Жизнь после Алчевска

События в Алчевске ценой благополучия и спокойствия города со стотысячным населением лишний раз подтвердили банальное «правило колодца», куда мудрые люди плевать не рекомендуют ввиду нежелательных последствий. В этом случае заложником нехитрого, но неизменно срабатывающего как в быту, так и в политике принципа стал президент Украины Виктор Ющенко. Для того чтобы глубже понять и оценить все произошедшее, рассматривать самую крупную в истории независимой Украины аварию на коммуникациях теплоснабжения придется не с рокового дня 22 января, а гораздо раньше – с уже ставшей исторической и легендарной избирательной кампании 2004 года…
Тогда, в бурлящие и насыщенные политикой сверх всякой меры дни, пиар-команда кандидата Виктора Ющенко всеми способами старалась «впарить» избирателям простую в своей гениальности идею: честное голосование – это когда побеждает Ющенко, а все, что бело-синих колеров – от лукавого. Мастера работы с общественным сознанием, ведомые Александром Зинченко, свою задачу выполнили. Но, как во всяком производстве, здесь оказался и побочный продукт: одним из избирателей, который свято поверил в пропагандируемые идеи, стал Виктор Андреевич Ющенко…

После выборов ему было труднее всего расставаться с простыми и понятными истинами, которые с таким знанием дела вкладывали в умы электората имиджмейкеры. Поэтому без преувеличения можно сказать, что авария была «спрогнозирована» за пять месяцев до того, как действительно произошла, – с 22 августа, когда президент прибыл в Алчевск с официальным визитом. Партия регионов тогда уже не помышляла о прямом пикировании с главой государства, но наклонировала массу маргинальных организаций, которые и взяли на себя работу «на передовой» – митинговали, требовали импичмента. Именно активисты одной из таких организаций выстелили трассу, по которой ехал кортеж президента, бело-синими лентами, сразу создав ему соответствующий настрой «Штирлиц в тылу врага». После этого уже ничего удивительного не было в том, что заикнувшийся было о бедственном состоянии городского коммунального хозяйства в ходе встречи с президентом мэр Алчевска Николай Кириченко был отбрит жестко и неприязненно. Виктор Ющенко посоветовал градоначальнику самому думать о предстоящей зиме и изыскивать средства на поддержание коммунальной сферы города в рабочем состоянии. Хотя на публике глава государства выразил готовность пойти навстречу нуждам города и даже анонсировал громкий проект по созданию специальных льготных условий для населения Алчевска. Однако дальше разговоров дело не пошло…

Кстати, Ющенко, бросив мэру Алчевска такой ответ, естественно не вспомнил о правительственном решении в 2005 году почти в полтора раза увеличить процент прямых изъятий из местных бюджетов в государственный. Стремясь выполнить предвыборные обещания того же Ющенко и наполнить деньгами перегруженный социальными статьями бюджет, правительство Тимошенко мощным «пылесосом» прошлось по закромам градов и весей. В итоге, в том же Алчевске в ремонты и замены коммуникаций вложили 300 тысяч гривен при необходимых 3 млн. только для жилого фонда (как нетрудно подсчитать, 10% от потребности). Даже считающийся богатым и благополучным Донецк не может свести концы с концами, когда речь заходит о содержании системы жизнеобеспечения. Притом, что как советское, так и новое украинское руководство коммунальной сфере особого значения не придавали и финансировали по остаточному принципу. После получения независимости Украина не делала сколько-нибудь значимых вложений в коммунальное хозяйство до 1997 года. А после представители центральной власти и вовсе сбросили содержание этого комплекса на плечи муниципалитетов. Износ коммуникаций в среднем по Донбассу составляет 80%, и специалисты только робко удивляются тому, что это все до сих пор работает.

Однако и местные власти не без греха: 8 ноября 2005 года Алчевский горисполком запретил горожанам установку автономного отопления, ссылаясь на «техническую невозможность». Сходные процессы происходят и в других городах Украины, и есть не что иное, как лоббирование интересов теплосетей, которые после появления на рынке экономных и компактных автономных систем отопления начали резко терять абонентов – греться самому удобнее и выгоднее, и плата за отопление и горячую воду составляет большую часть всех коммунальных платежей. Возможности для лоббирования у тепловиков гораздо больше, благо украинский потребительский рынок пока не отрабатывается сколько-нибудь крупной компанией-производителем, а небольшие ЧП противостоять огромным раздутым структурам не могут. Все эти проблемы и противоречия разбухали как гнойный нарыв, который должен был вот-вот лопнуть…

Итог всем известен: 22 января 2006 года в результате аварии магистрального теплопровода без тепла остались 700 жилых домов. Луганская областная администрация пыталась делать хорошую мину, уверяя, что «ситуация под контролем». Но на следующий день катастрофа достигла таких масштабов, что на территории Алчевска областными властями было объявлено чрезвычайное положение. Естественно, событием такого масштаба грех было не воспользоваться в идеологических целях. Идеологическая война на руинах мерзнущего города развернулась с таким жаром, что, наверное, одной энергии взаимных обвинений хватило бы для обогрева всего Алчевска. Оппозиция не преминула обвинить во всех бедах непрофессиональную украинскую власть. Власть решила спасать репутацию и бросила на восстановление городской системы теплоснабжения подразделения МЧС и «Укрзализныци». Кабинет министров «тряхнул мошной» на 20 миллионов гривен, предпочитая не вспоминать о том, что в свое время хватило бы и трех. Кроме правительственных денег, горожане получили много помощи от партий, которые раскошелились в целях политической пропаганды, не утруждая себя раздумьями о моральности подобного рода предвыборных технологий. Детей в «Артек» вывезло правительство, но вот ветеранов на курорты отправила уже Партия регионов, «ЭКО+25%», по словам одного из лидеров этой партии, экс-министра ТЭК Сергея Ермилова, опустошила предвыборную кассу наполовину, дабы помочь жителям Алчевска. Всего первый правительственный транш составил 2 миллиона гривен, и еще 2,5 миллиона наскребли политические партии, общественные организации и сострадательные граждане. При этом, как ни прискорбно, никто из политиков и чиновников, побывавших в Алчевске, ни до того, ни после не додумался вписать в свои предвыборные программы сколько-нибудь понятный алгоритм преодоления проблем коммунального хозяйства.

Что же касается президента, то его реакцией на трагедию в Алчевске стали заявления о том, что в крахе жилищно-коммунальной сферы виноваты местные власти, которые по наущению оппозиционных сил обеспечили выход из строя практически всей теплосистемы города, чтобы потом эти самые «силы» могли попиариться на общей беде горожан, заявляя, что президент-де ничего не делает. Однако Виктор Ющенко оказался в той же ловушке, в которую в 2004 году поймал своих оппонентов: любые разумные аргументы со стороны конкурентов в ходе президентской кампании просто отметались с порога, «бандитов» даже не слушали. А сейчас все дружно позубоскалили над критикой главы государства… Хотя такая версия тоже имеет право на жизнь.

Во-первых, те же оппозиционеры, будучи властью, ничего не сделали для того, чтобы предотвратить крах коммунальной системы Алчевска. Во-вторых, 23 января вторую городскую котельную – «Заводскую» – также остановили на сутки. Официальная причина остановки – пробой силового кабеля. По словам специалистов, устранение такой аварии занимает не более часа, а в условиях остывающего города можно управиться минут за сорок. Тем не менее, обе котельные простаивали ровно до тех пор, пока вода в трубах не замерзла. Совпадение более чем странное, хотя от обвинений мы воздержимся. В-третьих, обвиняя во всех бедах мэра и призывая его уйти в отставку, президент формально прав: по закону за состояние городских коммуникаций действительно отвечает именно мэр. У него, конечно, масса хлопот с этим хозяйством, и слезные его призывы к высшим эшелонам власти оставлены без внимания незаслуженно. Но все же с юридической точки зрения ответственность за случившееся падает на органы местного самоуправления.

Причем сами алчевцы, не мысля о высокой политике, уже начали жаловаться, что на их трагедии элементарно наживаются. В рамках поручения президента по децентрализации системы теплоснабжения в город начали поставлять оборудование для мини-котельных, прокладываются новые коммуникации. Но тут же заработали устойчивые ко всем революциям и борцам с коррупцией «откатные» схемы: многострадальные котлы, проходя через несколько посреднических структур, дорожают, дойдя до города, в три-четыре раза по сравнению со среднерыночной ценой. Не меньшее отвращение у горожан вызывает и то, что творят в стремлении получить столь объемный заказ монтажные и строительные организации, не брезгующие никакими способами склонить власть предержащих к выбору своей компании при выборе подрядчика для проведения ремонтно-восстановительных работ. А суета и неразбериха – неизбежные спутники любой нештатной ситуации – никак не способствуют кристальной ясности всех финансовых аспектов алчевской трагедии.

Все, что произошло в Алчевске, показательно не потому, что техногенная катастрофа такого масштаба уникальна в своей трагичности. Как раз нет. Все эти события показательны потому, что то же самое может повториться снова. Где угодно и когда угодно. Потому что, как верно заметил Владимир Высоцкий, «силам природы на речи плевать»…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам