Партия региона

В истории независимой Украины это уже третья попытка донецкой группы закрепиться во властном треугольнике на Печерске. С началом президентства Леонида Кучмы «донецких» слегка оттерли от руля государства.

С приходом Павла Лазаренко ситуация усугубилась и достигла апогея. Первая попытка устранить историческую несправедливость была предпринята летом 1993 года. Тогда на волне шахтерских забастовок Герой Социалистического Труда и многолетний руководитель шахты им. Засядько Ефим Звягильский стал сначала первым вице-премьером, а после отставки премьера Леонида Кучмы и.о. премьер-министра. Период его руководства запомнился введением фиксированного курса иностранной валюты и афоризмом еще одного донецкого выдвиженца, производителя холодильников «Норд», а в то время вице-премьера по внешнеэкономической политике Валентина Ландыка: «Тендер – это я!». Механизм, с помощью которого Звягильский взялся остановить инфляцию, был незатейлив как блатной мотивчик. Экспортеров обязали продавать валютную выручку по курсу гораздо ниже рыночного, после чего тендерный комитет под руководством Ландыка определял счастливчиков, которые могли купить валюту у государства за смешные деньги. С избранием Леонида Кучмы президентом Ефим Звягильский предпочел на два с половиной года удалиться в Израиль, подальше от Генеральной прокуратуры.

Следующий «кавалерийский наскок» пришелся на время утверждения в правительстве Павла Лазаренко и связан с Либеральной партией и ее лидерами – донецким губернатором Владимиром Щербанем и бизнесменом Евгением Щербанем. Дальше создания парламентской фракции политический проект Либеральной партии не продвинулся. В бизнесе группа вошла в лобовое столкновение с Павлом Лазаренко за контроль над рынками сбыта газа, нефтепродуктов и электроэнергии. В Донбассе команда Щербаней столкнулась с директорами региональных металлургических предприятий и местным бизнесом, и, как следствие, начались внутриклановые конфликты. Некий конфликт назревал и между самими Щербанями. Евгений Петрович раздумывал, не сделать ли ставку на Евгения Марчука как возможного кандидата в президенты. А Владимир Петрович и сам был не против поучаствовать в президентском кастинге. Кроме того, незадолго до отставки Владимира Щербаня премьер Лазаренко обвинял его в том, что он начал практиковать в газовом бизнесе Донецкой области те же методы, что сам Лазаренко использовал в Днепропетровске. Щербань попытался обязать госпредприятия области покупать газ только у структуры с громким ныне названием «Индустриальный союз Донбасса». У Павла Ивановича в лице «ЕЭСУ» был свой достойный кандидат на это роль. Как сердцем чувствовал – вырастят конкурентов ему на голову. В результате войны на несколько фронтов в июле 1996 г. со своего поста был снят указом президента Владимир Щербань, а осенью 1996 г. в донецком аэропорту застрелен Евгений Щербань. От провала на выборах 1998 г. Либеральную партию не спасла даже народная артистка Ада Роговцева в первой пятерке избирательного списка.

«Шанс, который представился мне в жизни, я постараюсь использовать до конца…»

Эту фраза из интервью Виктора Януковича американской радиостанции смело можно считать персональным девизом губернатора, и, пожалуй, установкой всей группы. Кстати, сам Янукович считает использование термина «донецкий клан» злым умыслом конкурентов и объясняет «недостатками нынешнего времени». К сегодняшнему штурму «донецкие» подготовились основательно. Попытки извне вмешаться в экономику региона последние пару лет получают отпор. В лучшем случае это словесные шедевры Виктора Януковича типа: «Хозяин должен понимать, что делать в своем доме. А когда приходит сосед и говорит, что ты должен сделать то-то и то-то, реакция здесь однозначная – пусть разберется в своем огороде» (18.02.2002). В худшем – отставка в правительстве, как это было с вице-премьером по ТЭК Юлией Тимошенко. Сейчас это наиболее экономически сильная группа в стране, с политическим крылом «Партией регионов», фракцией в парламенте, несколькими министрами в правительстве. И при этом, памятуя о печальном опыте предшественников, максимально осторожна в выражении политических амбиций.

На момент прихода Виктора Януковича в 1997 году на должность донецкого губернатора всего этого и близко не было. Он стал самым молодым губернатором в Украине и в первое время мог только мечтать о таком авторитете, которым в свое время пользовались Звягильский или Щербань. Год до его назначения Донбассом управлял ставленник Лазаренко Сергей Поляков. При нем Янукович стал сначала заместителем, а потом и первым замом губернатора по промышленной политике. Стиль руководства Полякова один из очевидцев описал так: «В первой половине дня – молится, во второй – отдыхает от молитвы». Всю практическую работу «тянул» его заместитель Янукович, за что, якобы, и был назначен губернатором. Виктор Федорович за год пережил стремительный карьерный взлет. Согласно неофициальной версии, назначение Януковича пролоббировал руководитель футбольного клуба «Шахтер» Ринат Ахметов, который не хотел прихода очередного «чужого» в область. А официальная легенда гласит: сам Янукович считает, что его судьбу предопределила первая встреча с Леонидом Кучмой. Было это в 1996 г., когда он ездил на собеседование перед назначением первом замом в облгосадминистрации, и президент, дескать, сразу разглядел в кандидате задатки ценного управленца. В принципе, обе версии дополняют друг друга.

В начале никто и помыслить не мог, что Янукович пробудет губернатором почти шесть лет. Несколько раз перед ним маячила перспектива отставки. Первый раз буквально через пару месяцев после назначения, в августе 1997 г. премьер Валерий Пустовойтенко грозил области кадровыми переменами за долги «ИСД» перед бюджетом, но уволили тогда только первого зама Януковича и по совместительству соучредителя «ИСД», ныне министра по ТЭК Виталия Гайдука.

Из следующего провала Янукович, по-видимому, сделал политические выводы. Губернатору мог стоить места результат партии власти НДП в области на парламентских выборах 1998 г. На Донбассе праздновал победу Петр Симоненко со товарищи, а НДП даже не перешла 4%-й барьер. Руководители других областей за подобное «слетали» в два счета. Янукович отделался тем, что залег на месяц в больницу и на всякий случай избрался депутатом областного совета. Видимо, с тех пор Виктор Федорович усвоил, что разговоры «я не политик, а хозяйственник» вредят карьерному росту. К президентским выборам 1999 г. область готовилась как сектанты к концу света. По завершении избирательной кампании Янукович скажет: «Если бы Симоненко победил в области с перевесом хотя бы в 1%, вся нынешняя исполнительная команда не имела бы морального права находиться дальше у власти».

Покидать власть не хотелось. К тому времени начали вырисовываться очертания той политико-экономической группы, которая сегодня доминирует в регионе. Очень кстати в мае 1999 г. внезапно «занемог» и подал в отставку председатель Донецкого облсовета Иван Пономарев. Очевидцы рассказывают, что еще накануне «болезный» собирался отчитываться перед облсоветом по итогам года. А уже с утра даже не смог прибыть на сессию. Слегка ошалевшие от резких перепадов здоровья руководителя депутаты на его место экстренно избрали Виктора Януковича, замом которого стал нынешний преемник Виктора Федоровича в облсовете Борис Колесников, владелец «Киев-Конти» и близкий соратник Рината Ахметова. Должности главы госадминистрации и облсовета Янукович совмещал вплоть до 2001 г., когда Конституционный суд попросил его освободить одну из них, дабы не отягчать совесть нарушением Конституции. Пренебречь требованием основного закона Януковича могли подтолкнуть две причины. Во-первых, требовался абсолютный контроль над областью на время избирательной кампании-1999, в частности, именно облсовет влиял на формирование состава избирательных комиссий. Во-вторых, с декабря 1998 года начал действовать закон о специальных экономических зонах и специальном режиме инвестиционной деятельности в Донецкой области. Статья пятая данного закона гласит, что органом управления специальными экономическими зонами наряду с органами местной власти является Совет по вопросам СЭЗ, состав которого назначается областным Советом. Тот, кто получает наибольшее влияние на формирование Совета по СЭЗ, управляет рычагами предоставления наиболее благоприятных условий для ведения бизнеса.

Что было важнее, выборы или СЭЗы – не суть. Факт, что доселе безнадежно «красная» область во втором туре президентских выборов отдала 52,98% голосов за Кучму, а за Симоненко – 41,22%. Отныне сердца донетчан безотказно откликались на чаяния местной власти. Сначала на референдуме-2000. А потом и на парламентских выборах 2001 года Янукович без тени сомнения вещал: «Я уверен, Донбасс достойно пройдет выборы. Его депутатский корпус будет командой лучших…». «Лучшей» суждено было стать донецкой Партии регионов, которая и втащила на себе в парламент блок «За единую Украину». Все претензии в нарушениях губернатор отвергал до слез трогательно: «Наш успех на выборах обеспечила целеустремленная социально-экономическая политика…».

Особенности государственного менеджмента

Если принять утверждение Виктора Януковича как художественный образ, то он ничуть не лукавит. Политические чудеса шахтерского края в основе имеют потрясающую успешность местных бизнес-групп. Экономика края несколько лет кряду дает проценты роста валового продукта в два-три раза большие, чем в среднем по Украине. Секрет экономического чуда, по-видимому, сокрыт в уже упомянутом выше законе «О специальных экономических зонах и специальном режиме инвестиционной деятельности в Донецкой области». В сильно упрощенном виде эффект его таков, что благодаря налоговым, таможенным и прочим льготам себестоимость, например, шоколадки, произведенной в этом географическом районе, где-то на треть дешевле, чем во Львове, Киеве или Виннице. Соответственно, прибыль производителя на столько же больше. Сия закономерность действует в отношении почти всего – от бутылки пива, до локомотива. В Тюмени есть нефть, в Якутии – алмазы, на Донбассе – свободные экономические зоны. После учреждения СЭЗов в 1999 году, впервые за последние десять лет, в области был зафиксирован экономический годовой прирост на 6,7%.

Украинские СЭЗы учреждались не только в Донецке, но чуда больше нигде не произошло. Уникальность донецких СЭЗов, в том, что создавались они не под отдельное предприятие или чиновника, а под всю бизнес-инфраструктуру региона. К примеру, в составе ЗАО «Орган хозяйственного развития СЭЗ «Донецк»» мы легко обнаруживаем милый междусобойчик местной власти и 12 наиболее известных в области компаний Рината Ахметова, братьев Момотов, Игоря Гуменюка и прочих. Наверное, это и есть донецкое управленческое ноу-хау.

Насколько донецкий опыт государственного менеджмента окажется применимым во всеукраинских масштабах, пока сказать сложно. Наверняка Виктору Януковичу и его команде придется изобретать какой-то новый экономический проект. Устроить сплошные СЭЗы от хутора Михайловский до таможни на станции Чоп нереально. Да и претендовать на участие будет не только донецкий бизнес. Слава богу, по поводу региональной экспансии в правительство Янукович успокоил еще в апреле 2002: «..кругозор у нас наработан большой», и в команду будут подбираться не обязательно выходцы из Донбасса. Вообще, когда Виктор Федорович высказывается, то не сразу поймешь, это он мир предлагает или угрожает, как в недавнем интервью для «Киевского телеграфа»: «Уверен, что на этом уровне (власти – авт.) у всех достаточно возможностей и сил быть убедительными. Если мы будем занимать одну государственную позицию, станем идти одним путем, то никаких проблем не возникнет. Не исключено, что кого-то, может быть, и занесет…». Важно, чтобы этим кем-то не оказались соратники Виктора Федоровича.

Янукович Виктор Федорович

Родился 9 июля 1950 г. в г. Енакиево Донецкой области в рабочей семье. Два высших образования: в 1980 г. окончил Донецкий политехнический институт по специальности инженер-механик, в 2001 году – факультет международного права Украинской Академии внешней торговли. Защитил докторскую диссертацию «Управление развитием инфраструктуры большого промышленного региона». Автор более 50 печатных работ и монографий.

Трудовую деятельность начал в 1969 г. газосварщиком Енакиевского металлургического завода, работал автослесарем, механиком АТП. 25 лет на руководящих должностях: был директором автобазы ВО «Орджоникидзеуголь», гендиректором ВО «Донбастрансремонт», гендиректором «Укругольпромтранс», гендиректором «Донецкавтотранс».

В августе 1996 г. назначен заместителем по промышленности, с сентября – первым заместителем председателя Донецкой областной администрации. 14 мая 1997 г. президентом Украины назначен председателем Донецкой областной администрации. С 1998 г. – депутат Донецкого областного совета. 1999-2001 – председатель Донецкого облсовета (совмещал с должностью главы облгосадминистрации). Доктор экономических наук, профессор, заслуженный работник транспорта Украины, действительный член Академии экономических наук Украины. Награжден Орденом «За заслуги» III (11.1998), II ст. (07.2000).

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам