Возвращение "дэмона"

После долгого перерыва Виктор Медведчук, наконец, получил официальный статус. 31 мая Высший совет юстиции Украины (ВСЮ) возобновил его членство. Кроме того, появилась информация, что в скором времени может состояться очередное заседание ВСЮ, на котором Виктора Медведчука изберут председателем. На первый взгляд, это лишь попытка лидера СДПУ(о) приобрести хоть какой-то статус после полного ухода в политическую тень в 2004 году. Но люди, знающие Виктора Владимировича, предполагают, что даже такую заурядную должность он использует как плацдарм для влияния на ситуацию. Или попытается использовать…

В моей журналистской практике был случай, когда в детском доме делегации показали уникального мальчика лет пяти. Этот ребенок ни с кем не разговаривал, не играл с другими детьми и не нуждался во внимании взрослых. Но, где бы ни находился, он постоянно что-то мастерил. Из травы, палочек, кубиков. Он строил какую-то свою систему, понятную только ему одному, но весьма устойчивую к воздействию других детей.

Что-то общее с этим незаурядным ребенком имеет и Виктор Медведчук. Сколько я его помню, он постоянно создавал систему из подручного материала. Сначала подручным материалов был Союз адвокатов. Виктор Медведчук был избран президентом этой общественной организации в 1990 году, когда адвокатского движения как такового в Украине не было, адвокаты не являлись финансово избалованной и широко востребованной профессией как теперь, а их права оставались существенно ограниченными еще советскими процессуальными кодексами.

Медведчук взялся за продвижение через парламент закона об адвокатуре, который расширил полномочия адвокатов на досудебном этапе следствия. И хотя за авторство этого документа безуспешно боролся депутат первого созыва Анатолий Бень, лавры традиционно закрепились за Союзом адвокатов. На каждом съезде или промежуточном мероприятии этой общественной организации всякий раз упоминался большой вклад Союза в дело защиты прав граждан и расширения полномочий адвокатов.

Т.е. профессиональный союз, который мало кому удавалось сделать действенным политическим инструментом, Виктор Владимирович поднял до уровня мощной лоббистской силы. Постепенно появились такие сформированные им структуры, как Институт адвокатуры при Университете им. Шевченко, где должен получить последипломное образование каждый потенциальный адвокат. Или Высшая квалификационная комиссия адвокатуры при Кабинете министров, которую Медведчук возглавлял с марта 1994 года. Таким образом, за короткое время он создал замкнутую самодостаточную систему и стал, по сути, главным адвокатом Украины.

Эта чудная пирамида чуть не развалилась летом 1994-го, когда президентом был выбран не Леонид Кравчук, на которого Виктор Владимирович сделал ставку, а Леонид Кучма, которого он не ждал. Причем, не ждал настолько, что очень быстро попал в опалу: весь 1995 год бизнес-основу благополучия Медведчука и его деловых партнеров (ЗАО «Футбольный клуб «Динамо» (Киев)», международную адвокатскую компанию «БиАйэМ» и украинский промышленно-финансовый концерн «Славутич» мучили проверки государственной комиссии во главе с… Евгением Марчуком. В итоге Марчук и Медведчук нашли общий язык. Комиссия дала положительное заключение, а ее председатель спустя 4 года оказался в первой пятерке списка СДПУ(о). В этом проявилась еще одна уникальная черта нашего героя – умение обращать проблемы в выгоду, а недоброжелателей если не в соратников, то в политических попутчиков.

Следующим этапом стало примирение двух Леонидов – бывшего и действующего президентов на футбольном матче в Киеве. Поскольку вражда с Кравчуком тяготила Кучму, он был искренне благодарен Медведчуку за оказание помощи в примирении, и в 1997 году сделал его своим советником по инвестиционным вопросам. Надо заметить, что советников в то время по администрации президента шаталось невиданное количество, особенно внештатных. Одновременно с Медведчуком этот статус получил уже позабытый депутат Коломойцев. Но если большинство советников удовлетворялись статусом и просто тешили свое самолюбие, хвастаясь «корочкой» в кругу других бизнесменов, то для Медведчука это был тактический ход на пути к стратегическому – стать влиятельной фигурой в окружении президента.

Однако на тот момент у него было много соперников, которым Леонид Данилович доверял больше, и Медведчук понял: его время пока не пришло. В 1997 году президент Союза адвокатов был впервые избран народным депутатом по избирательному округу №171 (Закарпатская область), собрав рекордное количество голосов. С 1998 года он занимал пост вице-спикера парламента. Незадолго до этого построил с нуля Социал-демократическую партию Украины (объединенную). В феврале 2000 года, наконец, обратил на себя внимание президента, став одним из инициаторов так называемой «бархатной революции» в Верховной Раде, после которой занял кресло первого вице-спикера. После следующих парламентских выборов 2002 года – назначен главой администрации президента Украины. Занимал этот пост до 21 января 2005 года.

Его стратегической ошибкой, как полагают аналитики, стала попытка сыграть в «третий срок». Считается, что Медведчуку принадлежала идея «стравить» на предвыборной прямой Виктора Ющенко и Виктора Януковича, довести ситуацию до кризисной и продлить на год каденцию Леонида Кучмы. Сейчас не важно, действительно ли такой сценарий существовал, или он является популярным мифом, но из-за этого Виктор Владимирович оказался надолго исключен из публичной деятельности по молчаливому согласию двух сторон политического процесса – президента и премьера.

За это время Медведчук значительно утратил влияние на судейский корпус, который всегда был его эксклюзивным предложением власти; растерял в численном и качественном плане партию (из нее ушли состоятельные активные люди); лишился некоторых экономических активов. При нем остались исходные данные: умение строить с нуля системы и не терять самообладание даже в самой невыгодной ситуации. А также сохранилось влияние на отдельные структуры, где некоторое преимущество имеют его протеже. Таким органом является Высший совет юстиции.

Согласно законодательству, ВСЮ вносит представления президенту о назначении судей на должности или об освобождении их от должностей (первый раз); рассматривает дела и принимает решения о нарушении судьями и прокурорами требований относительно несовместимости, затем направляет на них материалы в Верховную Раду; осуществляет дисциплинарное производство в отношении судей Верховного Суда Украины и судей высших специализированных судов; рассматривает жалобы на решения о привлечении к дисциплинарной ответственности судей апелляционных и местных судов, а также прокуроров.

Но это не все. Главное достижение Высшего совета юстиции, которое, кстати, связывают с идеологической поддержкой Медведчука, это признание неконституционным предоставления президенту полномочий назначать председателей судов и их заместителей. Такое решение Конституционный Суд Украины принял 16 мая по представлению именно ВСЮ об официальном толковании одного из положений закона Украины «О судоустройстве Украины» (дело об освобождении судьи от административной должности). Примерно в это же время на основании известного постановления Верховной Рады о временном порядке назначения судей на административные должности ВСЮ получил право определять, кто будет и.о. председателя суда и его заместителя.

Что это дает Высшему совету юстиции? Возможность временно переформатировать судебную систему Украины. Дело в том, что председатель суда и его заместитель расписывают дела: какой судья, что рассматривает. А теперь представим, что политическая ситуация сложилась таким образом, когда от одного судебного решения зависит если не все, то многое. Как можно минимизировать риски принятия «не того решения»? Очень просто: нужно, чтобы ПРАВИЛЬНЫЙ председатель суда расписал дело надежному судье, который вынесет прогнозируемое решение.

Правда, это система временная. К тому же Печерский районный суд Киева остановил постановление Верховной Рады о временном разрешении Высшему совету юстиции назначать и увольнять председателей и заместителей председателей судов.

Но в нашей ситуации нет ничего четко временного и гарантированно постоянного. Поэтому получение контроля над судебной системой – это важная задача любой из противоборствующих политических сил. Пока достичь результата в этом направлении не удалось ни президенту (с его не совсем адекватными, на наш взгляд, адептами типа Игоря Пукшина), ни Кабмину (у него этими вопросами занимается Минюст и Александр Лавринович).

Возникает вопрос: предложил ли Виктор Владимирович кому-либо свои услуги в данном вопросе или самостоятельно пытается переключить механизм на себя? Возможно и то, и другое. Хотя второе вероятнее. Как полагают осведомленные источники, пока с Медведчука снят «обет затворничества», но каких-то реальных обещаний (например, пост правового вице-премьера) или заданий ему никто не давал. Высший совет юстиции – это временное пристанище Медведчука, которое может остаться таковым надолго (если он не будет быстро возвращать утраченные позиции). В Высшем совете его основной опорой являются три человека: верный соратник и многолетний друг, адвокат «Международной адвокатской компании «Би.Ай.Эм» Ольга Жуковская, луцкий адвокат Сергей Сафулько и председатель ВСЮ Лидия Изовитова, длительное время работавшая в Союзе адвокатов. С 1990 года она руководила законопроектной комиссией Союза адвокатов Украины, а с 2001-го была там вице-президентом.

Однако, несмотря на многолетнее «соратничество», достигнув политических высот, Медведчук значительно отдалился от коллег по адвокатуре, и в последние годы уделял им мало внимания. Поэтому сказать, что его влияние на Изовитову абсолютно, а пребывание Виктора Владимировича в ВСЮ будет безоблачным, нельзя. Хотя за его пребывание в Совете проголосовали почти единогласно (воздержался, по одной информации, Стапан Гавриш, по другой – Николай Шелест), ходят слухи о каких-то заранее выдвинутых Виктору Владимировичу условиях. Правда, расшифровать их смысл наш источник отказался, заявив, что они обсуждались в очень узком кругу, и он боится себя раскрыть.

В любом случае, говорят опытные люди, у Виктора Владимировича нет рычагов влияния ни на прокурорскую ветвь во ВСЮ (это Святослав Пискун, Ринат Кузьмин и Виктор Кудрявцев), ни на Сергея Кивалова и его протеже Владимира Завальнюка, ни на представителей Минюста Владимира Бондыка и Александра Лавриновича. Возможно, к его мнению будут прислушиваться некоторые судьи, декан юрфака Владимир Андрейцев (к слову, Медведчук был избран членом ВСЮ Съездом представителей высших юридических учебных учреждений) и бывший депутат Александр Задорожный. Так будет продолжаться до тех пор, пока лидер СДПУ(о) не повернет ситуацию так, чтобы возглавить ВСЮ и превратить его в трамплин для новых побед.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам