Цушко: "Янукович — политический близнец Ющенко"

Главный переговорщик от Соцпартии на круглом столе у Президента Василий Цушко может быть доволен собой — переговоры закончились успешно: Верховная Рада не была распущена, а страна получила правительство и премьера. Однако жизнь продолжается, и г-н Цушко видит новые проблемы и знает, как их решать. Об этом его интервью «КТ».

Василий Петрович, подписание Универсала, формирование очень широкой коалиции, внесение кандидатуры премьер-министра — чья это победа? Или чье поражение?


— Это победа народа Украины. Дело в том, что избиратель голосовал сердцем, больше веря лозунгам, а не программам или конкретным делам — во многом благодаря позиции масс-медиа. В итоге парламент такой, какой он есть: в нем коммунисты, социалисты, «регионалы», ультраправые, национал-патриоты. Но люди-то хотят жить лучше, хотят конструктива и созидания, а не вечной борьбы ради узких интересов. Так что сегодня у нас — победа людей. Я очень доволен Виктором Ющенко: он поднялся над ситуацией, смог показать, что является Президентом всей Украины, каждого украинца. Я хотел бы обратиться и к прессе: прекратите искать и освещать скандалы. Сегодня ведь пресса только то и делает, что фиксирует каждое слово Юлии Тимошенко: она то-то сказала, она то-то сделала! А кто такая Юлия Владимировна? Да обыкновенная скандалистка, которая лжет, глядя прямо в глаза, как это было с обвинениями СПУ в подкупе. Тем более что сейчас она и ее фракция официально перешли в оппозицию, и теперь у них одна задача — максимально привлекать к себе и своим депутатам внимание, делая из мухи слона. А сегодня необходимо «остудить» общество, дать ему позитивную информацию. Смотрите, я пришел губернатором в Одесскую область, где за Виктора Януковича проголосовали 67%, и всего 33% — за Ющенко. Это была большая проблема, народ был буквально «наэлектризован». Так я полгода «работал Кашпировским» — убеждал одесситов, что все мы являемся гражданами одной страны. Объяснял, что никого не собираюсь преследовать по политическим мотивам. Имеете фабрики, заводы, пароходы? Отлично: платите налоги в бюджет, создавайте новые рабочие места, а о политиках судите по их делам, а не по громким заявлениям. Политики — это в значительной мере артисты, они играют на публику. Уверяю вас, если бы в сессионном зале не было ни одной телекамеры, ни одного журналиста, то депутаты вели бы себя совершенно иначе: не перед кем позировать. А вот когда есть перед кем покрасоваться, все меняется на глазах. Это же театр, и политики свои таланты, еще детские, проявляют в ВР.


Да уж, похоже… А какова, на ваш взгляд, роль СПУ в происходящем?


— Вы только задумайтесь, что происходит в Украине: конец июля, разгар отпусков, а 10 миллионов граждан смотрят круглый стол. Или до часу ночи ждут обращения Президента, гадая, подаст или не подаст он кандидатуру премьер-министра. Куда мы идем? Политизация тотальная, причем уже переходящая в политический психоз. Нам просто необходимо остановиться. И хорошо, что круглый стол завершился Универсалом, хорошо, что Президент все-таки подал кандидатуру Януковича на пост главы Кабмина. Хотим мы того или нет, но надо признать, что Янукович — это политический близнец Ющенко, они одновременно родились в политике. И эти два Виктора или приведут Украину к победе, или история и народ их обоих сметет с политической карты Украины. Никуда не денешься, это — реальность. И тот шаг, который сделал Александр Мороз, войдя вместе с СПУ в состав антикризисной коалиции — шаг осознанный. Потому что деструктивность, ультиматумы — не метод. Не пойди Мороз на это, не было бы ни Универсала, ни представления на премьера, ни формирования коалиции. Ни о каком «предательстве» тут и речи быть не может: Соцпартия гордится и своим небольшим представительством в парламенте. СПУ — самостоятельная политическая сила, она всегда занимала и будет занимать собственную позицию. Я это вам гарантирую как руководитель фракции.


Какова позиция фракции СПУ в отношении подписанного Универсала: это стратегический документ о намерениях или основа деятельности широкой коалиции?


— Когда принимаешь квартиру, то всегда делаешь опись имущества, верно? Так вот, Универсал — это нечто вроде описи «имущества общества»: что мы имеем, в каком виде, к чему хотим прийти, каким путем. Через год, когда утихнет избирательный пыл, все может измениться. Это сегодня партии только и делали, что готовились к возможному роспуску парламента и перевыборам. Но пройдет время, и каждый человек будет по-иному смотреть на лозунги, за которые еще вчера был готов в огонь и воду. И решать: а что я с этого буду иметь? Я считаю, что прежде всего гражданин Украины должен иметь крепкую электоральную память и помнить, что делал, например, политик Цушко 12 лет назад, что обещал, что из этих обещаний выполнил. Вот тогда будем голосовать осознанно, а не потому, что у кого-то красивая коса, а у другого — привлекательная внешняя фактура. Еще раз повторю: как говорят у нас в Одессе, каждый избиратель, отдавая свой голос, должен думать, что он получит взамен — достойную жизнь, высокую зарплату, работу или митинги, забастовки, неустойчивую экономику? Вы посмотрите, сегодня Киев возмущается: цены на хлеб выросли! Ребята, вспомните, как вы голосовали, какую политическую силу поддерживали? Ответ на вопрос о ценовой политике ищите сразу в своем голосовании: стоимость булки хлеба определяет-то местная власть. Каждый гражданин должен знать, что он несет ответственность за результат своего волеизъявления. А то ведь как происходит: сначала обожаем политика, а потом кричим: смотрите, какой он плохой и недостойный!


Но будет ли после Универсала широкая коалиция руководствоваться им или законами, принимаемыми в ВР, в частности законом об основах внешней и внутренней политики, где будет предусмотрено отношение к НАТО, к военным учениям?


— Закон об основах внешней и внутренней политики принят, он не будет пересмотрен. Будет лишь утвержден закон о проведении военных учений на территории Украины, которым предусматривается проведение учений на Николаевском полигоне: прибудет сотня конных гвардейцев из Великобритании и «попасут» полигон. Кроме того, в совместных учениях будут принимать участие три десятка солдат из Молдовы. Все, больше ничего не будет. Идем дальше: в законе о национальной безопасности от 2003 года значится пункт о евроинтеграции, о вхождении Украины в НАТО после всеукраинского референдума. И тут опять начинаются инсинуации: если даже выполнить план действий относительно вступления в НАТО, то на это необходимо 7 лет. Только потом возникает необходимость проведения референдума. И еще не факт, что нас примут в Альянс, даже если мы выполним необходимый набор процедур. Это как если бы мы с вами решили построить дом, инвестировали средства, наняли людей… А потом приходит комиссия и отказывается подписывать акт приемки, потому что мы забыли построить канализацию и мусоропровод. И еще десять лет такой дом будет стоять, и никто не будет иметь право туда вселиться. То же касается и нашего вступления в НАТО… А мы превратили этот процесс в запугивающую технологию: завтра НАТО придет к вам! Я и на встрече с Президентом подчеркнул, что Универсал — это констатация наших намерений сейчас и наших планов на будущее. Через год может быть совсем другим текст данного документа, потому что электорат СПУ или Партии регионов, к примеру, изменит свое отношение к проводимой нами политике. Возьмет и скажет: ребята, вы мне лапшу вешаете о статусе русского языка, о НАТО, а где моя пенсия, почему выросли тарифы? Поверьте, это интересует людей прежде всего, и в таблице социологических исследований первоочередных проблем и интересов украинцев пункт о НАТО занимает всего 17 строку, а не первую и не вторую, как можно подумать, слушая отдельных депутатов. И если человек голоден, то проблема языка его тоже не слишком интересует. Можно сколько угодно обсуждать языковую проблему, но надо понимать, что государственный язык — категория финансовая. В него надо вкладывать деньги, платить учителям украинского языка, финансировать выпуск учебников на украинском, издавать бестселлеры, которые будут читать. Между прочим, я первый русскоязычный депутат, который инициировал закон о льготах украинским изданиям. Почему надо стимулировать украинскую книгу? Все просто: потому что в России больше леса и дешевле бумага. И человек будет покупать то, что дешевле, а не то, что патриотично.

Как вы считаете, каким, в конце концов, будет состав коалиции: «на троих» без КПУ или «на четверых»?


— Формат коалиции — четыре фракции: ПР, «Наша Украина», СПУ, КПУ. То есть полноценная коалиция, и распределение ответственности будет зависеть от набранных процентов голосов. Осталась технология реализации этой идеи.


Вы полагаете, «Наша Украина» целиком и полностью войдет в коалицию?


— Я ничего не предполагаю. Каждый депутат имеет право решать. На примере нашей фракции могу сказать, что в антикризисную коалицию вошли 30 из 33 социалистов. Трое не вошли. Это их право. Никто их не будет заставлять. Не исключено, что когда будет расширяться коалиция, такое может произойти и в других фракциях — «Нашей Украины», КПУ, «регионалов». Может, и у нас кто-то откажется. Это право депутата. Но в том, что это будет коалиция численностью более 300 депутатов, я уверен.


Может ли сорваться такой стройный план, и кто-то кого-то попытается «кинуть», и Янукович не станет премьером?


— То, что никто никого не попытается «кинуть», это точно. То, что будут какие-то требования, споры при поиске формулировок, не исключено. Но в то, что Янукович не станет премьером, я не верю. Он станет премьером.


А хватит ли кадрового «цемента» —кресел, должностей, —чтобы спаять коалицию надолго?


— У нас сегодня такая ситуация, что 226 депутатов могут освободить от должности любого министра. И это у нас записано. Мы, социалисты, сами настояли на такой записи: дескать, если мы выдвигаем человека на пост министра и через две недели говорим, что ошиблись и отзываем его, то премьер обязан удовлетворить нашу просьбу. Потому что это наш кадр. Так что «цемента» хватит на всех. Но бездельники, которые попадают в исполнительную власть по партийной квоте, а потом на партию не обращают внимания, работать не будут. Потому что в противном случае — это угроза для всех. Это развал коалиции, проигрыш правительства… В чем суть конституционной реформы? В том, что мы связали большинство с правительством общей ответственностью. Мы сейчас, как альпинисты — в одной связке. Если одни завалятся, то потянут и остальных. Так же если министр, которого выдвинули от социалистов, провалит работу, он провалит меня. Перед избирателями на будущих выборах. И я в этом не заинтересован. Я заинтересован в эффективной работе выдвиженца.

Может ли Янукович, имея такую политически разношерстную команду, повторить путь Юлии Тимошенко?


— Нет. По одной простой причине — тогда не было увязки парламентского большинства и правительства. А сейчас Янукович может обратиться: ваш министр, ребята, меня не устраивает, замените, пожалуйста… Дальше: сегодня есть такой орган, как совет коалиции, который решает какой закон поддерживать, какой нет. И уже не сойдет с рук тому министру, который хочет заниматься какими-то своими личными делами. Не получится — все в одной лодке. Я в этом уверен. И сейчас все зависит от понимания премьер-министром (а я думаю, Янукович понимает), что это новые политические реалии. Сегодня Президент передал часть своих полномочий, которые были у него, парламенту и правительству. И он это прекрасно понимает. Но новую ответственность должен осознавать и новый премьер-министр, и новые члены Кабмина, и новое большинство.


Есть ли у вас стопроцентная уверенность, что Президент понял, что конституционная реформа уже начала действовать? Виктор Ющенко пойдет на углубление конституционной реформы или на ее денонсацию с помощью КС?


— Да, Президент искренен в этом вопросе. Я уверен: Виктор Андреевич стремится не к узурпации, а к системе власти европейской страны, где есть баланс. Ющенко этого искренне хочет. Другой вопрос — как это будет формализоваться… Нужен диалог, а не торжество принципа «Я — старший!». Так уже попробовали жить Плющ и Кравчук. Когда они перессорились, пришел Кучма и «построил» всех. Ющенко это понимает и не даст никого построить. И себя в том числе.


Сегодня кое-кто говорит, что Ющенко подписал себе приговор. Какой через полгода будет судьба Президента: отстранят от власти, минимизируют полномочия, отдадут на «откуп» оппозиции Тимошенко?


— Слушайте, надо учитывать менталитет нашего общества. Мы любим патерналистское общество: без «папы» нельзя. Привыкли: «папа Кучма» — без него страна пропадет. Надо привыкать, что мы — не дикари, а европейцы. Так и давайте жить по-европейски. Для этого нужно слушать друг друга. Можно не здороваться, но не надо камни кидать. Есть оппозиция — она и должна конструктивно критиковать. Но не так: вчера говорили одно, сегодня — другое. Я буду уважать сегодня оппозицию во главе с Юлией Владимировной, если она будет критиковать по делу. Но если она будет манипулировать сознанием и фактами — нет. И так сильно много вранья вокруг. Надо перестать врать народу, и тогда будет всем хорошо: и Президенту, и оппозиции, и народу. Тогда люди будут осознанно голосовать. А то голосуем за красивые косы, а потом говорим: «Ой, плохо!». А не надо позволять лапшу на уши вешать.


О Ющенко и о курсе страны говорили, что он с одной стороны подвержен давлению Москвы, с другой — давлению Запада: Вашингтона и ЕС. Как вы думаете, новая коалиция поможет стабилизировать курс?


— Это естественное давление, когда находишься как между двумя ладонями. География у нас такая: с той стороны Россия, с этой — Евросоюз. Но курс страны будет стабильным при одном условии: когда мы поймем, что нет вечных друзей, а есть вечные соседи и вечные интересы. От соседей никуда не денешься, но есть интересы народа, общества, бизнеса. Как бы мы ни братались с Россией, но продавать газ она нам будет так, как ей выгодно. Евросоюз будет квотировать наши трубы до тех пор, пока им выгодно свое производство стимулировать. И ваша задача как журналистов объяснить: люди, газовая шара закончилась.


Уже появилась такая шутка: миллионеры в блоке Юлии Тимошенко провернули удачную сделку: за $10 млн. купили место в оппозиции. Вы верите в конструктивность и состоятельность оппозиции во главе с Тимошенко? Каковы у нее перспективы?


— Я хочу, чтобы она стала цивилизованной европейской оппозицией, потому что именно сейчас мы закладываем традиции нашей политики. Если Юлия Владимировна действительно так любит Украину, как она декларирует, если она такой демократ, как ей кажется, то она создаст настоящую крепкую парламентскую оппозицию. Если же она только кричит и ее олицетворяет рядом стоящая баба Параска, которая кидается сумками, как последним «аргументом», то это аргумент большевистский. Мы это уже проходили. Я надеюсь, Юлия Владимировна будет представителем демократической оппозиции. Я сделаю все, чтобы она была защищена в этом качестве. Знаете почему?

Я не исключаю, что через полгода, полтора или два года социалисты окажутся в оппозиции. Я хочу традиций существования оппозиции. Потому что 11 лет был в оппозиции и имею право об этом говорить. Можно, заработав с Кучмой миллиарды, а потом, поссорившись с ним, кричать, что он плохой. Но это просто месть, а не оппозиционная деятельность.

Беседовали
Ирина Гаврилова,
Владимир Скачко

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам