Третий указ

Хотя на Конституцию, право, законодательство сегодня никто из ведущих политиков не обращает особого внимания (в моде «политические договоренности» и «дух законов»), но иногда приходится думать и о том, как хотя бы правдоподобно изложить в псевдоюридических терминах происходящее «безобразие». Пока еще не принято в официальных документах писать «по милости монарха» или «властью, дарованной мне свыше». Хотя, если честно, подобная терминология значительно упростила бы жизнь секретариата президента (СП)…

Во всяком случае, не пришлось бы «париться» над проблемой третьего указа о роспуске Верховной Рады. А она (проблема) существует. И в ближайшие два-три дня ее необходимо как-то решить. Иначе возникают «косяки», которые довольно трудно исправить.

Дважды президент распускал Верховную Раду, но она как бы не распускалась. События последних дней подтвердили: таки да, парламент работает, поскольку, во-первых, все законы, принятые ВР после первого роспуска (2 апреля) переголосованы с участием президентской оппозиции; во-вторых, Виктор Ющенко на четыре дня возобновил работу распущенного парламента (чисто украинская политическая практика, не имеющая аналогов в демократических странах); и, наконец, в-третьих, Верховная Рада приняла законы, необходимые для проведения досрочных выборов. Президент, подписав проголосованные формально не существующим парламентом законы, признал, что местами ВР «жива», то есть дееспособна.

После того, как в результате чисто политических договоренностей на основе субстанции, которую обладатели чутких носов из СП определяют как «запах текущего законодательства», слегка стабилизировалась ситуация на двух кризисных площадках – Центризбирком и Генеральная прокуратура, пришло время опять распускать парламент. Существуют две основные версии очередного досрочного прекращения полномочий высшего законодательного органа власти (хотя после двухмесячного кризиса в это определение ВР верится с трудом).

Первая предполагает пассивное участие президента. В минувшие выходные два субъекта пропрезидентской оппозиции – «Наша Украина» и БЮТ – в массовом порядке обнулили свои избирательные списки. Или, если быть более точным, лишили своих членов депутатских полномочий. 129 бютовцев и 66 «нашеукраинцев» сложили свои мандаты. Они наигрывают вариант «неполномочной Верховной Рады». В соответствие с 82-й статьей Конституции, ВР является дееспособной в случае избрания не менее чем 300 народных избранников. Если «НУ» и БЮТ самоликвидируются, то останется одна лишь коалиция, а этого как бы недостаточно для продолжения работы ВР. Согласно ночным договоренностям президента, спикера и премьера, «досрочные выборы проводятся в соответствие с указом президента на основании части второй статьи 82-й Конституции». Получается, что Ющенко должен своим указом в третий раз распустить дважды распущенный парламент. Пойдет ли он на такой шаг? Вопрос, по сути, бессмысленный, поскольку Виктор Андреевич для осуществления своей мечты готов на все. Однако возникает целый ряд досадных мелочей, на которые, казалось бы, можно не обращать внимания. Но ведь когда-нибудь конституционный волюнтаризм закончится, и некое подобие права станет применяться. И, как гласит народная мудрость, придется отвечать.

Во-первых, многие уже обратили внимание на нестыковку в формулировке будущего указа президента с Конституцией. Конечно, после всех надругательств над Основным законом обращать внимание на подобную «мелочь» даже не хочется. Тем не менее, статья 82 не дает главе государства права распускать ВР. По большому счету, она касается только подведения итогов избирательной кампании, которая, кстати, проводилась на основе старой, мажоритарно-пропорциональной системы. Когда-то существовали одномандатные округа, в которых избирали народных депутатов. И там выборы могли быть признаны несостоявшимися из-за низкой электоральной явки или по другим причинам. Вот так в Основном законе появилась норма о необходимости избрания в парламент не менее 300-т народных избранников.

Она является рудиментом, доставшимся от старой избирательной системы. Если бы не древнее решение Конституционного Суда, признающее неправомерность «недоизбранного» парламента, то 82-ю статью вообще нельзя было бы применить для реализации варианта роспуска ВР по инициативе депутатов. Тем не менее, о нем вспомнили, поскольку президент не справился со своей миссией по роспуску самостоятельно. «Наша Украина» вместе с БЮТ как бы помогают главе государства реализовать его желание. Создают «безвыходную» ситуацию путем самоликвидации и просят Ющенко распустить недееспособную Верховную Раду. Но проблема заключается в том, что статья 82-я не предоставляет президенту право досрочно прекращать полномочия парламента по причине критического снижения численности депутатского корпуса. Все основания для роспуска ВР перечислены в легендарной статье 90.

Правда, юристы из секретариата президента особо не «заморачиваются» по данному поводу. Они же выдумали уникальную причину для разгона парламента, которая стала «правовой» основой для первого указа Ющенко: «коалиция намеревалась сбросить маску национального единства и продемонстрировать миру свой истинный оскал в виде создания антипрезидентского конституционного большинства». Так что мешает им в очередной раз вольно протрактовать смысл 82-й статьи? Например, если хорошо принюхаться к запаху, исходящему от Конституции, то президент вполне может прекращать полномочия ВР в случае выхода 150 депутатов из его состава. А если политическая ситуация изменится? Например, появится решение Конституционного Суда, который изложит противоположную версию? А крайним окажется Ющенко.

Следующий нюанс, связанный с реализацией сценария самоликвидации ВР, касается механизма сложения депутатских полномочий. Если игнорировать «дух Конституции», то надо или принимать специальный закон, регулирующий данную процедуру, либо же голосовать каждое заявление о сложении полномочий отдельно. Понятное дело, что никто из лидеров оппозиции не пойдет на это. А то может получиться так, что «уволят» не всех. И опять Конституционный Суд может интерпретировать эти действия не так, как хочется пропрезидентской оппозиции.

И, наконец, третий «нюанс»: ликвидация депутатов-«нашеукраинцев» прошла неубедительно. Прежде всего, из-за позиции Партии промышленников и предпринимателей Анатолия Кинаха, которые оспорили в судебном порядке обнуление избирательных списков. Стали уже говорить о формировании фантомной фракции «НУ» из сорока кандидатов ПППУ, имеющихся в «электоральном наличии». Игнорировать данную проблему можно. Но то, что под сценарий самоликвидации парламента заложена мина замедленного действия – это факт. Одних камикадзе из БЮТ недостаточно, чтобы снизить численность ВР до требуемого минимального уровня.

Вторая версия базируется на том, что кризис еще далеко не закончился, и достигнуто временное перемирие с последующим глубоким обострением. Акт «самоликвидации» двух парламентских фракций еще должен быть признан коалицией. Другими словами, надо как-то все это «уложить» в некое подобие законодательной формы. Могут возникнуть проблемы.

Во-первых, будет в судебном порядке оспорена правомочность сложения полномочий народными депутатами. Например, какой-нибудь бютовец («нашеукраинец») подает в суд на руководство фракции, требуя восстановить его попранные парламентские права. Создается прецедент, который получает свое дальнейшее развитие.

Во-вторых, коалиция продолжит настаивать на том, что ВР должна продолжать свою работу до избрания нового состава парламента. Кстати, Виктор Янукович уже сделал подобное заявление. Во всяком случае, все идет к тому, что завтра, 5 июня, депутаты из коалиции соберутся на пленарное заседание. Без «мандата» президента.

В-третьих, может быть реанимирована работа Конституционного Суда. Как и когда это произойдет – неизвестно. Но есть достоверная информация о том, что уже готово решение КС о не соответствии Основному закону указа президента о роспуске парламента (от 26 апреля) и указов об увольнении трех судей Конституционного Суда. Вероятно, есть уже наработки относительно сценария «самоликвидации» парламента. Сразу после их официального опубликования конфронтация возобновится. Скорее всего, опять будет озвучена идея о закреплении в Основном законе четких норм о самороспуске ВР. Ведь главная угроза теперь заключается не в сроках проведения досрочных выборах, а в прецеденте. Если каждый раз можно будет распускать ВР по инициативе меньшинства (150 парламентариев), то Верховная Рада превращается во второстепенный орган, который должен обслуживать интересы президента. А это де-факто означает изменение формы правления.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам