Третий лишний

Сегодня премьер Виктор Янукович обсуждает с канцлером Германии Герхардом Шредером вопрос участия немцев в газотранспортном консорциуме. А вчера так и не состоялось долгожданное трехстороннее заседание экспертов Украины, России и Германии по вопросу функционирования консорциума. Говорят, немцы очень хотели встретиться, но россияне не приехали… Теперь ориентировочно им позволят сесть за стол переговоров не раньше начала мая: на 21-22 апреля намечено заседании наблюдательного совета консорциума, в который входят только представители РФ и Украины. И Москва выступает категорически против, чтобы там был кто-то посторонний…

В общем, по всему видно, что продвижение «Ruhrgas» к консорциуму идет гораздо медленнее намеченного плана, и тормозит темпы исключительно российская сторона. По ее инициативе переговоры постоянно переносятся. Скажем, сначала они были запланированы на 3-4 февраля, потом их отложили на конец марта или начало апреля, теперь отодвинули еще дальше. По словам вице-премьера российского правительства и одновременно официального представителя в Словакии Виктора Христенко, переносы сроков встречи связаны с тем, что «пока нет того объема материалов, чтобы обсуждать вопросы в газовой сфере на трехсторонней основе». Но данный аргумент даже выглядит как отговорка…

Одновременно с этим, информированные источники сообщают информагентствам, что Россия намерена и вовсе отказаться от привлечения немецких экспертов к украино-российским переговорам, на которых должно обсуждаться участие Германии (!). Т.е. их позиция заключается в следующем: сначала все поделим вдвоем, потом придет третья сторона, и мы зачитаем ей наши условия. Немцы пытаются апеллировать к политическому союзу или воспоминаниям «шпионской» молодости Владимира Путина. Но на российских чиновников это никак не действует: дружба дружбой, а денежки врозь.

Очевидно, что россияне пользуются неопределенным положением «Ruhrgas». До последнего момента было не совсем ясно, сможет ли энергетический концерн «E.On» поглотить «Ruhrgas» или ему откажут в этом, мотивируя возникновением «монопольки». Споры продолжались с лета прошлого года и до февраля нынешнего. Все ждали судебного решения и предсказывали, что оно может быть не в пользу покупателя. Однако в феврале, всего за час до того, как суд в Дюссельдорфе должен был рассматривать жалобу девяти конкурентов «E.On», считавших, что покупка нарушает законы о свободе конкуренции, энергетический концерн достиг внесудебного соглашения с истцами. Таким образом, до суда, который почти наверняка бы запретил покупку, дело так и не дошло.

Теперь «E.On» готов заплатить 10 млрд. евро ($10,8 млрд.) за «Ruhrgas» и стать крупнейшей в Европе акционерной энергетической компанией. Вместе с имуществом «Ruhgas» «E.On» получает долгосрочные контракты с российским «Газпромом» и 10%-ый пакет «Газпрома», которым «Ruhrgas» владеет. Новый гигант будет обслуживать 13 млн. потребителей, контролировать подавляющее большинство импорта газа в Германию и иметь доступ к крупнейшим мировым резервам природного газа в России. Если добавить к этому еще и участие в консорциуме, новоиспеченный гигант становится структурой «угрожающе влиятельной» на российскую экономическую безопасность. Таким образом, в интересах россиян уменьшить долю немецкого «монстра» в газотранспортном проекте и добиться «блокирования» его доли другими участниками консорциума.

Кроме того, другие европейские компании начинают беспокоиться относительно конкуренции на рынке электроэнергии и газа. Французский «Gaz de France» и итальянская «ENI» хорошо понимают, что после заключения сделки они уже не смогут выйти на немецкий рынок. Поэтому, дабы упрочить свои позиции, французы предлагают себя в качестве «четвертого» участника консорциума: во-первых, чтобы «разбавить» долю немцев, а во-вторых, и самим получить «кусочек» прибыли. Ведь не секрет, что наряду с ФРГ Франция является крупнейшим потребителем российского газа.

Позиция Украины в этой «геополитической суете», судя по всему, заключается в попытке сохранить вид радушных хозяев. Дескать, всех рады видеть на наших газопроводах. Инвестиции можно складывать в углу, а предложения по сотрудничеству – бросать в ящик для писем. Но штука в том, что, являясь пока еще собственниками трубы и подземных хранилищ, мы не можем играть ведущую роль в переговорах. Грубо говоря, не можем пригласить немцев единолично, без согласия того же господина Христенко.

Почему? Потому, что газотранспортный консорциум пока еще существует лишь в форме обычного ООО – общества с ограниченной ответственностью, с уставным фондом в $1 млн. и (обратите внимание!) равными 50%-ными долями «Газпрома» и «Нефтегаза» в уставном капитале. Конечно, министр иностранных дел Анатолий Зленко в начале марта во время визита в Германию сообщил о заинтересованности украинской стороны в более активном участии немецких компаний в этом проекте. А руководитель мидовской пресс-службы Маркиян Лубкивский недавно подчеркнул, что Украина приветствует расширение состава участников консорциума. Но данные высказывания пока никак не влияют на планы российской стороны не подпускать «Ruhrgas» слишком близко к столу переговоров.

Кроме того, сегодня, 9 апреля, появилась информация со ссылкой на представителя «Газпрома» в Словакии Дмитрия Малышева, что российские газовики намерены до конца года выкупить у «Ruhrgas» и «Gas De France» 16,3% акций словацкой газотранспортной компании «Slovensky Plynarensky Priemysel» (SPP) за $900 млн. Т.е. партнеры по бизнесу начали открыто делить общее имущество – налицо явные признаки «семейного» развода. Это пока ни о чем говорит. Но украинской стороне, главный интерес которой заключается в привлечении на наши трубы зарубежного инвестора, приходится оглядываться в поисках альтернативного «кошелька» проекта. Не случайно, во время недавней поездки премьер-министра в Лондон было сказано дословно следующее: «Стороны разделяют мнение, что ЕБРР может сыграть важную роль в разработке финансовых аспектов участия Украины в совместном управлении газотранспортной системой вместе с другими участниками консорциума и может рассмотреть вопрос своего участия в финансировании проекта». Конечно, старый друг ЕБРР, который так и не профинансировал закрытие Чернобыльской АЭС, вряд ли является достойной альтернативой «Ruhrgas». Но в качестве пробного шара поиска этой самой альтернативы вполне годится…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам