Ключи от партийного рая–2

Перед каждой избирательной кампанией парламент меняет правила выборов. Это традиция такая. Последний апрегейд состоялся в канун кампании-2002, когда был «смешан» электоральный коктейль в пропорции 50 на 50: 225 депутатов должны избираться по партийным спискам, 225 – в одномандатных (мажоритарных) округах. Последнее обновление программного обеспечения избирательной кампании напрямую связано с апгрейдом системы власти, получившим название «конституционная реформа». 2 марта была предпринята первая попытка инсталляции чистой (100%) пропорциональной избирательной системы.

Эту попытку можно отнести к разряду технической подготовки нового электорального обеспечения. Поскольку от исхода данной операции теоретически зависит как судьба конституционной реформы, так и исход президентских выборов, то политическая температура в сессионном зале поднялась до 40 градусов по товарищу Цельсию. Поэтому не стоит удивляться тому, что по Верховной Раде носились лидеры отдельных группировок парламентского большинства с выпученными от чрезмерного напряжения глазами. То Нестор Шуфрич выбежит из зала с беззвучным матом на устах, то шеф луганских мажоритарщиков Николай Гапочка рысью пронесется в неизвестную даль. А спикер Владимир Литвин вдогонку пообещает успокоить его с помощью «доступных и понятных методов».

Но это все так, эмоции. Как и фраза женщины выдающихся достоинств (в первую очередь, организаторских) из блока «Наша Украина». Комментируя повышенное внимание почти всех центральных телеканалов к празднованию юбилея «дедушки украинской политики» Александра Мороза, она очень уместно употребила фразу из фильма «Бриллиантовая рука»: «Наши люди в булочную на такси не ездят». Подтекст примерно такой: настоящие оппозиционеры не попадают в новостийные программы каналов, обслуживающих интересы «режима». Они тихо идут в «5-е» медиа-детище Петра Порошенко. Однако вернемся к теме.

Техническая подготовка к инсталляции пропорциональной программы выборов народных депутатов (условное название «Догони и уничтожь мажоритарщика») забуксовала на стадии определения главного «процессора» для ее обработки. В соответствии с Регламентом работы Верховной Рады все законопроекты сначала рассматриваются в профильных комитетах парламента. Например, надо выделить Винницкой области пару дополнительных миллионов на развитие кондитерского искусства – обращайтесь на московский вентиляторный завод. Точнее в бюджетный комитет.

Законопроект о выборах народных депутатов на партийной основе должен рассматривать комитет по вопросам правовой политики. Но по целому ряду соображений некоторые лидеры большинства настаивают на пересмотре технологии подготовки ключевого проекта к окончательной и бесповоротной инсталляции. Их аргументы сводятся к следующему.

Во-первых, он непосредственно связан с конституционной реформой. Коммунисты еще с незапамятных времен заявили, что будут голосовать за модернизацию Основного закона только после принятия пропорционального закона. Если есть такая связь, то пусть доведением проекта до рабочего состояния занимается специальная конституционная комиссия, созданная в ВР еще 26 декабря 2002 года. Кстати, ее сопредседателем является человек, который ездит в булочную на такси.

Во-вторых, постепенно процесс внесения изменений в Основной закон буквально «оброс» целым рядом условий. В частности, того же Мороза чуть ли не облизывать надо? Надо, иначе не проголосует. Или же перестанет делать вид, что поддерживает конституционный апгрейд. В результате, помимо пропорционалки, необходимо «загрузить» следующие «драйверы»: закон о выборах в местные органы самоуправления (Сан Саныч возжелал выборности губернаторов, и никто ему не смеет отказать), выборах президента (надо законодательно обеспечить пожелание посла США в Украине Джона Хербста относительно проведения «честной, прозрачной и демократичной» кампании-2004), формировании государственного реестра избирателей и так далее. Поэтому, по мнению лидеров фракций большинства (предводитель донецкой группировки Раиса Богатырева занимает особую позицию), необходимо централизовать всю эту «предустановочную муть» в одном месте. В конституционной комиссии.

Можно, конечно, «разбросать» упомянутую работу и по профильным комитетам. Но в таком случае процесс затянется, поскольку эти структуры контролируются оппозицией. Главой комитета по вопросам правовой политики является Василий Онопенко (фракция Юлии Тимошенко). Его заместителем является Николай Катеренчук («Наша Украина»), а простыми членами комитета – Александр Мороз и Юлия Тимошенко. Что же касается другой профильной структуры – комитета по вопросам государственного строительства и местного самоуправления, то его возглавляет еще один «тимошенковец» Анатолий Матвиенко. Эти ребята буквально рождены для того, чтобы реформу сделать пылью. Такая у них работа.

Поэтому вариантов всего два: или централизовано согласовывать все «подконституционные» законопроекты в рамках одной комиссии, или же отдать инициативу в руки антиконституционной оппозиции в лице «Нашей Украины» и фракции Юлии Тимошенко. Решение по данному вопросу так и не принято. 286 депутатов проголосовали за внесение соответствующего проекта постановления в повестку дня работы сессии. Возможно, что 4 марта он будет принят. В таком случае, есть шанс, что инсталляция нового избирательного законодательства, а также принятие всех «подконституционных» актов ускорится. Как говорится, в комплексе и избивать кого-нибудь в подъезде легче…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам