Журналистские итоги «оранжевого» года

До первой годовщины «оранжевой революции» остается неделя. В этот период количество аналитических материалов, комментариев, всевозможных итоговых интеллектуальных «сэйшенов» разного уровня и калибра по самой логике процесса будет неуклонно расти. Одно их таких собраний, под названием Круглый стол на тему: «Роль украинских журналистов в оранжевой революции: оправдались ли надежды?» имел место сегодня в пресс-центре Украинского рейтингового агентства. Тема, как можно заметить, широкая, но понятная.
Не в последнюю очередь обусловленная приближающимся праздником работников радио и телевидения (16 ноября). Ну и, конечно же, очередными в нашей жизни выборами, роль средств массовой информации в которых не менее очевидна, чем год назад. Без них сегодня вообще никуда.

Уже сейчас, несмотря на то, что официальная предвыборная кампания еще не началась, улыбчивые лица «слуг народа», с новыми силами озаботившихся благосостоянием своего «хозяина», неуклонно преследуют простых и не очень граждан со щитов биг-бордов, полос газет и экранов телевизоров. Все по закону. Никакой агитации. Чистый пиар: «С Украиной в сердце»! Нет, «С нами Бог и Россия»… Навязчиво (чего уж там), бледно. Аккурат где-то между рекламой пылесосов «Самсунг» и мобильных телефонов «Нокиа».

Вместе с тем, и объемы информации, валящейся на головы наших людей, беспрестанно увеличиваются. Если это можно назвать информацией. Кандидаты, еще не ставшие таковыми, гастролируют по городам и весям, не жалея красноречия на проплаченных сторонников. Подписываются ни к чему не обязывающие соглашения и меморандумы. Каждые выходные – по несколько съездов. Первый этап. Третий. Создаются (или нет) новые блоки, за их составом уже тяжело проследить даже искушенным наблюдателям. При этом пресс-службы рассылают победные реляции, присутствующие журналисты от культурного шока уходят в декаданс, политологи с серьезным видом размышляют о первых пятерках списков, а оживившиеся социологи рассказывают об одних им известных тенденциях на электоральном поле боя: вот так вот будет, если они пойдут блоком, так – если по одиночке, а Кушнареву все же лучше просто слиться с «регионалами».

Что ни день, то разоблачение, призыв, рациональное предложение. ВЫ еще не знаете, как поделить деньги от продажи «Криворожстали»? Тогда «МЫ» идем к вам. Настораживает растущее число лиц арабской национальности на столичных улицах? «Это твой город» – прячь машину и учи албанский. Сын президента живет не по средствам? Зато «с Украиной в сердце».

От такой сансары в редакциях виснут компы, и в барах уменьшаются неприкасаемые запасы спирта. Тем, кто наблюдает за этим всем со стороны, несколько проще. Но только в смысле переносить. Понять же вообще невозможно. 10 ноября президент Международной организации «Репортеры без границ» Робер Менар в ходе встречи с народным депутатом Нестором Шуфричем заявил о том, что в Украине началась деградация прессы. Г-на президента оскорбил тот факт, что новый президент Украины с 1 июня по 28 октября ни разу с ним не встретился, несмотря на шестикратные письменные просьбы…

Все это, конечно, пока далеко от прошлогоднего накала. Но ведь это только пока. И в этой связи состояние СМИ, их настроение и способность адекватно воспроизводить информацию становятся животрепещущим вопросом не только для представителей журналистского цеха, но и, как говорится, для широкой общественности. Если еще точнее, то только ей они и могут быть интересны, ибо сами журналисты, непрерывно варящиеся в этом всем, кто всмятку, а кто и вкрутую, и без всяких круглых столов знают, что куда.

Логически почтенное заседание было разбито на две части: как оно было тогда, и как есть сейчас.

В первой части Вячеслав Пиховшек, явно изнывающий от отсутствия серьезной работы и возможности полноценно высказаться, отвечая на вопрос, насколько ожидаема для вас была революция, просто назвал точное число – 27 августа. В этот день он якобы получил информацию от региональных корреспондентов о неком циркуляре, предписывающем в случае поражения Ющенко, отправляться в Киев. Впрочем, другие журналисты, как и политологи, несмотря на то, что обошлись без такой уж конкретики, также заявили об отсутствии сомнений в том, что это случится. Разве что, по словам представителя телеканала «Интер» Владимира Горковенко, ожидания были более пессимистическими. Тогда казалось, что без кровопролития не обойдется.

Далее пошли размышления о роли журналистов в «оранжевой революции». Директор телекомпании «Эра» Василий Климчук с чувством легкого превосходства и осознания своей правоты без обиняков заявил: «Журналисты в любой ситуации чувствуют, что должны влиять на события и нести людям информацию. Если ты не чувствуешь этого, ты не настоящий журналист». Он откровенно рассказал, что телекомпания отказалась от так называемых «темников» в 2003-м году. С тех пор у нее начались проблемы – в нарушение лицензии и сопутствующих документов неоднократно совершались попытки отобрать частоту. Но именно это, по мнению Климчука, позволило в сентябре 2004-го сделать ставку на объективность: «Мы показывали то, что не показывали другие». При этом он выразил убеждение, что многие коллеги им завидовали, что впоследствии подтвердил и Владимир Горковенко, рассказавший, что зависть к «Эре» у журналистов «Интера» действительно присутствовала. «Профессиональная зависть «Эре» действительно имела место – почему им можно, а нам нельзя?» – рассказал он.

Еще одно «сенсационное» заявление на эту тему Василий Климчук сделал чуть позже, отвечая уже на другой вопрос: «Официально заявляю, что нашим сотрудникам было запрещено ходить на Майдан. По чисто профессиональным соображениям: наш Майдан – это наша студия, мы проводили там по 24 часа в сутки, и если бы у кого-то хватало времени туда ходить, это означало бы, что он недостаточно загружен».

Что касается Вячеслава Пиховшека, то он выразил мнение, что журналисты в сложившейся ситуации попросту стали объектами предвыборных манипуляций. Причем таких, что «темники», наличие которых он, кстати, подтвердил, уже ничего не могли изменить. В качестве примера он привел себя: «Я сам это почувствовал, когда должен был постоянно за что-то оправдываться, что-то отрицать».

Однако прошел год. Ющенко стал президентом, эйфория для многих сменилась если не разочарованием, то настороженностью, а правительство Тимошенко правительством Еханурова. А тут еще этот «Репортер без границ»…

Впрочем, как ни странно, но участники круглого стола с его мнением скорее согласились. Так, Вячеслав Пиховшек заявил, что журналистика до сих пор предпочитает руководствоваться принципом революционной целесообразности и «двойными стандартами». Телеканалы, по его мнению, стали ретрансляторами пиара и уходят от глубокого анализа политических процессов. В качестве примера он привел отсутствие на телевидении серьезных итоговых еженедельных программ, которые бы, к примеру, могли проанализировать четверговое общение президента со студентами.

Нет и тех, кто способен был бы объяснить людям, почему во время «прозрачного» назначения правительства Тимошенко перед объективами телекамер «Томенко был лучшим гуманитарием, а стал худшим». Или почему никто из украинских СМИ не рассказал о том, что на саммите СНГ в Казани Ющенко согласился на создание наднационального органа в рамках ЕЭП.

С ним согласился исполнительный директор Центра социальных исследований, политолог Владимир Лупаций, который заявил, что разница между экспертными оценками и анализом, идущим от телевидения, огромна. Так же, как между обещаниями политиков на Майдане и ожиданиями тех, кто стоял по другую сторону сцены. По его словам, в лучшем случае телеканалы предпочитают «просто использовать экспертов» для своего анализа. Журналистам же в большинстве своем предлагают комментировать рейтинги и линейные сюжеты. «Ищите нелинейные сюжеты: 2004 год – это не революция, это репетиция», – заключил он.

В свою очередь, Василий Климчук объяснил ситуацию в украинских СМИ тем, что, «когда нет «темников», журналистам, которые не думают, тяжело работать». Он объяснил, что сегодня, наряду с модными телефонами и одеждой, существует целый ряд «модных» тем, таких как, например, похождения сына Виктора Ющенко. Этакий масс-медийный мэйнстрим, в котором предпочитают работать многие журналисты. И такая тенденция, если и прекратит свое существование, то не ранее окончания выборов.

Отличную точку зрения выразил Вячеслав Пиховшек, заявивший в сердцах: «В этой стране информационные войны никогда не прекращаются» и говорить о том, что окончание избирательного процесса может привести к улучшению, не приходится. Ему можно было бы возразить – мол, это не только в нашей стране. И информационные войны уже давно стали частью общественной жизни многих цивилизованных стран. Но от этого почему-то не легче.

Возможно, этому поспособствовал минорный финальный аккорд в исполнении директора Центра стратегического планирования Владимира Корнилова, который напомнил, что в 1994-м году, в самом начале президентского пути Леонида Кучмы, уровень свободы слова, по признанию самих журналистов, был высок как никогда. Результат известен. Собственно, сегодняшний круглый также является одним из его последствий.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам