Кто крайний?

Специальная комиссия, расследующая обстоятельств терактов 11 сентября 2001 года, внимательно выслушала показания бывших и нынешних правительственных чиновников. Среди «допрошенных» – Мадлен Олбрайт, Колин Пауэлл, Уильям Коэн и Дональд Рамсфелд. Интересно, что советник Джорджа Буша Кондолизза Райс показания давать отказалась. Естественно, члены нынешней администрации пытаются повесить всех собак на Клинтона и его соратников. А сегодня комиссия должна заслушать бывшего координатора антитеррористической деятельности Ричарда Кларка, недавно заявившего, что администрация Буша предпочла проигнорировать растущую угрозу со стороны «Аль-Кайеды», чтобы сосредоточиться на Ираке…

Как сообщает Би-Би-Си, Мадлен Олбрайт выступила перед комиссией первой. Она встала на защиту администрации Билла Клинтона, сказав, что борьба с террором всегда была их приоритетом. «Президент всегда был готов начать военную операцию по поимке или уничтожению бин Ладена. Если бы у нас было достаточно разведданных, мы бы это сделали. И я бы первая поддержала это решение», – сказала Олбрайт.

Затем перед комиссией предстали нынешний госсекретарь США Колин Пауэлл и бывший министр обороны Уильям Коэн. По словам Колина Пауэлла, администрация Буша с самого начала осознавала угрозу «Аль-Кайеды» и разработала стратегию по ее разгрому, а также уничтожению укрытий, которыми пользовались террористы, в том числе и в Ираке. Госсекретарь США сообщил членам комиссии, что еще до официального вступления в должность он обсуждал проблему терроризма со специалистами, работавшими в покидавшей Белый дом администрации Клинтона. Основными темами этих брифингов, по словам Пауэлла, была растущая угроза США и американским интересам со стороны «Аль-Кайеды», а также роль Афганистана, служившего этой группировке в качестве базы и укрытия. Однако Пауэлл дал понять, что администрация Клинтона не смогла сформулировать четкий план борьбы с «Аль-Кайедой», и что государственный департамент занялся разработкой стратегии этой борьбы после того, как Буш занял президентское кресло.

Уильям Коэн, министр обороны США в администрации Билла Клинтона, рассказал о действиях, которые предпринимал Белый дом в 1990-е годы с целью борьбы против терроризма. Коэн рассказал, что в 1998-99 гг. администрация Клинтона, по меньшей мере, трижды обсуждала возможность нанесения ракетных ударов для уничтожения Усамы бин Ладена, но каждый раз воздерживалась от этого шага из-за сомнений в точности разведданных и опасений по поводу гибели мирных жителей.

Министр обороны США Дональд Рамсфелд, выступая перед членами комиссии, сказал, что до 11 сентября 2001 года у администрации Буша не было информации, которая помогла бы американцам захватить Усаму бин Ладена. Более того, по мнению Рамсфелда, арест бин Ладена не смог бы предотвратить событий 11 сентября. Нынешний министр обороны США подчеркнул, что не получал разведывательной информации о готовившихся атаках 11 сентября. Рамсфелд заявил, что администрация Билла Клинтона не передала администрации Джорджа Буша никакого конкретного плана борьбы против «Аль-Кайеды». Однако, по словам Рамсфелда, министерство обороны разрабатывало такой план после того, как Буш вступил в должность президента США.

Кстати, советник президента Буша по вопросам национальной безопасности Кондолизза Райс отказалась давать показания. Открывая слушания, председатель комиссии Томас Кин выразил сожаление по этому поводу. Однако он сказал, что встречался с Кондолиззой Райс в частном порядке, и что она проявила стремление сотрудничать с комиссией.

Между тем, накануне слушаний бывший координатор антитеррористической деятельности Ричард Кларк заявил, что администрация Буша предпочла проигнорировать растущую угрозу со стороны «Аль-Кайеды», чтобы сосредоточиться на Ираке. В телеинтервью американскому телеканалу CBS Кларк заявил, что Буш попросту игнорировал вопросы борьбы с террором в течение нескольких месяцев после прихода к власти. «Я нахожу возмутительным то, что президент Буш пытается добиться переизбрания, подчеркивая, как много он сделал для борьбы с терроризмом», – заявил Кларк.

В частности, утверждает Кларк, в 2001 году администрация Буша не придала никакого значения данным радиоперехвата, из которых следовало, что вероятность возможных терактов повышается. «До 11 сентября он бездействовал по отношению к «Аль-Кайеде». Но и то, что он сделал после 11 сентября – это тоже сделало нас только более уязвимыми», – заявил Кларк.

А как сообщил другой американский телеканал, ABC, уже через день после терактов 11 сентября Буш попросил Кларка проверить, есть ли связь между этими акциями и иракским президентом Саддамом Хуссейном. Кларк пришел к выводу о том, что к терактам причастна «Аль-Кайеда», а связи между Саддамом и «Аль-Кайедой» не было. При этом наиболее активными сторонниками такого удара были сам глава Белого дома, а также министр обороны США Дональд Рамсфелд и его первый заместитель Пол Вулфовиц.

Как сказал Кларк, Вулфовиц тогда прямо заявил ему, что вместо «Аль-Кайеды» и Усамы бин Ладена США должны будут заняться Ираком. «Нам не нужно заниматься «Аль-Кайедой». Почему мы говорим об этом мелком парне? Нужно говорить об иракском терроризме против США», – процитировал Кларк слова Вулфовица.

Сам Кларк будет давать показания в среду. А пока пресс-секретарь Белого дома Скотт Маклеллан обвинил Кларка в оппортунизме в преддверии ноябрьских президентских выборов. Одновременно вице-президент Дик Чейни сказал, что Кларк, работая в Белом доме, просто не был в курсе всего происходящего там. Он поставил под сомнение способность Кларка возглавлять антитеррористическое управление, имея в виду нападения на посольства США в Африке в 1998 году.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам