырья и его обогащение (производство гексафторида урана). Второй — производство «свежего» ядерного топлива и на его основе — тепловыделяющих элементов (ТВЭЛ), сгруппированных в тепловыделяющие сборки. Далее эта конструкция используется в реакторных установках, и после использования у нее есть три пути: на захоронение, на глубокую переработку и повторное использование (с захоронением остатков), и еще есть «отложенное решение». То есть отработавшее топливо отправляется на долговременное хранение в надежде на то, что окончательное решение о его судьбе примут технологически более продвинутые будущие поколения. В принципе, сюда можно отдельными позициями добавить и производство заготовок из циркониевого сплава и затем проката, из которого и получается ТВЭЛ.

Так вот, еще в 1996 году один из важнейших элементов этой цепочки был выброшен. А далее все, что связано с работами по созданию ЯТЦ, все больше уходило в тень. А 6 июня 2001 года правительство Анатолия Кинаха приняло постановление, согласно которому «мероприятия и основные показатели комплексной программы «Ядерное топливо» были уточнены и скорректированы», и новой версии был присвоен гриф «Совершенно секретно». Из несекретных данных было видно лишь то, что уровень фактического финансирования отдельных направлений программы «Ядерное топливо» не превышал 7%.

Катастрофически плохое состояние дел окончательно констатировала в 2003 году рабочая группа Комитета Верховной Рады по вопросам ТЭК, ядерной политики и ядерной безопасности под руководством Андрея Деркача. Традиционное недофинансирование привело не только к срыву реализации всех положений программы, но и к банкротству ряда стратегически важных для энергетики Украины предприятий, в частности «Циркония». Освоение Новоконстантиновского уранового месторождения было фактически сорвано, и при сохранении такого положения дел через пять-шесть лет можно было бы забыть о производстве в Украине собственного урана. Причем еще 1,5 миллиарда гривен пришлось бы потратить на консервацию объектов.

И вообще, как говорится в выводах парламентской рабочей группы, во время разработки программы создания ЯТЦ «были очень оптимистично оценены потенциальные возможности отечественных предприятий, научно-технических разработок …без учета их фактического состояния». С 2002 года ситуация с деньгами существенно улучшилась: «Энергоатом» стал стабильно получать деньги за проданную электроэнергию, притом что в тариф были заложены траты на ЯТЦ. Но деньги эти ушли куда-то не туда.

Принципиально важный момент: в 2000 году президент Кучма своим указом поручил СНБО принять неотложные меры по преодолению указанных кризисных явлений. Но Совет с этим заданием не справился совершенно. Не помогло и назначение на должность заместителя секретаря СНБО по вопросам ТЭК бывшего профильного министра Сергея Тулуба. И одной из главных причин невыполнения практически всех необходимых мероприятий депутаты назвали отсутствие действенной системы руководства и контроля исполнения. Поэтому не вызывает удивления, что соглашение между правительствами Украины, России и Казахстана о создании совместного производства ядерного топлива (принятое в 2003 году) тоже не выполнялось. Более того, по состоянию на 31 декабря 2005 года на всех действующих АЭС уровень выполнения комплексной программы модернизации и повышения безопасности энергоблоков имел объем выполнения на уровне 35%. Есть вопрос: чем тогда занимались Президент и СНБО?

В 2006 году Иван Плющ возглавлял вместе с Юрием Костенко предвыборный блок политических партий, в программе которого говорится: «Внедрим современные безопасные технологии производства собственного ядерного топлива в рамках действующих международных норм». Значит, утверждая, что у действующего руководства «Энергоатома» отсутствует стратегическое видение, экономическое обоснование и присутствует «нарушение тендерных процедур при реализации важных проектов в сфере энергетики», он просто обязан предложить Кабмину собственный проект ЯТЦ. Опираясь, в том числе, на многолетний опыт работы в овощеводческих бригадах, на руководящих постах в обкоме Компартии и парламенте независимой Украины. Именно этот опыт и помог ему выявить нарушения в поставках оборудования на третий и четвертый энергоблоки ХАЭС (которых в природе не существует) и во всеуслышание об этом заявить.

Вместо этого первый за годы независимости грамотно обоснованный и скомпонованный проект целенаправленно уничтожается практически ради красного словца, интриги, достойной лишь дешевого детектива. Поскольку попытка связать продажу части акций на IPO со скорой приватизацией запрещенного к приватизации — это дешевая интрига и есть: в проекте Стратегии развития ядерного комплекса до 2030 года четко выписаны все возможные источники поступления средств, среди которых продажа акций — далеко не главный. А собственный ЯТЦ у нас может быть. Только не замкнутый — без стадий обогащения урана и захоронения ядерных отходов. Кстати, известно, что когда премьер Ехануров только заикнулся насчет создания в Украине замкнутого ядерного цикла, уже через 20 минут ему позвонили из посольства одной могучей страны. Ее представителям очень не понравилась эта идея, поскольку замкнутый цикл со стадией обогащения урана имеет прямое отношение к производству ядерного оружия. И больше до сегодняшнего дня этой темы никто не касался.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам