Коалициада с подтекстами

Плюрализм в Украине перешел в фазу разнузданности. Именно разнузданности, ибо мало говорить все, что вздумается, и провозглашать это верхом демократии. Подлинная демократия – это еще и плюрализм ответственности. В том смысле, что каждый должен отвечать за «базар». За свой «базар»: сказал – ответил. С этим в Украине совсем плохо – даже решения суда на этот счет игнорируются.
Вот потому и Украина, и ее власть пребывают в состоянии полной расхлябанности: никто не может полноценно выполнять свои обязанности. В итоге, страна нормально не живет, потому что ей мешает власть, которая не может определиться, кто кому, грубо говоря, Рабинович.

Справедливости ради, следует отметить, что так было всегда. Но сейчас этот, с позволения сказать, плюрализм переходит все разумные пределы. Говорят все. Но не для того, чтобы кто-то это слышал или – еще лучше – услышал, а для того, чтобы подчеркнуть свое видение. Оно, это самое видение, нужно всем, как зайцу стоп-сигнал. Но, похоже, поднимает престиж говоруна. В его же глазах. Этим все и довольствуются. И не понимают, что происходит.

Ярчайший пример – широкая коалициада в Верховной Раде. То есть попытки создать так называемую, широкую коалицию (ШК): каким-то образом путем переговоров присоединить к уже существующей Антикризисной коалиции (АК) депутатов из фракции блока «Наша Украина». Чтобы, значит, и оправдать присутствие в коалиционном правительстве Виктора Януковича семи министров, так или иначе позиционирующих себя «нашеукраинцами», и обеспечить влияние этой силы и почетного председателя ведущей партии блока Народный Союз «Наша Украина» (НСНУ) и одновременно президента страны Виктора Ющенко. Пока получается плохо. Потому что все участники этого увлекательного процесса только тем и занимаются, что противоречат сами себе. И говорят слова, за которыми не следуют действия.

Судите сами: в прошлую пятницу, 6 октября 2006 года, парламентские вожди «НУ» объявили, что переходят в оппозицию к правительству Януковича. Все, Рубикон перейден, и мосты сожжены, – напугали они общественность и внесли вроде бы ясность. Министрам-«нашеукраинцам» предложено было определиться и подать в отставку. Министры, естественно, испуганно зашевелились. Еще бы: не успели даже кожу кресел как следует притереть к седалищам и обогреть их своим теплом, а тут такое западло – собирайте манатки и демонстрируйте, мол, политическую последовательность.

Однако президент Ющенко немедленно отреагировал и заявил, что никто никуда не идет, а наоборот – переговоры о ШК продолжаются, потому что нужно в этом процессе объединить не только политиков, но еще и всю Украину. И путаница продолжилась. Ющенко по очереди встретился с главными участниками процесса. С кем – перед телекамерами, с кем – тайно. Часть из счастливчиков завили, что переговоры продолжаются. Другая часть их опровергла и напомнила о сожженных мостах над Рубиконом. И ясности эти встречи и комментарии не прибавили.

И так продолжается и до сегодняшнего дня. Премьер Янукович, открывая заседание правительства в среду, 11 октября, заявил, что решение по вопросу о создании широкой коалиции в парламенте будет решен в ближайшее время и что оно не приведет к политическому противостоянию. «Окончательное решение будет в ближайшее время, однако я убежден, что никакого жесткого политического противостояния в стране не будет», – сказал он. А народный депутат от фракции «НУ» Давид Жвания в тот же день в эфире радио «Эра-FM» заявил, что «Наша Украина» не будет возобновлять переговоры относительно создания ШК. «Наша Украина» перешла в оппозицию, и это позиция всех партий, которые входят в парламентскую фракцию. Оппозиционность «Нашей Украины» не подлежит обсуждению, и я не вижу возможностей для возобновления диалога о создании коалиции», – сказал он. И слова Жвании, казалось бы, о чем-то да говорят. Давид Важаевич первый раз удивил общественность тем, что еще в сентябре 2004 года поставил под сомнение версию об отравлении кандидата в президенты Ющенко диоксином именно на ужине того с руководителями СБУ. «Да никто никого не травил», – в сердцах бросил он тогда. И вызвал переполох в стане соратников Ющенко: те отлично уловили момент и те преимущества, которые может получить на выборах кандидат-«жертва», рейтинги которого в то время стремительно ползли вниз. Жвания в том страшном сентябре свою «крамольную» мысль не развил, и Ющенко стал президентом. Но доверие к тем словам Жвании у многих до сих пор есть, так как факт отравления Ющенко представителями спецслужб за два года так и не был доказан. А значит, если Жвания и сейчас что-то говорит, то он, видимо, что-то знает…

Не добавили ясности и министры из «НУ». Министр здравоохранения Юрий Поляченко в ту же среду заявил, что министры, которые работают в правительстве по квоте блока «Наша Украина», написали заявления об увольнении со своих должностей. Но министр культуры и туризма Игорь Лиховой в разговоре с журналистами сообщил, что не писал никакого заявления об увольнении, поскольку последние несколько дней находился в Японии. И окончательно всем запудрил мозги министр семьи и молодежи Юрий Павленко. Он рассказал, что члены Кабмина, которые представляют «НУ», а также назначенные по квоте президента Ющенко, подадут в отставку не раньше окончания переговоров по формированию широкой коалиции. «Идут или все, или никто», – добавил он.

О чем это говорит? Да о том, что дело – не в создании или несоздании ШК. А в том, что за процессом коалициады стоят более глубинные процессы, определяющиеся рядом тайных и скрытых факторов, которые далеки от того, будут депутаты членами ШК или только АК и оппозиции.


Первый
из них уже назван выше: Ющенко просто необходимо сохранить через своих представителей влияние на работу кабинета Януковича. Иначе совсем непонятно, почему президент у нас хочет объединить страну, но при этом не влияет на ее развитие. И не отвечает за действия правительства, которое всем и рулит.


Второй:
в стане сторонников президента наличествует глубокий раскол. Часть из них (назовем их для удобства «компромиссниками») все же не хочет довольствоваться ролью оппозиции (конструктивной, непримиримой, выборочной и т. д. – определения им не важны, так как любая оппозиционность лишает их возможности полноценно и стабильно набивать карманы посредством участия во власти). Эти ребята выбирают тактику затягивания переговоров с АК любой ценой. Последняя их «мулька» на этот счет удивительна по своей правовой безграмотности. Они готовы продолжать переговоры в том случае, если подписанный летом Универсал нацединства будет принят Радой как закон. С таким же успехом они могли бы требовать законом заставить всех ходить на работу или, к примеру, выполнять Конституцию. Но дело в том, что Универсал в своем тексте содержит не совсем конституционные нормы: например, о помощи государства и его руководителей на создание единой поместной церкви. А они – церковь и государство – по Конституции отделены друг от друга.

Но «компромиссники» ничего не теряют от такой своей тактики. Во-первых, они, похоже, по-прежнему считают своих визави из АК и собственный народ дураками и потому надеются, что те ничего не поймут в их фальшивых, но высокопарных призывах и вновь обманутся на следующих выборах. Во-вторых, если переговоры о создании ШК все же каким-то образом завершатся успехом, то они останутся при кормушке. В-третьих, затягивание с переговорами перекладывает всю (или большую ее часть) ответственность за возможные социально-экономические негативы в развитии страны на тех, кто реально ею руководит. То есть на правительство Януковича. А на фоне негативов есть надежда опять возбудить народное возмущение и направить его по правильному адресу – в сторону премьера-«регионала» Януковича, спикера-социалиста Александра Мороза, лидера коммунистов Петра Симоненко, которые и олицетворяют собой «антикризисников». И, естественно, ослабить политических конкурентов.

Другая часть «нашеукраинцев» (условно назовем их «непримиримыми») уже сейчас печется о будущих выборах и всячески пытается спасти политическое лицо. То есть перед электоратом не запятнать себя сотрудничеством с «реваншистами», красными и «предателями Майдана». Эти люди и хотят, чтобы «Наша Украина» перешла в оппозицию и попыталась сыграть на протестном и национально-«стурбованном» электорате, где сейчас усиленно «пасется» Блок Юлии Тимошенко. Это для «непримиримых» последний шанс не оказаться окончательно на политической свалке истории.


Третий
фактор заключается в том, что сам Ющенко поддерживает «компромиссников» и хочет «нагнуть» непримиримых. Для этого Виктор Андреевич выбрал традиционную тактику кнута и пряника. Первым – пряник в виде обещанных должностей в случае создания ШК. Вторым – демонстративное игнорирование их требований и претензий вкупе с кадровым охладительным душем в виде назначения Александра Зинченко своим советником. Как мы помним, именно Зинченко фактически в одиночку вынудил Ющенко разогнать своих «любых друзив», обвинив их в коррупционных деяниях. И сейчас, назначая Зинченко в свое ближайшее окружение, президент как бы убивает двух зайцев. Во-первых, окончательно отдаляется от тех, кто помог ему деньгами и поддержкой стать президентом. И в этом ничего удивительного нет: так действуют все правители, которые не хотят излишней зависимости от кого-либо. Во-вторых, демонстрирует ослушникам, кто в доме хозяин, который может обойтись и без «сопливых». Хоть и «непримиримых»…


Четвертый
важный фактор влияет уже на поведение «регионалов» и прочих «антикризисников». Они ведут переговоры с «нашеукраинцами, руководствуясь тремя соображениями. Во-первых, «нашеукраинцы» все еще числятся в западном и «цивилизованном» мире «демократами» и «хранителями общечеловеческих ценностей, отвоеванных на Майдане». И дружба с ними или хотя бы пребывание в одной коалиции открывает перед «антикризисниками» много привлекательных дверей в Европе и в мире. Потому что демонстрирует на Западе, что и «реваншисты», дескать, изменились. Во-вторых, АК нужен запас голосов при голосованиях в Раде при принятии законов, которые неприемлемы для части «антикризисников» по их идеологическим взглядам. Например, для КПУ неприемлемы любые законы, либерализирующие продажу земли или позволяющие наступать на социальные права сограждан. А такие законы хочешь-не хочешь, а придется когда-то принимать. И, наконец, в-третьих, АК нужна более широкая база политической ответственности за возможные непопулярные решения, принимаемые в Раде. А они, решения, обязательно будут в сложившейся в Украине ситуации. Только повышение цен на российский газ заставит украинскую власть обязательно выкидывать такие коленца, что народ ахнет, затягивая пояса и пересчитывая наличность в худосочных кошельках…

…Вот такие дела происходят за кулисами видимой глазу обывателя коалициады. И, с одной стороны, ничего удивительного в этом нет. Идет мучительная притирка разных политических сил, которые дорвались до руля и теперь вместе вынуждены руководить разбалансированной страной. Однако с другой – где гарантия, что вся эта возня продолжается для исправления ситуации, а не просто для бесконечного передела власти и сфер влияния? Нет такой гарантии. И если это просто возня для возни, такой себе перпетуум мобиле по-украински (работает лишь бы работал), то спасать страну и ее граждан, как всегда, некому. Благо дело – граждане научились сами о себе заботиться, а это и спасает всю страну вот уже шестнадцатый год подряд. Интересно просто, сколь долго это может продолжаться?..

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам