Опасная безопасность

Жесткая критика, которой была подвергнута работа НАЭК «Энергоатом» во время последнего заседания Наблюдательной коллегии национальной энергогенерирующей компании, не осталась незамеченной. Широкий резонанс, который вызвало решение, принятое на этом заседании, подтверждает особую актуальность для Украины темы обеспечения ядерной безопасности. В частности, члены Коллегии обратили внимание руководства компании на то, что план по повышению безопасности украинских АЭС за прошлый год был выполнен всего на 35%. Перечислен и целый ряд нарушений, допущенных руководством НАЭК в работе. Учитывая горький опыт, который имеет Украина в области атомной энергетики, к подобным замечаниям следовало бы прислушаться с максимальным вниманием. Однако реакция НАЭК «Энергоатом» вызывает, мягко говоря, удивление. Вместо того, чтобы извлечь пользу из конструктивной критики, руководство компании заняло глухую оборонительную позицию. Более того, НАЭК отрицает достоверность отчетных показателей, ею же предоставленных…

Дело заключается в следующем. На прошлой неделе на официальном сайте НАЭК «Энергоатом» появилось заявление отдела компании по связям со СМИ. Вот в нем-то, в частности, и упоминаются те мизерные 35%, показанные в осуществлении запланированных мероприятий по повышению безопасности энергоблоков. Между тем в опубликованном документе этот показатель почему-то называется «по меньшей мере сомнительным и дающим основания сомневаться в компетентности тех, кто предал его огласке». Звучит несколько парадоксально, так как эта цифра была приведена самим «Энергоатомом» в отчете о деятельности компании за 2002 год, розданном членам Наблюдательной коллегии…

В принципе же, не один этот показатель стал камнем преткновения в отношениях между наблюдательным органом и руководством энергогенерирующей компании. И это совершенно понятно, учитывая общее состояние дел в такой стратегически важной и не менее «стратегически» опасной отрасли, как атомная энергетика Украины. Что же касается последнего заседания Наблюдательной коллегии, то решение, принятое ее членами, действительно заслуживает более чем пристального изучения. И вот, в частности, о чем шла речь.

Крайне неудовлетворительным членами Коллегии был признан ход реализации «Комплексной программы модернизации и повышения безопасности энергоблоков атомных электростанций» и ее финансовое обеспечение. И это несмотря на то, что вышеупомянутая программа была подготовлена согласно распоряжению Президента Украины Леонида Кучмы и утверждена постановлением Кабинета министров. С критикой по этому поводу в адрес руководства компании выступили на заседании, в частности, председатель НКРЭ Юрий Продан, академик НАНУ Виктор Барьяхтар и председатель ГКЯР Вадим Грищенко.

Следует отметить, что оправдания, прозвучавшие из уст руководства НАЭК, о недостаточности финансирования не выдерживают никакой критики. Начиная с июля 2002 года благодаря мерам, принятым Кабинетом министров Украины, Минтопэнерго и НКРЭ уровень расчетов энергорынка с «Энергоатомом» в сентябре—декабре 2002 года превысил 100%. А ведь финансирование мероприятий по повышению безопасности АЭС были заложены в тариф на отпускаемую электроэнергию.

Пожалуй, сегодня уже никого не нужно убеждать в том, что обеспечение безопасной работы АЭС должно быть приоритетным направлением деятельности НАЭК «Энергоатом». Тем не менее по итогам прошлого года было выполнено всего лишь 35,1% объемов, запланированных в «Комплексной программе». В том числе по Запорожской АЭС — немногим более 30%; Ривненской — 34%, Южно-Украинской — 48% и Хмельницкой — 50%. Можно ли говорить после этого о том, что атомная энергетика в Украине является безопасной? А ведь подобные уверения со стороны представителей «Энергоатома» раздаются достаточно регулярно.

К вышесказанному нужно добавить и такой немаловажный факт: начиная с сентября минувшего года Наблюдательная коллегия постоянно обращала внимание правления НАЭК «Энергоатом» на критическое состояние с выполнением работ по безопасности на станциях, и в частности на Ривненской АЭС. А ведь на этой станции 1-й и 2-й блоки являются самыми старыми, и их ресурс истекает в 2009—2010 годах. Несмотря на это, в 2002 году общее фактическое финансирование работ по безопасности на РАЭС составило всего 49% запланированного. От заверений же в том, что это самый низкий показатель среди всех украинских станций, спокойнее на душе, тем не менее, не становится.

Члены Наблюдательной коллегии отметили и положительные сдвиги в деятельности компании. Так, на протяжении последних месяцев в НАЭК «Энергоатом» были сделаны определенные шаги в направлении улучшения планирования, оптимизации затрат и упорядочения финансовых потоков. Однако эта работа не приобрела системного характера. А это в значительной мере ограничило возможности планирования и обеспечение финансовыми ресурсами производственных программ, в том числе и по повышению безопасности, модернизации и реконструкции АЭС.

Члены Коллегии также подчеркнули, что несмотря на многократные распоряжения Президента Украины Леонида Кучмы и правительственные решения, работы по усилению контроля над безопасностью и обеспечением повышения ядерной и радиационной безопасности в Украине систематически выполняются в недостаточном объеме.

Усугубляет ситуацию и то, что до сих пор остаются неурегулированными вопросы между НАЭК «Энергоатом» и соответствующими государственными структурами об отнесении к валовым затрат на работы по повышению безопасности АЭС. А неудовлетворительное состояние выполнения «Комплексной программы модернизации и повышения безопасности энергоблоков атомных электростанций» фактически привело к срыву их выполнения в 2002 году.

В этой связи Наблюдательная коллегия рекомендовала руководству «Энергоатома» активизировать свои усилия по решению этих проблем. В частности, было предложено инициировать проведение совместного совещания НАЭК «Энергоатом» с ГНА, Минтопэнерго, Минфином, НКРЭ по вопросам налогообложения затрат, направленных на повышение безопасности АЭС. Как было отмечено членами Коллегии, это можно сделать в рамках действующего законодательства путем издания совместного приказа названных министерств и ведомств с последующей регистрацией его в Минюсте. Именно такое предложение получило поддержку присутствующих на совещании у Президента Украины по проблемным вопросам ядерной отрасли, которое состоялось в июле прошлого года.

Нужно добавить, что, несмотря на многочисленные совещания и согласования, которые НАЭК «Энергоатом» уже в течение года проводит с отраслевыми экспертами, компания так и не смогла квалифицированно выполнить требования специалистов Минтопэнерго относительно порядка и организации работ по выполнению и реализации мероприятий комплексной программы по безопасности. Кроме этого, не осуществленное согласование с Минтопэнерго мероприятий «Комплексной программы» на 2003 создает угрозу ее выполнения в текущем году.

Практически одновременно с приходом в НАЭК нового руководства перед компанией была поставлена задача по разработке программы мероприятий финансового оздоровления «Энергоатома». Подобный документ, однако, до сих пор не был представлен на рассмотрение, несмотря на то, что это должно быть сделано в соответствии с решениями совместного заседания Наблюдательной коллегии и правления НАЭК «Энергоатом» с участием премьер-министра Украины еще в конце прошлого года.

Не было выполнено и решение Наблюдательной коллегии относительно обеспечения финансирования в полном объеме приоритетных направлений деятельности компании, согласно утвержденному тарифу. Также отмечалось и отсутствие системной работы по реализации решений Наблюдательной коллегии НАЭК «Энергоатом», и недостаточное качество материалов, которые подаются ее членам на рассмотрение.

Учитывая вышесказанное, совершенно неудивительно, что по результатам заседания Наблюдательная коллегия вынесла достаточно жесткое, но единственно правильное решение.

Официальная формулировка звучит следующим образом: «Работу правления НАЭК «Энергоатом» по выполнению «Комплексной программы модернизации и повышения безопасности энергоблоков атомных электростанций», указов, распоряжений, поручений Президента Украины и решений правительства по вопросам обеспечения повышения ядерной безопасности признать неудовлетворительной. Обратиться в Кабинет министров Украины с предложением применить к президенту НАЭК «Энергоатом» Сергею Тулубу меры дисциплинарного характера». Вот какую оценку заслужила в глазах членов Наблюдательной коллегии деятельность правления НАЭК.

В решении Коллегии подчеркивается необходимость безусловного выполнения руководством НАЭК «Энергоатом» программы по приоритетным направлениям деятельности компании и, в первую очередь, по повышению безопасности эксплуатации АЭС. При этом ее финансирование должно осуществляться в полном объеме, заложенном в тарифе на отпускаемую электроэнергию. Не менее важным представляется также усиление контроля над целевым использованием средств, предназначенных на реализацию мероприятий по повышению безопасности.

Необходимым условием дальнейшей работы энергогенерирующей компании должно стать обязательное указание в договорах с подрядчиками и поставщиками их финансовой или имущественной ответственности за качество выполненных работ и поставленного оборудования.

Правилом «хорошего тона» отныне должно быть и ежемесячное предоставление Наблюдательной коллегии информации о состоянии выполнения «Комплексной программы модернизации и повышения безопасности атомных электростанций», а также плановые и фактические объемы ее финансирования.

Кроме этого, «Энергоатому» необходимо провести анализ хода выполнения предшествующих решений Наблюдательной коллегии. Контроль выполнения ее решений должен быть организован на системной основе с регулярным представлением отчетов по этому направлению работ. В настоящее время ситуация выглядит следующим образом. Коллегия принимает жизненно необходимое и выстраданное решение, а президент НАЭК либо игнорирует его, либо «надувает губы» и занимает позицию несправедливо обиженного. Скорее всего, подобная реакция вызвана стремлением руководителя замаскировать свою некомпетентность в отраслевых вопросах и уйти от персонифицированной ответственности, прикрываясь вопросами личных взаимоотношений и действиями предыдущего состава правления «Энергоатома».

Характеризуя подобное отношение руководства отрасли к вопросам обеспечения работы атомных станций, председатель Наблюдательной коллегии Андрей Деркач отметил: «В вопросах работы НАЭК «Энергоатом» и ядерной безопасности не может быть личных отношений. Должны быть персональная ответственность руководителей эксплуатирующей организации пред государством и четкое понимание того, что сегодняшние недостатки в сфере ядерной безопасности могут лечь тяжким бременем на будущие поколения. Ключ ядерной энергетики — это оценка рисков на основе качественных научных разработок и ответственных государственных экологических, технологических, экономических экспертиз, и этот критерий является базовым в принятии решений для Наблюдательной коллегии».

Отдельной темой заседания стало обсуждение деятельности структурного подразделения НАЭК — ОП «Атомкомплект». Так, Наблюдательная коллегия обратила внимание президента НАЭК «Энергоатом» на то, что руководство «Атомкомплекта», которое должно обеспечивать на практике единую инженерную политику компании, состоит из специалистов, не имеющих соответствующего образования, квалификации и знаний в области атомной энергетики.

К этому нужно добавить, что многочисленные нарушения, допускаемые «Атомкомплектом» в ходе проведения тендеров на поставку топлива и оборудования создают потенциальную возможность для злоупотреблений и формирования непрозрачных конкурентных условий для поставщиков. В связи с этим председателю Наблюдательной коллегии было поручено обратиться в Службу безопасности Украины с просьбой проверить информацию относительно возможных признаков преступных и коррупционных действий должностных лиц ОП «Атомкомплект». Кстати, о том, что Наблюдательная коллегия не одинока в своих оценках, можно было убедиться в ходе завершившегося на этой неделе заседания балансовой комиссии по итогам деятельности НАЭК «Энергоатом» 2002 года.

Для изучения ситуации, сложившейся с проведением тендеров, из членов Наблюдательной коллегии было решено создать соответствующую рабочую группу. В ее состав вошли: председатель НКРЭ Юрий Продан, помощник первого вице-премьер-министра Украины Татьяна Амосова, главный государственный инспектор Украины по ядерной безопасности Анатолий Демьяненко и народный депутат Украины Григорий Дашутин. Условия для работы этой группы должен обеспечить сам президент НАЭК «Энергоатом». А результаты ее деятельности будут обнародованы уже на следующем заседании Наблюдательной коллегии.

Не обошли члены Коллегии своим вниманием и интересы национального производителя. На заседании было принято решение обратиться в Кабинет министров Украины с предложением дать поручение Минтопэнерго и Минпромполитики изучить совместно с НАЭК «Энергоатом» номенклатуру оснащения и комплектующих для АЭС. Ведь достаточно большой их перечень сейчас импортируется, в то время как некоторые из них могли бы производиться на предприятиях Украины.

Вот, пожалуй, и все основные пункты, изложенные в решении Наблюдательной коллегии НАЭК «Энергоатом». Фронт работ обозначен немаленький. Есть и над чем задуматься, есть и над чем работать. При этом не объясняя свои недоработки ошибками предыдущих руководителей (Сергей Тулуб с декабря 1999 года занимал должность министра по ТЭК и заместителя секретаря СНБО, отвечающего за вопросы ТЭК) и не прикрываясь «высокими указаниями», мотивированными «высшей политической целесообразностью». В любом случае нельзя забывать о том, что все тайное и мутное становится рано или поздно явным и прозрачным, а ответственность в ядерной безопасности не имеет срока давности.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам