Ядоведение

История с подозрительным отравлением кандидата в президенты Виктора Ющенко наверняка не закончится после пресс-конференции Александра Зинченко. Уже сейчас предпринимаются циничные попытки расколоть избирательный штаб Виктора Андреевича с помощью версии об «отравлении ближайшим окружением». Провоцируют на взаимные подозрения: «А где вы были 14 сентября? Далеко сидели от Виктора Андреевича во время трапезы?»… Ну, и тому подобное.

Собственно говоря, отравление – один из самых действенных и самых старинных способов убрать неугодного человека. Из-за несовершенства медицины многие резонансные преступления так и остались нераскрытыми. О неудачных же покушениях с применением высокотоксичных веществ становилось известно либо благодаря излишней болтливости исполнителей, либо в результате наличия свидетелей. Впрочем, и сейчас, при современном уровне медицины не всегда можно распознать отравление. Рвота, тошнота, судороги – эти симптомы бывают не только при отравлениях, но и при других заболеваниях: нарушении мозгового кровообращения, гастродуодените, болезни Боткина. К тому же существуют яды, не оставляющие практически никаких следов. Их невозможно определить, даже проведя сложный химический анализ. Кроме того, отравить человека можно, просто увеличив дозу препарата, принимаемого им в прописанной доктором дозировке. Тот же инсулин, на котором «сидят» диабетики, может быть смертельным: это лекарство полностью растворяется в крови. Что же говорить о временах, когда о токсикологии никто и не слышал…

Впервые «ядоведение» как наука возникло в конце 19-го века, благодаря Мари Лефарж: имя этой юной француженки, отравившей своего 30-летнего супруга, стало известно всему миру. Не потому, что ее муж – владелец литейной мастерской – был известным человеком, а потому, что процесс по ее делу стал взлетом для новой науки — токсикологии, объединившей опыт медиков и химиков.

Исторический экскурс

История политических отравлений берет свое начало в Италии и связана с именем семьи Борджиа, которая устраняла политических противников чаще всего с помощью яда. Яд подсыпали в бокалы из полого перстня (были специалисты по такого рода украшениям), наносили на одежду жертвы, подмешивали в свечной воск. Одно время было модным вшивать капсулу с ядом в перчатку рыцарей, с того времени и родился обычай здороваться за руку без перчатки. Такой себе знак доверия. Вообще же, искусство отравлений как политическое искусство берет свое начало именно в средневековом Риме. Обычай травить императоров в Италии настолько прочно укоренился, что при каждом правителе была введена особая должность – отведывателя напитков и еды, предназначавшихся императору. Организаторы покушений учли этот факт и, в результате, вместо мгновенно действующих отрав, стали применять медленно умертвляющий яд.

В науке приготовления ядов были свои специалисты, к чьим услугам нередко прибегали конкуренты правителей и кардиналов. Неудивительно, что тайную науку «приготовления смерти» часто практиковали женщины. Самая известная из них – римская отравительница Лукуста. Именно с ее именем историки связывают гибель императора Клавдия, который, по одной версии, был отравлен собственной женой Агриппиной, заказавшей Лукусте сильнодействующую отраву. По другой – римский правитель попробовал ядовитых грибов, поднесенных его же собственным дегустатором еды. Кстати, та же Лукуста потом отравила и брата императора Нерона, который опасался, что родственник будет претендовать на власть. К помощи яда, вроде бы, обращался и сам Калигула, отправивший таким способом в мир иной Тиберия и занявший после его смерти престол.

Опыт отравлений со временем был заимствован и в России. Самые известные люди, погибшие, как предполагают, от яда, это Борис Годунов и император Павел I. Что касается «сменщика» Ивана Грозного, то он чрезвычайно опасался быть отравленным: вероятно по той причине, что сам, чтобы стать царем, отравил сына Грозного – Федора. Годунов выписал из-за границы шесть лучших врачей, которые не отходили от российского правителя ни на минуту. Но эта мера предосторожности не помогла: однажды, встав из-за стола, Годунов почувствовал недомогание и через несколько минут скончался. Что касается Павла, то по имеющимся сведениям, на него несколько раз покушалась собственная мать, видя в сыне не властного правителя, а инфантильного слабака. Однажды суп в его тарелке оказался сладковатым, и его отдали собаке. Стоит ли говорить, что пес умер? Боязнь отравления по наследству передалась и сыну Павла – императору Александру I. Тот, кстати, тоже использовал для дегустации блюд дворовую собаку: она пила даже кофе из чашки императора.

Яд для коммунистов и террористов

В общем, история покушений с помощью отравляющих веществ насчитывает несколько веков. Но это не означает, что яд утратил свою силу для видных политических деятелей современности. Наиболее известным человеком, которого несколько раз пытались отравить самыми экзотическими способами, считается Фидель Кастро. На кубинского лидера, если верить его личному биографу, было совершено более пятисот покушений. Кстати, на вождя кубинской революции покушались с помощью рыбных продуктов. Именно в них содержатся довольно сильные природные токсины, вызывающие отравление организма. Не случайно же, в Японии яды изготовлялись из моллюсков. К столу Фиделя Кастро подали лангуста, для верности «начинив» его бомбой. Но она не взорвалась. Таблетка, опущенная в стакан с любимым молочным коктейлем Фиделя, была не просто ядовитой – она была аналогом биологического оружия, разработанного в рамках секретной программы МК-ультра. Над этой разработкой трудился целый отдел в ЦРУ, в его основе лежит размножение пищевого яда ботулина.

Еще один способ ядовитого уничтожения, который испытал на себе Кастро, – это попытки подсыпать в его обувь мелкие дозы таллия. Если коротко говорить об этом препарате, то достаточно сказать, что это синоним радиоактивного вещества, такой же как висмут или свинец. Препарат на его основе был разработан в одной из секретных советских лабораторий в Томске. Используется для диагностики некрозов, но достаточно часто применялся не в медицинских, а в «специальных» целях спецслужбами всего мира. Кстати, считается, что как раз таллием был отравлен известный индийский философ и «истинный экзистенциалист» Ошо. Правда, на Фиделя Кастро это не подействовало: то ли сыпали не туда, то ли доза оказалась незначительной…

Можно смело сказать, что спецслужбы США с начала 80-х годов объявили настоящую ядовитую войну своим геополитическим оппонентам. Так, в 1988 году яд был обнаружен на кухне тогдашнего эфиопского коммунистического лидера Менгисту Хайле Мариама. Предполагалось, что это дело рук американских шпионов. Кстати, любопытная деталь: сам Менгисту, чтобы прийти к власти в Эфиопии, тоже воспользовался ядом, отравив своего предшественника – императора Хайле Селассие, – подав ему мышьяк, размешанный в сливках для утреннего кофе правителя.

Объектом «интереса» спецслужб стал и иракский лидер Саддам Хуссейн. С 1991 по 1998 год спецслужбы США и Великобритании предприняли четыре попытки отравить иракского президента Саддама Хуссейна. Яд собирались подложить в любимые диктатором сигары, но каждый раз отраву удавалось обнаружить, а заговорщики были арестованы и казнены. Зато реализовать подобный план удалось (но уже не американцам) в случае с саудовским террористом Хаттабом. Любительская пленка, показанная после гибели «Черного араба», зафиксировала отсутствие на трупе каких-либо телесных повреждений. Естественно, сразу же появилась версия об отравлении, которую подтвердили и родственники террориста.

Еще одной мишенью спецслужб стал и большой друг Хаттаба – Усама бин Ладен. Несколько раз его пытались отравить, подсыпав яд в шашку с кофе, и только судьба спасала его от верной смерти: один раз повар, готовивший напиток, споткнулся и пролил ядовитый кофе, в другой раз бин Ладен не до конца выпил чашку «Нескафе». Но и того, что он употребил внутрь, хватило: у террориста номер один возникли серьезные проблемы с почками.

Чтобы действовать наверняка, один из боевиков «Аль-Кайеды», которого и обвинили в покушении, попытался вылить флакон яда в блюдо с лепешками, которыми по утрам предпочитал лакомиться Усама. Организатора покушения изловили, и на допросе он сознался, что несколько раз пытался отравить бин Ладена с помощью кофе, а когда не получилось, лепешками. Цена «услуги» – один миллион долларов и американское гражданство для всей семьи плюс пожизненная пенсия. Сумма довольно скромная, если учесть, что на тот момент за голову Усамы уже предлагали пять «лимонов». К слову, яд, который доверили исполнителю, был двух видов: цианистый калий (растворим в еде и питье, не оставляет следов) и уже знакомый нам радиационный таллий (его предполагалось подсыпать в одежду или обувь). После этого случая Усама бин Ладен стал принимать яд в небольших количествах – чтобы «приучить» к нему организм и избежать отравлений в дальнейшем.

Это самые яркие примеры использования яда в политических целях. Возможно, их было намного больше, но те, на кого токсины подействовали, уже ничего не смогут рассказать. Но это не означает, что опыт истории не пригодится и в будущем.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам