Конституционная защита Ющенко

Лидер фракции «Наша Украина» Виктор Ющенко обещал выступить 3 февраля в 16.00 на сессии Верховной Рады и высказать свою позицию относительно конституционной реформы. Но не выступил ни в 16.00, ни в 17.00… Его вообще не было вечером в парламенте, когда спикер Владимир Литвин открыл на этот раз очередную, пятую сессию. Зато можно было наблюдать, как на втором этаже ВР Александр Мороз и «политический телохранитель» Ющенко Петр Порошенко о чем-то долго и нудно договариваются. Наверное, Порошенко не случайно «забил стрелку» Сан Санычу в таком людном месте. Чтобы всем показать: консультации продолжаются, еще есть шанс все переиграть, и лично он пытается все исправить.
Наверное, Ющенко правильно сделал, что не пришел в ВР объясняться. По большому счету, ему нечего сказать. А «домашние заготовки», озвученные Виктором Андреевичем непосредственно после переломного голосования по конституционной реформе, мягко говоря, не впечатляют. Уместно провести следующую аналогию: «большевики» неожиданно широко раскрыли перед лидером «НУ» дверь, ведущую к достижению политического компромисса. Они согласились с базовым аргументом «Нашей Украины» – президента должен избирать народ, а не Верховная Рада. Но Ющенко предпочел разогнаться и удариться чувствительной частью тела (допустим, головой) об косяк. А социалист Александр Мороз предпочел просто воспользоваться удобным выходом из конституционной ситуации. Вот и все.

Какие теперь аргументы может использовать «Наша Украина» для объяснения своего категорического непринятия реформы? Открыто говорить о том, что они против внесения изменений в Основной закон, нельзя. В таком случае придется говорить правду: Виктору Андреевичу необходимы сверхполномочия для реализации политических, экономических и финансовых планов своей команды. «Жажда власти» плохо сочетается с имиджем европейского политика, выступающего за прозрачность и демократичность отношений в украинском обществе. Кроме того, будет увеличиваться пропасть между «НУ» и социалистами, лидер которых последовательно отстаивает принципы парламентаризма.

Может, США с помощью европейских институтов окажут давление на парламентское большинство и принудят его отказаться от планов проведения конституционной модернизации? Не получается: у Александра Мороза имидж честного политика, который никогда не идет на сговор с властью. Обвинить его в оппортунизме и предательстве будет трудно. А кто у нас отец-основатель «кассетного скандала»? Мороз. Кто злейший враг действующего президента? Он же. Где теперь майор Мельниченко? В США. Ющенко очень трудно в такой ситуации «мочить» Сан Саныча, который окончательно легализировал реформу. Особенно, если учитывать системные контакты Мороза с представителями истэблишмента США.

И, конечно же, главный «пробой» в «конституционной защите» лидера «НУ» – это уже упомянутое изъятие из «тела» законопроекта №4105 положения о выборах президента в парламенте. Весь план контрдействий штаба «Нашей Украины» базировался на том, что 86% населения страны выступают против отчуждения у народа права избирать главу государства. Аналитики с «нашеукраинской пропиской» рассчитывали, что по крайней мере 15-20% противников непрямых выборов президента выйдут на улицу. Но, как оказалось, выходить никуда не надо. Вообще.

Скорее всего, в настоящее время окружение Ющенко напряженно трудится над выработкой новой стратегии действий фракций. Возможно, что для оправдания очередного стратегического поражения «Нашей Украины» будут использоваться следующие наработки.

«Если не сохранить действующую Конституцию, то в государстве начнется хаос». Данный тезис уже использовался Ющенко после благополучного завершения легализации конституционной реформы большинством в 304 голоса. И еще есть резерв примерно в 20 голосов. О каком хаосе может идти речь? Только две фракции ВР разделяют «теорию нарастания конституционной энтропии (хаоса)». Это «Наша Украина» (103 депутата) и блок Юлии Тимошенко (19 «штыков»). Остальные – свыше трехсот парламентариев – нет. Более того, хаос и неопределенность закончились после того, как члены «НУ» перестали прыгать перед президиумом ВР. Парламент сразу начал работать, принимать законы. Вчера было непривычно видеть депутатов, которые мирно давили на кнопки, принимали законы. Никто не обливал друг друга водой, а Евгений Червоненко не исполнял свой коронный номер – танец с дудкой на столе. Поэтому некорректно говорить о хаосе. Особенно, когда его нет.

«Методы, использованные парламентским большинством, могут привести к гражданскому противостоянию». К гражданскому противостоянию как раз могли привести методы, которые используются «нашеукраинцами». Они же собирались выводить людей на улицы, совершать «десанты» на восток страны. Уже на основе изучения опыта проведения так называемых Форумов демократических сил можно сказать: электорат Ющенко компактно проживает на западе и частично в центре страны. Неумелая пиар-кампания по продвижению «электоральной марки» Ющенко в восточных областях вызывает негативную реакцию. Парадоксально, но факт: носителем противостояния является Виктор Андреевич. Он его подтвердил с помощью агрессивной технологии блокирования работы ВР.

«Цель конституционной реформы – ослабить будущего президента и передать премьеру основные полномочия». Данным тезисом можно манипулировать, но не очень эффективно. Достаточно упомянуть о том, что конституционный проект ровно в три раза увеличивает количество случаев роспуска Верховной Рады президентом. Но, скорее всего, именно этот алгоритм будет выбран Ющенко для объяснения своей позиции по непринятию конституционной реформы. У него, конечно же, есть причины для беспокойства.

Во-первых, позиции премьера в будущей системе власти действительно усиливаются за счет фиксации понятия «парламентское большинство» (ПБ). Правительство попадает в сферу доминирующего кадрового и политического влияния законодательного органа власти. Президент вносит на рассмотрение парламента кандидатуру премьера по представлению коалиции депутатских групп и фракций. Отставка Кабинета министров принимается (не принимается) Верховной Радой. Другими словами, без ВР президент не может решить вопрос об отставке или назначении главы правительства. Нетрудно представить терзания Порошенко: Ющенко становится президентом, а расчистить для своего родственника «премьерскую» площадку не может. Правда, в соответствии с вариантом №4105 президент все же играет ведущую роль в назначении силовых министров, а также глав внешнеполитического ведомства и СБУ. Он подает на утверждение в ВР указанные кандидатуры. Но, в целом, президент будет играть иную роль в системе власти, чем сегодня. Его полномочия позволяют сбалансировать деятельность исполнительной и законодательной власти, а не замыкать ее на себе.

Конечно же, такой расклад не устраивает Виктора Андреевича. Даже в случае его избрания, он до 2006 года вынужден будет работать с нынешним составом парламента. А работать с сегодняшними «большевиками» он не готов ни морально, ни политически.

Использование тезиса об усилении полномочий премьера неизбежно подтолкнет «Нашу Украину» к конфронтации с Виктором Януковичем. В очередной раз растают как дым иллюзии насчет заключения между Ющенко и Януковичем неких договоренностей. Можно прогнозировать, что если Виктор Андреевич по-прежнему будет использовать лобовые методы борьбы, то он останется совсем один. В Украине. И только американский посол будет успокаивать Виктора Андреевича и обещать ему открытие второго фронта.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам