Переворот изнутри–2 (обновлено)

Скучный и длинный переворот – самое страшное наказание для обывателя, жаждущего мордобойных зрелищ. К концу среды все устали от бесконечной сонной обломовщины, в которую превратился роспуск парламента, и только слухи о готовящемся введении чрезвычайного положения и указе о прекращении полномочий действующего Кабмина придавали хоть какую-то пикантность происходящему. Самую интересную новость подбросил депутат Владимир Сивкович. Он сказал, что СБУ в лице зампреда Геннадия Москаля поручено арестовать вице-премьера Андрея Клюева. Москаль долго смеялся…

Улов свежих новостей по состоянию на ранее утро сегодняшнего дня оказался, честно говоря, скуден, но попадались весьма интересные сплетни. Одна из них касалась взаимоотношений между Ющенко и Тимошенко. Информированный источник утверждал, будто на момент подписания указа о роспуске парламента Виктора Андреевича убедили в трех пунктах. Во-первых, будто коалиция скоро насчитает 300 «депутатских штыков», ликвидирует его должность, выкорчует все «вулыки» и велит спецназу выколоть пчелкам глаза (шутка); во-вторых, у президента есть войска; в-третьих, будет народ. В виде живой силы без техники на Майдане и в других традиционных местах.

Скажем сразу, что первая часть психологической атаки на президентские уши – касательно намерения коалиции собрать 300 штыков – по большому счету была качественной дезинформацией. Но это уже не важно. По второму пункту министр обороны Анатолий Гриценко выполнил свои обязательства: подтвердил безоговорочную преданность Ющенко и намекнул на готовность предоставить войска для защиты президента от премьера и парламента. Правда, этого нельзя сказать о его генералах. Они склонны соблюдать абсолютный нейтралитет, поэтому не факт, что, если приказ от министра поступит, его выполнят.

Понимая такую ситуацию, в Секретариате сделали ставку на небольшой отряд спецназа ГРУ и управление госохраны (бывшую «девятку»). Но есть два момента. Управление госохраны – это персональные телохранители, которые преданы конкретно тем должностным лицам, которых они охраняют. А спецназ ГРУ – это не столько Анатолий Гриценко, сколько Александр Галака – начальник Главного управления разведки МО Украины и близкий родственник бывшего председателя СБУ Игоря Смешко, после ужина с которым в период предвыборной кампании 2004 года Виктор Андреевич долго маялся диоксиновым отравлением.

Поэтому участие людей Галаки в спасении президента может стоить последнему индульгенции Смешко. В то же время, если взять распечатку материалов «5-го канала», там можно найти интервью руководителя главной службы Секретариата президента по вопросам деятельности правоохранительных органов и бывшего начальника УБОПа Киева Валерия Гелетея, где тот подробно рассказывает, как Ющенко травили пловом люди Сацюка на ужине со Смешко.

Скажу прямо: у многих высказанные Гелетеем подробности вызвали большое недоумение. Поскольку он не столько обличал Смешко и Сацюка, сколько сводит счеты со своим бывшим коллегой из окружения Сацюка, который, по его мнению, и отравил порцию Ющенко по распоряжению руководства. Впрочем, мы не собираемся расследовать события «диоксиновой ночи». Важен сам факт – если человек из окружения президента, исполняющий обязанности «государева ока» за силовиками, четко указывает на Смешко и Сацюка как организаторов покушения, может ли президент опираться на тестя своего мнимого или явного отравителя? Согласитесь, вопрос риторический.

Третий момент, самый важный, касается народа. По неофициальной информации, на момент подписания указа президента о роспуске парламента представители «Нашей Украины» потребовали от БЮТ гарантий предоставления народных масс для поддержки гаранта Конституции. Якобы Юлия Владимировна пообещала массы в ассортименте. Но когда указ был подписан, а народ не появился, изменила позицию и стала говорить, примерно, следующее: пусть «бело-синие» выставляют митингующих, нам этого делать не обязательно, у нас полномочия и компетентные органы. Потому народ не нужен. «Нашеукраинцы» так не считают. Возникли подковерные «терки». Но наружу они не выплескивались. И стало скучно.

Скуку развеяли слухи о готовящихся силовых акциях с обеих сторон. Из Секретариата выплеснулась информация, что Кабмин давит на Конституционный суд и главу ЦИК Ярослава Давидовича (на последнего с целью освободить должность для Сергея Кивалова). И что якобы, если Давидович не уйдет из кабинета, его оттуда выкинут силами спецназа. В результате ЦИК был взят под охрану «боевыми расчетами», формально верными президенту. А председатель Конституционного суда Иван Домбровский попытался уйти в отставку. Но судьи предусмотрительно его не отпустили. Нечего сачковать. Родина в опасности.

Одновременно с визитами депутатов под стены президентского офиса, которые сопровождались митингом защитников парламента, к экипированному «Беркуту» в Кабмине добавились люди в штатском.

Еще вчера вечером среди чиновников распространились слухи, что после заседания СНБО президент «по просьбе трудящихся» объявит указ о чрезвычайном положении. Так это или нет, однозначно сказать трудно. Заседание СНБО закончилось конфликтом: 12 членов Совета (куда накануне специально ввели пропрезидентские кадры) проголосовали за досрочные парламентские выборы и обязали Кабмин выделить финансирование из резервного фонда. Против высказались генеральный прокурор и члены Кабмина, прежде всего – министр внутренних дел. Премьер ушел раньше. Спикера формально лишили права участвовать в голосовании.

Надо отметить, что еще вчерашним днем планировался несколько иной сценарий развития событий. А именно – параллельное заседание СНБО и доклад верных правительству силовиков в парламенте. Однако позже ситуацию переиграли, и Мороз решил присутствовать.

Генералов в данной ситуации волнует вопрос: как бы сделать так, чтобы во время выяснения отношений между высшими должностными лицами страны их никто не трогал. В конце концов, если Тимошенко ушла от темы по обеспечению президента народом, мотивировав это необходимостью опираться на органы, почему за нее должны отдуваться генералы? Тем более что механизм включения силовых структур в «межвластную междоусобицу» совершенно неясен.

Допустим, Виктор Ющенко все же подпишет указ о введении чрезвычайного положения, если Минфин откажется финансировать выборы (а он, вне сомнения, откажется). Но по Конституции этот указ должна в трехдневный срок утвердить Верховная Рада, которая уже «распущена». Прямое же президентское правление не предусмотрено вообще. И что делать генералам? Выход один – ссылаться на нормы законов, которые не позволяют использовать, скажем, «Альфу» для иных целей, кроме борьбы с террористами, и т.д.

Пассивность силовиков лишает происходящее изюминки, и повышенным спросом пользуются слухи о подготовленных Секретариатом президента «черных списках». Мы не спорим, что такие списки есть. Мало ли затейников. Возникает вопрос, кто кого будет арестовывать?

Депутат Верховной Рады, член фракции Партии регионов Владимир Сивкович заявил журналистам, что Службе безопасности Украины дана команда арестовать вице-премьер-министра Андрея Клюева, а также еще нескольких чиновников (по всей видимости, он намекал на вице-премьера Дмитрия Табачника, которого тоже «видели в списке»).

Дословно Сивкович сказал следующее: «Мне известно, что СБУ получила команду на арест вице-премьер-министра Андрея Клюева и еще нескольких государственных служащих за организацию противодействия «конституционным» действиям Секретариата президента и блокирования работы ЦИК». «Выполнение команды на арест, – информирует Сивкович, – поручено заместителю председателя СБУ Геннадию Москалю…». В разговоре с редакцией «Версий» он уточнил, что речь идет также о прослушивании указанных лиц и прочем документировании их деятельности.

Пришлось звонить генералу Геннадию Москалю. Москаль сначала сердился на Сивковича и просил нас передать ему рекомендацию «не пугать людей, а сосредоточится на расследовании убийства Курочкина: что-то без его комментариев следствие идет вяло, не у кого спросить про снайпера». Потом смеялся над мифическими списками. Наконец, перешел на серьезный тон и сообщил, что, согласно законодательству, возбуждением уголовных дел против высших должностных лиц занимается исключительно генпрокурор. Задерживать высокопоставленных чиновников имеет право Генпрокуратура. Санкции на арест и прослушивание дает суд. В частности, председатель Апелляционного суда Киева Антон Чернушенко. «Спросите Чернушенко, давал он санкцию или нет, – сказал Москаль. – Если не давал, пусть ребята вице-премьеры спят спокойно. Мы за ними не придем (меня пусть точно не ждут, это не мои должностные обязанности), да и Генпрокуратура, уверен, тоже».

Не успели мы поговорить с Москалем, как на мой мобильный телефон позвонил «источник». «Самое интересное, – сказал он, – будет в пятницу. После того, как премьер публично откажется давать деньги на выборы, Ющенко подпишет указ о прекращении полномочий коалиционного правительства, поскольку сформировавший коалицию парламент распущен. По слухам, Ющенко убедили, что для обострения ситуации ему нужен еще один премьер. Или хотя бы исполняющий обязанности. Для того, чтобы обосновать запуск силового сценария. Хочешь списки будущих арестантов посмотреть? Купил за 300 баксов. Дороговато, но зато свежачок-с». Я отказался. Решил составить свой и продать, пока есть спрос. По демпинговым ценам…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам