Конфликт форматов

Если рассматривать Верховную Раду в качестве «биологического компа», в котором существуют два альтернативных процессора (парламентское большинство и оппозиция), то программа внесения изменений в Конституцию сегодня находится в стадии загрузки. 20 июня президент вставил в дисковод (секретариат ВР) диск с записью своего варианта конституционного апгрейда. Мгновенно включилась антивирусная программа «Доктор Мороз», которая стала выискивать «троянские конструкции», заложенные программистами из Администрации президента. Игровая приставка «Наша Украина», как всегда, заглючила.

Она настроена на воспроизведение всего лишь одного MPG-файла: Виктор Ющенко становится президентом и возносится в сияющую даль, окруженный пчелами, старинными велосипедами и иконами. Данная версия игры раздается всем членам «НУ», чтобы стойко переносить трудности нахождения в политическом off-лайне.

Первым следствием загрузки президентской программы стал конфликт политических форматов. Вариант главы государства конфликтует с программным продуктом, разработанным временной комиссией Верховной Рады (сопредседатели Александр Мороз и Геннадий Васильев). На данном этапе становится ясно, что согласованный президентско-парламентский вариант внесения изменений в Основной закон в принципе не возможен. Кардинальные расхождения двух законопроектов заключаются в следующем.

Во-первых, глава государства предлагает проводить президентские и парламентские выборы, а также выборы в Верховную Раду Крыма и органы местного самоуправления в один год. В проекте Александра Мороза (так исторически сложилось, что именно Сан Саныч проявляет наибольшую активность среди всех остальных членов парламентской комиссии) сохраняется существующий порядок проведения избирательных кампаний. В частности, выборы парламента должны состояться в 2006 году, а президента – в 2004.

Комиссия Мороза–Васильева (которого не видно и не слышно) уже успела посовещаться и отклонить предложение главы государства насчет параллельных выборов. Причина: устойчивое подозрение, что данный пункт представляет собой сложный «компьютерный вирус», принцип действия которого никто из парламентских аналитиков не может до конца «провтыкать». Высказываются следующие предположения на сей счет.

Вариант первый: тайна 226 голосов. В Конституцию вносятся изменения, в соответствии с которыми все выборы, в том числе президентские и парламентские, проводятся в течение одного года. Для этого требуется 300 голосов. Следующий шаг – через некоторое время депутаты принимают закон о сроках проведения синхронных выборов Верховной Рады и главы государства. Для этого необходимо всего 226 голосов. Таким образом, с помощью незначительного количества народных избранников можно перенести электоральную синхронизацию на 2006-й, 2007-й или последующие годы. Такую точку зрения изложил, в частности, политолог Владимир Малинкович в статье, опубликованной в «Украинской правде». Очень интересная гипотеза, правда, есть одно «но». Положение о том, в какой год проводить синхронизацию избирательных кампаний, в президентском проекте записано в переходных положениях. По мнению юриста Виктора Мусияки, который является секретарем комиссии Мороза–Васильева, все, что касается Конституции, в том числе и переходные положения, должно приниматься конституционным большинством голосов (300). Поэтому весьма проблематично будет реализовать схему «от сложного к простому», то есть от 300 голосов к 226. Закон о синхронизации периодов избирательных кампаний органически связан с «телом» Конституции, и для его принятия тоже необходимо 300 голосов. Как, например, и для закона о введении в действие Конституции. Напомним, что в 1996 году, когда утверждался новый Основной закон, спикер Александр Мороз перестраховался и настоял на принятии «вводного законопроекта» с помощью 300 голосов.

Еще одно «но», которое свидетельствует отнюдь не в пользу гипотезы Малинковича, заключается в констатации элементарного факта: это слишком просто, чтобы быть правдой. Если уже на другой день после опубликования текста президентских изменений засвечивается «тайный план» главы государства, то, следовательно, ребята не доработали. Да и потом, для решения принципиального вопроса – одновременных выборов – все равно необходимо наскрести 300 голосов. Не сказав «А» (внесение изменений в Конституцию), не скажешь и «Б» (принятие закона о сроках проведения параллельных выборов).

Вариант второй: жесткая синхронизация. Данная гипотеза базируется на том, что новая Конституция, которая может быть принята в 2004 году, вызовет деформацию правового поля страны. Образуются «провалы», связанные с переходом от старой конституционной системы образца 1996 года к модернизированной. Теоретически все эти проблемы должны быть урегулированы в переходных положениях. Практически почти никто в парламенте над этим не задумывался. Даже члены комиссии Мороза–Васильева. Например, в законопроекте, подготовленном «комиссарами», вообще нет переходных положений. Если бы они направили свой проект на экспертизу Конституционного суда в таком виде, то попали бы в ловушку. Допустим, КС вынес бы положительный вердикт. Но без переходных положений такой вариант будет трудно внедрить в правовое поле страны. Осознав это, «комиссионеры» бросаются дополнять законопроект недостающим куском текста. Но поздно. Вместе с переходными положениями старый конституционный вариант считается новым, и экспертиза начинается заново.

Конечно, все это юридические тонкости, но они, в конечном счете, имеют принципиальное значение. Однако, ближе к «телу». Чтобы предотвратить возникновение конституционных коллизий, объявляются досрочные выборы парламента и очередные президента. На какой правовой основе? Да без всякой четкой основы. Аргумент прост: новый глава государства должен действовать на основе новой Конституции. Парламент не соответствует новым правилам игры, поэтому переизбирается.

Продолжение следует.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам