Сублимация гнева

Виктор Андреевич все больше напоминает царя Федора из одноименной пьесы Алексея Толстого. Там всем заправляли бояре, а царь сидел на троне и время от времени восклицал: «Царь я или не царь?!», на что ему вежливо отвечали: «Да, царь ты, царь, сиди тихо». Проиграв вчера «Ощадбанк», глава государства потребовал, чтобы ни одно решение, касающееся энергетического сектора Украины, не принималось без него и Совбеза. По всему видно, что это требование будет проигнорировано Кабмином ввиду слабого юридического обоснования…

Вчерашнее увольнение Олега Рыбачука и Александра Морозова с постов главы наблюдательного совета и председателя правления «Ощадбанка» соответственно – большой удар по самолюбию президента и доказательство неэффективности его тактики ведения боевых действий. Сначала Ющенко неудачно ветировал закон о наблюдательных советах госбанков (вето преодолели), затем направил в Конституционный суд, мягко говоря, необоснованное опротестование, наконец, пытался отменить постановления Кабинета министров от 7 февраля №143 и №144 о назначении членов наблюдательных советов «Ощадбанка» и «Укрэксимбанка». Примечательно, что он даже не успел проиграть суд: «антикризисники» просто не обратили внимания на запреты и сделали то, что хотели.

Впрочем, есть и косвенные признаки «предварительной капитуляции» со стороны то ли гаранта Конституции, то ли его полномочного окружения. Источники в «Ощадбанке» уверяют, что в выходные были проведены переговоры с людьми из Секретариата, их убеждали не участвовать в бесперспективном для президентской стороны конфликте и «сдать» Морозова с Рыбачуком. Не случайно первым заместителем главы набсовета «Ощадбанка» назначен член по квоте президента, руководитель Службы обеспечения связей с Верховной Радой и Кабинетом министров Секретариата президента Украины Ян Берназюк. И это притом, что избрать новое правление и руководство наблюдательного совета могли и без президентских ребят: заседание совета проходило без их участия.

С другой стороны, и сам Рыбачук, увидев расклад, поспешил удалиться из игры, поскольку не является сторонником судебных волокит вокруг должности. Его связи позволяют ему занять неплохую должность в каком-нибудь иностранном банке и фонде: возможно, когда разочарование президентом достигнет апогея, так он и сделает.

В отличие от него, Морозов сопротивляться будет. Хотя бы потому, что его, как и первого заместителя Артемия Ершова, уволили с формулировкой «за препятствие работе проверяющих органов». С января 2007 года «Ощадбанк» проверяло Контрольно-ревизионное управление. При этом пресс-служба банка заявляла, что проверяющие предъявляют правлению необоснованные претензии, требуя доступа к документам, которые представляют банковскую тайну. Поводом для борьбы за банк Морозов считает то, что заседание наблюдательного совета проводилось вопреки судебному запрету, установленному в обеспечение его иска от 16 марта 2007 г. о признании недействительным и отмене решения набсовета «Ощадбанка».

Новые руководители банка – Анатолий Гулей и Даниил Волынец являются миноритарными владельцами «Актив-банка». Акционерами банка являются корпорация «Укрподшипник» и предприятие «Донкабель-Инвест», оба принадлежат Андрею и Сергею Клюевым. Это не случайно, поскольку с недавних пор в «Ощадбанк» вернули счета энергорынка, которые были в нем во времена Игоря Плужникова, и ключевая работа данного финансового учреждения постепенно переходит в плоскость «спецобслуживания стратегической отрасли».

Кстати, об энергетике. Когда стало понятно, что «Ощадбанк» уходит из-под контроля, Виктор Ющенко сделал заявление, что без санкций президента соглашения энергетического характера, международного характера, без санкций СНБО, без аналитического решения в этом кругу, подписаны быть не могут. Глава государства отметил, что если в энергетической системе Украины «закулисно кем-то будут совершены действия, формирующие ее как систему, которая теряет ключевые национальные приоритеты», то он будет выносить этот вопрос на публичное обсуждение. И что если будет подтверждена информация, будто НАК «Нефтегаз» передала функции по транспортировке природного газа компании «Черноморнефтегаз», то «будет большой скандал». Он добавил, что в этом вопросе «игр не может быть никаких».

«Если речь идет о том, что транзитная сфера Украины сегодня находится в такой ситуации, что она несколькими месяцами отделена от банкротства, то я скажу, кто авторы этого банкротства, и я его не допущу», – сказал Ющенко.

Его заявление прозвучало после того, как во время политических консультаций лидер БЮТ Юлия Тимошенко заявила, что НАК передала функции по транспортировке природного газа неукраинской компании. Забавно, что присутствовавший на консультациях премьер-министр Украины Виктор Янукович никак не отреагировал на состоявшуюся дискуссию.

Эксперты отмечают, что сам факт неосведомленности президента в подобных вопросах (информацию он публично получил от лидера оппозиции), а также весьма обтекаемые угрозы «показать кузькину мать» тем, кто якобы отдал транзит в чужие руки, свидетельствует об отсутствии нормальной системы информирования главы государства и подготовки его реакции на действия исполнительной власти. Более того, Ющенко реально не знал, соответствуют ли слова Тимошенко действительности или это передергивание фактов. И почему-то не решился задать уточняющие вопросы премьер-министру Януковичу. Некоторые источники предполагают, что Виктор Андреевич был не в настроении в связи с событиями вокруг «Ощадбанка» и обрадовался возможности пожурить Виктора Федоровича, пообещав ему большой скандал. Правда, со скандалом, по-видимому, не сложилось.

Практически сразу после заявления Тимошенко и комментария главы государства пресс-служба НАКа выступила с опровержением информации об отчуждении компанией функций по управлению газотранспортной системой (ГТС). НАК «Нефтегаз» заявил, что управление газотранспортной системой продолжает осуществлять дочерняя компания «Укртрансгаз», а передача функций управления ГТС прямо запрещена рядом законов Украины. Компания также заявляет, что не принимала никаких документов относительно отчуждения функций управления ГТС в будущем. ДК “Укртрансгаз” эксплуатирует 36,6 тыс. км магистральных газопроводов и газопроводов-отводов. Нет также информации о том, что обещание президента ограничить Кабмин в праве заключать соглашения энергетического характера без санкций СНБО, сейчас оформляется в Секретариате. По данным на утро сегодняшнего дня, указаний подготовить соответствующее решение за подписью главы государства пока не поступало.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам