План секретаря СНБО

Председателю СБУ Александру Турчинову, похоже, не удастся выполнить взятые на себя повышенные реформаторские обязательства. До конца июля он обещал завершить модернизацию структуры, которую возглавляет. «Летом мы уже будем функционировать в пределах новой структуры Службы», – пообещал Турчинов. Лето уже на исходе, и, судя по авторской статье секретаря Совета национальной безопасности и обороны Петра Порошенко, опубликованной в газете «Урядовий кур’єр», до окончания реформы СБУ не просто далеко, а очень далеко.

Два человека – две точки зрения. Если верить Турчинову, то эволюционный метод модернизации Службы, избранный им в качестве альтернативы резкому обновлению методов работы спецслужбы, является наиболее эффективным. По его словам, президент Виктор Ющенко поддержал предложенную им концепцию реформы и подписал указ по утверждению новой структуры Службы. Судя по всему, речь идет не о качественных, а о количественных изменениях. Реформа СБУ, в основном, предусматривает cокращение вдвое количества департаментов Службы, лишних должностей. По словам Турчинова, в СБУ будут действовать следующие департаменты:

* по контрразведывательной деятельности, задача которого – создание единой системы контрразведывательной защиты в Украине;
* по защите конституционных основ и борьбе с терроризмом;
* по борьбе с преступлениями в экономической сфере;
* стратегического планирования и информационно-аналитических работ;
* по информационной безопасности и оперативно-техническим мероприятиям;
* по вопросам телекоммуникаций, в частности, по шифровке и дешифровке информации, защите информации и ее носителей;
* по управлению персоналом;
* служба правительственной связи.
Новая структура СБУ – это и есть реформа Службы. Так, по-видимому, считает Александр Турчинов. Он выступает за расширение полномочий вверенного ему ведомства. В частности, предлагает восстановить институт уполномоченных СБУ в государственных структурах, в первую очередь – в МВД, ГНАУ и на таможне. Турчинов считает, что указ Леонида Кучмы о «декагэбезации» органов власти был «колоссальным ударом по потенциалу Службы. «Указом запретили проводить работу в органах разведки, отделив разведку от Службы, и мы формально не можем заниматься контрразведывательной защитой разведывательных подразделений, в то время как они являются достаточно серьезным объектом для иностранных спецслужб», – считает новый шеф СБУ. По его словам, аппарат СНБО занимался рассмотрением данного вопроса, однако не нашел поддержки и понимания. Александр Турчинов также весьма прохладно отнесся к инициативе создания Национального бюро расследований, призванного бороться с коррупцией в высших эшелонах власти. Эта идея, которая поддерживается секретарем СНБО Петром Порошенко, не нашла его поддержки и понимания. В общем, все идет по плану. Реформируемся постепенно. Без спешки. По плану, который сами же и разработали.

В начале августа секретарь Совбеза попытался слегка взбодрить сторонника эволюционного пути развития СБУ. Имеется в виду заявление Порошенко о том, что недореформированные силовые структуры советского образца сами представляют угрозу для национальной безопасности страны. Александр Турчинов отреагировал очень резко, посоветовав Петру Алексеевичу не совать свой нос в дела, в которых он ничего не понимает. Порошенко совету не внял и выдвинул собственную концепцию реформирования СБУ в уже упомянутой нами авторской статье. Не думаю, что совбезовский вариант модернизации Службы привел Турчинова в восторг. Вряд ли он прыгал от радости, когда узнал, что предлагается создать Национальную службу расследований (НСР). Но НСР – это еще полбеды. В соответствии с вариантом Порошенко, при Совете национальной безопасности и обороны предлагается создать Комитет по вопросам разведки и Комитет по вопросам государственной и внутренней безопасности. Их задача: определение приоритетов и координации деятельности спецслужб. В этом месте надо сделать небольшое отступление. По закону развития любой бюрократической организации наступает момент, когда она начинает работать на себя. Любые попытки изменить статус и организационные основы деятельности бюрократической структуры на данном этапе воспринимаются как посягательство на ее полномочия. Похоже, именно такой момент в деятельности СБУ уже наступил. Естественно, председатель Службы воспримет создание сразу двух комитетов и одной службы расследований как попытку взять под контроль свою деятельность. А тут еще секретарь Совбеза предлагает обсудить вопрос введения координационной должности директора Национальной разведки, с возложением этих обязанностей на одного из заместителей секретаря СНБО.

Вряд ли Турчинова воодушевит перспектива «сконцентрироваться на задачах контрразведки, в том числе экономической, обеспечении безопасности персонала органов государственной власти, борьбы с терроризмом, защиты конституционного порядка и государственной тайны». И уж, естественно, создание Службы специальной связи и информации будет воспринято шефом СБУ как прямое посягательство на сферу его компетенции. А как же целых два департамента Службы? Чем они будут заниматься? Фактически у Александра Турчинова есть три варианта ответной реакции на проект реформирования СБУ, предложенный Петром Порошенко.

Первый: выступить с резким заявлением. Обвинить секретаря СНБО в намерении взять деятельность СБУ под свой личный контроль. Но это самый неэффективный и непродуманный вариант реакции. Во-первых, это уже было. Повторяться просто глупо. Во-вторых, трудно парировать обвинение в отсутствии существенного реформаторского прогресса. Одним сокращением штата на 15% отделаться не удастся, а заявления о создании «спецслужбы европейского образца» уже не работают. Открытая конфронтация с секретарем СНБО приведет к появлению слухов об отставке Турчинова. И ему придется их опровергать, поскольку в отставку Петра Порошенко поверят меньше.

Второй: принять предложенный Порошенко формат открытой дискуссии. Выдвинуть контраргументы. Обосновать нецелесообразность появления новых структур в составе СНБО. Доказать, что спецслужба может реформироваться изнутри, и она не вступила в «железобетонный этап». При этом использование аргументов «нельзя ослаблять спецслужбу в преддверии парламентских выборов» недопустимо.

Третий: промолчать и развернуть кампанию по дискредитации предложенного Порошенко плана через «третьи руки». Похоже, что именно третий путь, судя по интервью одного из совладельцев группы «Приват», и избран.

Инициативы секретаря СНБО являются в большой степени дискуссионными. Можно обвинять Петра Алексеевича во многом, однако его стремление подтолкнуть реформу силового блока является позитивным явлением. Слишком уж быстро руководители серьезных ведомств успокоились. За исключением, пожалуй, министра внутренних дел Юрия Луценко. Если рассматривать Порошенко как возмутителя «спецспокойствия», то он, безусловно, свою функцию выполнил. Кроме того, после конституционной реформы все без исключения структуры власти будут действовать в новом режиме. Если властная система перейдет в новую конституционную реальность в нынешнем виде, то в очередной раз возникнет тривиальный вопрос: за что боролись? Именно на это и напоролись.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам