Предупреждение

Это последний год, когда мы покупаем газ по сравнительной недорогой цене – 130 долларов за тысячу кубометров. Начиная с 2008-го года, цена «голубого топлива» больше не будет столь либеральной, и в каждом конкретном случае ее станут согласовывать, подписывая контракты на годовую поставку, а не на период необозримого будущего, как это практиковалось раньше. То есть о договоре сроком на три года, который предполагалось заключить изначально и о чем так много говорили и в Киеве, и в Москве, решить вопрос не удалось. И значит, битва за газ будет происходить каждый год, с каждым украинским правительством, так что говорить о каких-то преференциях именно Кабмину Януковича не стоит.
То, что произошло вчера между украинским и российским премьером, – всего лишь временная уступка, а не четкая стратегия украинско-российских отношений. Хотя встреча Фрадков – Янукович позволила украинскому премьеру подтвердить обещания, что «Алчевсков больше не будет», выданные населению авансом. Действительно, рост цен на газ (после подписания соответствующих документов) составил всего 30%, хотя нас пугали и перспективой увеличения на 100% и даже на 150%.

Тем не менее, российский премьер во время переговоров максимально дистанциировался от сугубо меркантильных вопросов, вроде цены на газ и условий транзита. Глава российского правительства особо акцентировал внимание на том, что приехал в Украину решать политические вопросы: по синхронизации действий по вступлению во Всемирную торговую организацию, евроатлантическим планам Украины, перспективам интеграции Украины и России в ЕС. Более того, от газовых переговоров уклонился и «Газпром», на которого в прошлом году и украинцы, и европейцы «вешали всех собак» за попытки экономического давления на Украину. Что означает ссориться с Россией, тогда на себе почувствовали и Польша, и Австрия, и Италия, которые сегодня подобных ошибок уже не допустят: на «энергетическом саммите» европейских стран в Финляндии европейские премьеры выстроились в очередь, чтобы засвидетельствовать свое уважение к Владимиру Путину.

Разумеется, никому и в голову не пришло расценивать это как попытку сдачи национальных интересов, хотя в Украине любой контакт спикера или премьера с высшими чиновниками России вызывает предположения о «продаже Родины по частям». Так вот, чтобы не быть «крайними», структура г-на Миллера отошла от непосредственного участия в украинско-российских торгах. Теперь все вопросы к трейдеру, «прописанному в Швейцарии», – «РосУкрЭнерго» и ее дочерней компании «Укргаз-Энерго». Проще говоря, за стоимость газа в Украине отвечают конкретные люди – Фирташ и Воронин, а вот НАК «Нефтегаз», Минтопэнерго Юрия Бойко и даже топливный вице-премьер Андрей Клюев, по большому счету, к формированию газовой цены и стабильности поставок отношения не имеют. Более того, газовый вопрос вынесен за скобки компетенции правительств России и Украины, как было сказано на совместной конференции, где Янукович и Фрадков в один голос заявили, что объемы и цены на газ – это дело хозяйствующих субъектов.

«Мы договорились сделать все, чтобы этот вопрос перешел на уровень субъектов хозяйствования», – подтвердил Виктор Янукович и пожаловался, что в последний год эти вопросы были излишне политизированы. Действительно, еще накануне нынешнего визита Фрадкова, который должен был стать «мостиком» для приезда ВВП, только ленивый не говорил о том, что Украина пойдет на все, лишь бы добиться поставок газа по умеренной цене в 130 у.е. (для сравнения: дружественная России Беларусь получает топливо по 180 у.е., а европейцы и вообще вынуждены платить по 230-250 у.е. за тысячу кубометров). Оппозиция сразу выступила против. Вернее, две оппозиции, потому что теперь сложно отличить, где начинается Юлия Тимошенко и чем заканчивается Роман Бесзмертный. Таковы особенности политического момента. Россияне, видимо, правы в том, что изначально четко разделили экономические и политические вопросы: Фрадков говорит о перспективах сотрудничества на внешнем направлении, о газе договариваются хозяйственники. Однако у нас все смешалось: цены на топливо, вступление в НАТО, попытки России «прибрать к рукам» нашу ГТС. Дошло до того, что с жесткой критикой соглашения выступил товарищ Ивченко.

Экс-глава НАК «Нефтегаз» вычислил, что реальная цена голубого топлива будет не 130 долларов, а почти 200: «К 130 долларам нужно добавлять НДС, потом добавлять транспортные услуги, и это будет для украинских предприятий цена в 200 долларов». Действительно, при такой цене трудно будет незаметно выкроить сумму на покупку последней модели «Мерседес- Бенц» – вполне разделяю возмущение г-на Ивченко. Зато Юлия Тимошенко отреагировала профессионально, одним ударом раскритиковав и правительство Януковича, и бывших «оранжевых» союзников: «Украинские интересы грубо сдали в начале 2006 года, когда подписали соглашение с «РосУкрЭнерго» и разорвали связь между транзитом российского газа через Украину и получением Украиной природного газа из России, – заявила лидер БЮТ. – Сегодня говорить о цене в 130 долларов смешно, когда чиновники разорвали соглашения, где газ обходился Украине в 50 у.е.». Итак, резюмируем: что и кому принесла нынешняя газовая сделка?


Правительство и премьер.
С одной стороны, газовые договоренности являются для Виктора Федоровича экономической передышкой на зиму, гарантиями нормального проведения отопительного сезона. Кроме того, это и чисто политическая победа: правительственный кризис, который предрекают оппозиционеры, отодвигается. Более того, стирается негатив от решения о поднятии цен и тарифов, которое недавно санкционировала политическая сила Януковича. С другой стороны, кроме политического пиара, нынешний контракт с РФ лидеру Партии регионов ничего не дает. Его Кабмин будет вынужден отвечать за стабильность поставки и цену, к которым члены правительства и руководство НАК «Нефтегаз» не имеют отношения и никак не могут регулировать. Поэтому неслучайно уже на следующее утро, после успехов в переговорах с Фрадковым, Виктор Федорович начал принимать страховочные меры. На заседании Кабинета министров Украины премьер выразил недовольство своими подчиненными, ответственными за отопительный сезон в регионах, и дал специальное поручение Клюеву и Бойко по поиску возможностей смягчения ценового газового удара. Кроме того, Виктор Федорович призвал к повышению платежной дисциплины на промышленных предприятиях, где платят всего 75% вместо необходимых 100%. Еще одно предложение: экономия тепловых расходов на чем только можно. Озабоченность премьера понятна: ему придется «по полной» рассчитываться за то, что он не подписывал и на что не влияет собственным рейтингом и имиджем ПР.

«РосУкрЭнерго»: этот трейдер получит примерно 10-15 долларов чистой прибыли с каждой тысячи кубометров газа. Соответственно, маржа трейдера только от оптовых продаж в Украину, как подсчитали эксперты, в следующем году составит от 550 до 800 миллионов долларов. При этом совместное детище «Газпрома» и структур г-на Фирташа заработает и на продажах конечным украинским потребителям – размеры прибыли здесь будут напрямую зависеть от предельных цен на газ для промышленности, которые установит тарифный орган Украины. Г-н Ивченко уже назвал примерную цифру – 200 у.е. В такой схеме роль и значение НАК «Нефтегаз» практически нивелируется: компания не участвует в стратегических газовых переговорах 24 октября 2006 года, зато обязуется транзитировать российский газ сообразно тарифному соглашению между Украиной и Россией до 2009 года, и пока о пересмотре цены на транзит речи не было… В общем, рассчитывать на НАК как на один из основных источников наполнения бюджета нынешнему правительству уже не приходится. И это означает, что Кабмин ожидают не самые хорошие времена и в плане газовых компенсаций, и в плане бюджетного наполнения. При этом достаточно вспомнить, что Дмитрия Фирташа ассоциируют совсем не с правительственными структурами – он более частый гость в президентских кулуарах… Другими словами, произошел невидимый простому глазу обмен: президент дал Януковичу возможность насладиться политической победой, но при этом удалил его от механизмов влияния на финансово-газовую политику и «навесил» на Кабмин тяжелое компенсационное бремя. Из каких резервов его будут покрывать, так и не ясно…

Оппозиция: «Наша Украина» уже попробовала робко раскритиковать газовые договоренности премьеров Украины и России, но это пока выходит неубедительно. Хотя бы потому, что так и не ясен до конца статус президентской партии. Так что «размахнуться» «НУ» не может. Тем более что можно ненароком задеть интересы политических «патронов» Дмитрия Фирташа. Другое дело – Юлия Владимировна. Она уже четко назвала виновных в газовом повышении, и надо полагать, что не отступит от мысли каждый день напоминать о том, что газ для Украины подорожал в результате деятельности правительства Еханурова и членов его команды. Так что «пиар на газе» – прерогатива исключительно БЮТ, а «Наша Украина» будет «выгребать» с двух сторон: от «регионалов» и от оппозиционеров Тимошенко.

Президент: Виктор Ющенко положительно оценил результаты встречи украинского и российского премьеров. Глава Украины встретился с Михаилом Фрадковым и отметил, что «украинская сторона рассматривает проведение заседания комитета по экономическому сотрудничеству как важный этап подготовки первого заседания межгосударственной комиссии».

Кроме того, президент Украины подчеркнул, что, развивая двустороннее сотрудничество, необходимо переходить к более цивилизованным формам взаимодействия. Стороны положительно оценили возобновление конструктивного диалога, высказались за интенсификацию двусторонних контактов на всех уровнях и разработку новых форм сотрудничества, которые учитывали бы стратегические интересы как Украины, так и России. Таким образом, Виктор Андреевич получил «мостик» к переговорам с Путиным – раз. Снял с себя всю ответственность за повышение цены на газ и последствия этого скачка – два. Политические уступки в обмен на лояльную газовую политику – теперь тоже часть «кабминовской головной боли», поскольку Фрадков говорил с Януковичем только на стратегические темы внешнего и внутреннего курса. Так что президент реабилитирован и в глазах избирателей, и в глазах западных партнеров: за все ответит Виктор Федорович и его ПР. Заметьте, что при этом Ющенко лично не ссорится и с Россией – еще один плюс. В общем, в этой газовой истории только глава государства в «полном шоколаде», остальные вынуждены «спасаться» кто как может.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам