Кабала святош

Итак, как было сказано в многочисленных анонсах, первое в истории Украины подписание «Угоди про взаєморозуміння» между собственниками и творческими коллективами телеканалов состоялось. Свои подписи под высоким документом 10 июня 2003 года поставили шеф-редактор информпрограмм «Экспресс-Информа» Андрей Шевченко, глава Фонда медиаинициатив Роман Скрыпин, почетный президент концерна «Укрпроминвест» Петр Порошенко, руководители телекомпаний «Экспресс-Информ» Владислав Лясовский и НБМ Иван Адамчук.
Эти же подписанты в многочисленных интервью заявили, что данная «угода» – «не просто бумажка, это закон и залог побед в будущем» (Андрей Шевченко, по совместительству являющийся еще и председателем славноизвестного Киевского независимого профсоюза работников СМИ). Еще дальше в самовосхвалении деяния и детища пошел Петр Порошенко, заявивший, что «новый проект должен стать примером профессионализма, где не будет игр в свободу слова» (так и сказано, честное слово. – Авт.). «Свобода слова – это, прежде всего, ответственность, точность и непредубежденность в освещении событий и представлении информации журналистами», – патетически провозгласил этот медиа-новатор. Дальше, правда, Петр Алексеевич предположил: «На сегодняшний день оба канала должны работать на абсолютно иных, чем работают другие СМИ, принципах. Я думаю, это будет не нравиться многим. Многие из так называемых провластных СМИ попытаются представить это как обычный пиар-шаг, как то, что сущность взаимоотношений собственника и журналиста с подписанием этого соглашения не изменится».

И правильно, надо сказать, предположил. Потому что все нормальные, а не только провластные люди и особенно журналисты понимают разницу между намерениями и реальностью. Между декларациями о принципах работы и реальными требованиями к этой работе, продиктованными не бумажной, а окружающей действительностью. Между «должны работать» и «будут работать». Между гарантиями на словах и гарантиями пусть даже на бумаге, а не на деле. В подписанной же «угоде» особых гарантий неприкосновенности журналистов в их работе нет даже в тексте, то есть на бумаге. Зато есть их, журналистов, добровольное согласие, скрепленное подписями, на верное служение бизнес-интересам собственников. Любых – на этом надо акцентировать внимание особо! – бизнес-интересов.

Посудите сами. Если отбросить патетичную, как говорят тинэйджеры, «дрысню» первых пунктов о «стандартах свободы слова» (пункт 3), об «ответственности за доброе имя и коммерческий успех воплощаемых проектов» (пункт 1), то главными пунктами документа есть 5-й и 6-й. В 5-ом сказано, что «собственники «Экспресс-Информа» доверяют журналистам в их профессиональных качествах и гарантируют невмешательство в производство информационных программ». В 6-м же – внимание! – указано: «Журналисты поддерживают собственников в их желании вести эффективный бизнес. Информационная служба ОБЯЗЫВАЕТСЯ информировать Собственников (именно с большой буквы, так в документе. – Авт.) о событиях, темах, которые непосредственно касаются их бизнес-интересов».

И все! Нет, к примеру, даже предусмотренных в аналогичных соглашениях в ином, как принято считать, цивилизованном мире пунктов, регламентирующих:

а) взаимную ответственность сторон – журналистов и собственников – за нарушение «угоды»;

б) право журналиста не выполнять противоречащие его взглядам те или иные пункты, которые идут в фарватере упомянутых «бизнес-интересов» собственника.

Есть пункт о том, что стороны сообщают за две недели о разрыве соглашения. Но нет пункта, позволяющего журналисту эти две недели не гнать пропагандистскую «пургу», отвечающую «бизнес-интересам» хозяев. Не гнать не в виде протеста, а на законных основания, то есть предусмотренных этой «угодой», отказаться делать заведомо халтурную и однобокую информпродукцию. А, следовательно, согласно этой «угоде», хочешь ты или не хочешь, а вынужден будешь эти бизнес-интересы обслуживать, ибо подписал документ. Подписал публично и с помпой. Это означает одно: выяснение на практике, что же лучше – информ-холуй одного олигарха без контракта и «угоды» или информ-холуй другого олигарха, но с контрактом и зафиксированными обязательствами. Выяснение, какая кабала лучше: без документа или с документом на руках. Как по мне, в условиях украинской практики, сложившейся в СМИ, оба холуя и обе кабалы противны и противоестественны, но «холуй без контракта» все же предпочтительнее. В том, конечно, плане, предпочтительнее, что он может уйти в случае несогласия с хозяином в любой момент. Потому что не брал никаких, кроме устных, обязательств служить его бизнес-интересам. И в этом сегодня есть хоть какая-то гарантия свободы журналиста по-украински. Может любой журналист сделать то же самое и после подписания «угоды», но в этом случае, если Порошенко начнет давить, а журналисты разбегаться в знак протеста, то
подмоченной и дискредитированной будет даже сама идея подписания таких соглашений в будущем. Это неуловимая и очень условная разница, но, как по мне, очень важная в стране, где многое уже дискредитировано на корню…

Последнее, надо отметить, особо важно, ибо одна несомненная номинальная польза от подписания «угоды» все же есть. Был-таки создан прецедент цивилизованного урегулирования отношений между собственниками и журналистами. И была разработана достаточно квалифицированная и грамотная редакционная политика «Эксперсс-Информа», с принципами которой мог и может ознакомиться каждый. Но все это будет «похоронено» реальной политической практикой и работой новоявленного союза журналистов и собственников. Ибо уже сейчас понятно, что служить он будет главной идее –
победе оппозиции, конкретнее, блока «Наша Украина» и ее лидера Виктора Ющенко на президентских выборах 2004 года. Это и есть главный «бизнес-интерес» Петра Порошенко, противоречить которому нельзя, а надо всячески способствовать. Чтобы все в стране переделать, всем «конкурентам и притеснителям» отомстить, все из приватизированной собственности переделить в своих опять же бизнес-интересах. И журналисты, подписавшие «угоду», по их словам, к этому готовы. Более того, они готовы вести наступательную агитационно-пропагандистскую работу. Это же подписант Андрей Шевченко недавно сам написал: «Пора стать собой – сильными и настоящими. Это у НИХ должны становиться влажными ладони, когда ОНИ будут вручать НАМ премии, это ОНИ должны думать о том, как смотреть НАМ в глаза, как ОНИ будут чувствовать себя рядом с НАМИ и что ОНИ могут от НАС услышать. И пусть ОНИ спорят между собой о коллаборационизме и о цене компромиссов с НАМИ. Для НАС все понятно: мы просто возвращаем эту страну себе». Или он скажет, что имел в виду что-то другое, не месть? Так его подправят старшие товарищи-оппо, которые и не скрывают, что идут во власть мстить. Что получится в результате такого мщения, нетрудно представить – «до оснований, а затем»…

Это и наталкивает на мысль, что
подписание «угоды» – это не что иное, как завершение отличной тактичной двухходовки по легализации служения оппозиции и «НУдакам» с их Ющенко. Легализации, естественно, под видом служения свободе слова. Двухходовка оказалась проста, как дверь, за которой скрыта эта самая свобода слова в Украине. Первый ход заключался в том, чтобы поднять журналистский народ на борьбу за свободу слова. Но при этом соблюсти два необходимых условия: власть обвинить в зажиме свободы слова, а оппозицию провозгласить борцом за нее. В результате нехитрых и щедро оплаченных манипуляций с наивными и, к превеликому сожалению, действительно несвободными украинскими журналистами первый ход удался отлично. С масс-медийщиками провели ряд «спецопераций» по написанию различных «манифестов», созданию профсоюзов и этических комиссий, самых активных посадили на ставку «профессиональных борцов» и свозили их «на шару» в разные америки и европы, где была обещана долларовая манна небесная «на борьбу», и дело было сделано. Несколько сотен журналистов даже освятили готовность к борьбе своими подписями под всевозможными воззваниями протеста. Все было просто, даже примитивно, но этого хватило. Действующую власть «полощут» как «притеснителя фундаментальных прав человека» где только можно, зато оппо-вожди научились по любому поводу и где нужно (нужно, потому что денежно) автоматически произносить спасительное: «А Кучма свободу слова давит…»

Второй ход – это, собственно, легализация служения оппозиции, которая и состоялась 10 июня с подписанием «угоды», и создание «законных» информплацдармов, на которые можно было «высадить» эту западную финансовую помощь, обещанную под победу Ющенко и «воцарение» его в Украине во главе будущего коллаборационистского и марионеточного режима (так они, по крайней мере, рассчитывают). Кто теперь в мире, «унавоженном» украинскими профессиональными плакальщиками «о свободе слова», поверит, что Шевченко будет однобоко служить Ющенко? Правильно, никто. Ведь он же – такой записной борец за свободу слова, жертва, можно сказать, режима, народный мститель и всякое такое. На самом же деле речь, как всегда, идет о подмене понятий и спекуляциях. Однако это уже неважно, ибо теперь указано, куда «сливать» финпомощь «на демократию». Порошенко сразу после подписания «угоды» заявил откровенно: «Мы открыты для зарубежных инвестиций, мы уверены в том, что сегодня телевизионная журналистика является чрезвычайно дорогим делом, и к нам должны придти (а мы уверены, что придут) зарубежные инвесторы, которым понравятся наши принципы. Единственное, что для этого нужно, – политическая стабильность, гарантии того, что на канал не будет политического давления. Мы считаем, что наши шаги относительно прозрачности, открытости наших действий являются нашей общей, в том числе журналистской, солидарностью. Это залог того, что удастся избавиться от политического давления, потому что это будет уже давление не со стороны собственников, а со стороны власти».

Вот, собственно, и все, добавлять тут нечего. Разве что осталось убедиться в правильности всех этих разговоров о том, что на победу Ющенко только американцы «кинули» 20 миллионов долларов. Но как это делать – не предмет статьи. И не мое дело. Это конкретная работа тех, кто должен устанавливать юридическую сторону подобной помощи и выяснять, не является ли такая «борьба за свободу слова» вмешательством в дела суверенного (к сведению доброхотов, пока еще) государства. Потому что это большие деньги, на них не только нынешних «борцов» купить можно. Тем более что «угода» о добровольной телекабале, осмелюсь напомнить, «святыми борцами» уже подписана…

…Воистину прав был мой первый декан на истфаке КГУ Юрий Кондуфор, который студентам, попавшим в милицию за чрезмерную любовь к «портюше» и клянущимся впредь быть «святыми» и в «рот не брать» ничего, кроме чая из соседской столовки, сказал грустно: «Святых мало, обычно бывают святоши». Студентов он отпустил без наказания, а через несколько месяцев его с деканства сняли. А я сейчас в очередной раз убеждаюсь, как он был прав…

P.S. В завершение осмелюсь напомнить так и не опровергнутую никем информацию о том, сколько и с какими заранее запланированными нарушениями украинских законов американцы собираются помогать борьбе за свободу слова: «Смета расходов США в Украине
07.04.2003, 15:02 | Письмо в редакцию

В распоряжении редакции «Недели» оказалась смета расходов для украинского представительства Национального Демократического Института (США). Согласно смете, НДИ финансирует деятельность Комитета Избирателей Украины и оплачивает организацию семинаров для блока «Наша Украина», БЮТ и СПУ:

«Вашингтонский офис Национального демократического института США (НДИ) в 2003 финансовом году планирует на деятельность своего украинского представительства выделить 1 миллион 39 тысяч долларов США. Предполагается, что деньги будут поступать поэтапно от Агентства международного развития США, «Национального фонда поддержки демократии», «Ч.С.Мотта» и других.

В дальнейшем объемы финансирования деятельности НДИ в Украине будут увеличиваться в зависимости от развития политической ситуации. По предварительным данным, в случае регистрации проекта НДИ «Партийное строительство в Украине», бюджет названной иностранной структуры составит соответственно:

в 2004 году 1 700 000 долларов США;
в 2005 — 980 000 долларов США;
в 2006 — 1 200 000 долларов США,
в 2007 — 1 400 000 долларов США;
в 2008 — 1 750 000 долларов США.

Значительную часть указанных средств представляет собой заработная плата сотрудников представительства института в Украине (от 3 000 до 5 000 долларов США ежемесячно) и ее объемы превышают их потребности в нашей стране. В связи с чем большая часть указанных средств остается на личных счетах иностранцев за границей.

Также в Украину не поступают деньги на отдельные статьи затрат, кроме оплаты некоторых международных поездок, услуги иностранных экспертов.

Все прочие средства перечисляются банковской сетью «Вестерн Юнион» на банковский счет директора представительства А. Кацориса, который осуществляет их дальнейшее распределение.

Согласно специальному соглашению о сотрудничестве НДИ с Комитетом избирателей Украины (КИУ), указанному объединению граждан в 2003 году предлагается выделить 242 (требования КВУ – 263) тысячи долларов США. Практикуется представление этих финансовых поступлений в Комитет в виде благотворительной помощи, что позволит КИУ избежать налогообложения. Для того чтобы не привлекать внимание фискальных органов к перемещению через границу многотысячных сумм в ходе избирательных кампаний, иностранцы приняли решение про поэтапное направление средств в Украину. В результате этого деньги перечисляются на банковский счет КВУ с периодичностью, которая постоянно изменяется.

При организации семинаров для блока «Наша Украина», БЮТ и СПУ средства на аренду места проведения мероприятия, проживание и питание могут, при наличии банковского счета принимающей стороны, направляться в безналичном виде. Компенсацию участникам семинара за проезд иностранцы осуществляют наличными под соответствующие расписки.

Основные затраты украинского представительства НДИ в 2003 году запланированы на уровне:

– заработная плата персонала из числа иностранцев (всего 4) составляет 289 500 долларов США;

– льготы для иностранцев (при условии пребывания в Украине) около 122 тысяч долларов США;

– арендная плата за офис из расчета 3 500 тысячи долларов США в месяц – 32 тысячи долларов США в год. По инициативе А. Кацориса возможна его смена, под что предполагается дополнительно 2 400 долларов США;

– за аренду жилья иностранцев из расчета 800 долларов в месяц – 38 400 долларов США в год;

– поездки в регионы из расчета 200 долларов США на одну командировку (планируется 40) и оплата проезда участников семинаров – всего около 160 тысяч долларов США;

– международные поездки – 25 тысяч долларов США;
– проведение обучения в офисе – 22 тысяч долларов США;
– договорные услуги – 160 тысяч долларов США;
– зарплата иностранных консультантов из расчета от 700 до 1300 долларов США на человека – 51 тысяча долларов США;
– дополнительные затраты – 209 тысяч долларов США». (Конец цитаты.)

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам