Исторический кредит

История, как известно, повторяется дважды: один раз в виде трагедии, а второй – в виде комедии. Карл Маркс, который мучился при создании своего «Капитала» от здоровенных чирьев, любил повторять эту фразу. Он, наверное, знал, о чем говорил. «Революция» 2001 года действительно была трагедией. Достаточно вспомнить события 9 марта. Попытка воспроизвести революционные события в сентябре нынешнего года уже больше напоминает трагикомедию с элементами циничного фарса. Субъекты революции заплатили слишком высокую цену за неудачный римейк политического кризиса, который вошел в историю под названием «кассетный скандал».
Платой объединения «Наша Украина» за автограф Виктора Ющенко под воззванием «революционного митинга» стала потеря политической идентичности. Впрочем, Виктор Андреевич никогда и не отличался особой щепетильностью в вопросах позиционирования. Он сторонник полумер и полушагов. Прямо по Ленину: шаг вперед, два шага назад. 16 сентября Ющенко, под давлением радикального крыла, сформированного в «Нашей Украине», вынужден был принять участие в акции неповиновения. Однако он не стал прорываться в администрацию президента и ночевать под проливным дождем в палатках, разбитых митингующими. Логическим продолжением такой линии поведения стал фактический отказ «НУ» от участия во второй серии «революции», запланированной на 24 сентября. Была избрана стандартная для «Нашей Украины» тактика: единого решения относительно включения в «ревпроцесс» на уровне руководства блока нет. Каждый из четырех основных субъектов «НУ» (Народный Рух Украины, Украинский Народный Рух, партия «Реформы и порядок», фракция «Разом») как бы сам определяет: участвовать или не участвовать. Точно такая же схема действий была реализована «Нашей Украиной» в момент парламентского утверждения кандидатуры генерального прокурора Святослава Пискуна. Виктор Андреевич, помнится, сказал следующую фразу: и без нас Пискун станет генеральным, поэтому голосовать будем в свободном режиме. В результате Святослав Пискун собрал рекордный (свыше 300) «урожай» голосов. Что же касается «революции»… Ющенко понял, что она все равно закончилась, поэтому лучше воздержатся и вступить в создаваемое парламентское большинство (ПБ). Сегодня руководство «Нашей Украины» как никогда близко к подписанию соглашения с 9 пропрезидентскими фракциями о формировании ПБ. «Аванс» в виде политического воздержания Виктор Андреевич уже внес. Это его плата за приобщение к таинству совместного формирования коалиционного правительства. Большинство же создается не ради любви к большим формам, а ради конкретного «дерибана» не менее конкретных должностей в Кабмине.

Помимо любви к правительственным должностям, Ющенко, наверное, руководствовался желанием «насолить» лидеру объединенных социал-демократов, главе администрации президента Виктору Медведчуку. Представляете себе, что должен испытывать шеф АП, когда окажется, что эсдеки должны работать плечом к плечу в рамках большинства с «Нашей Украиной»? Весьма и весьма сильные ощущения. Поэтому социал-демократы решили слегка «попрессовать» Виктора Ющенко. Чтобы и он сделал весьма неприятный лично для него ход: отозвал свою подпись под воззванием к президенту, принятым во время митинга 16 сентября. Напомним, что, по словам Леонида Кучмы, в документе в «циничной и оскорбительной для главы государства форме» изложено требование отставки Леонида Даниловича. Социал-демократы обосновывают свое желание увидеть «денонсацию» автографа Ющенко существованием законов формальной логики. Если человек собрался участвовать в процессе формирования большинства, причем вместе с провластными парламентскими группировками, то следует отказаться от намерения «объять необъятное»: заигрывать с президентом, одновременно пребывая в рядах оппозиции. Правда, Виктор Андреевич своими действиями уже окончательно разрушил формат «оппозиционной четверки» (коммунисты, социалисты, «Наша Украина», Юлия Тимошенко). Тем не менее, эсдеки еще настаивают и на покаянии Ющенко. Наверное, Виктор Медведчук вспомнил пасторские замашки Виктора Андреевича, которые проявились в момент парламентской избирательной кампании-2002 (Ющенко тогда публично предложил Виктору Михайловичу «покаяться»). История повторяется…

Благодаря высокой степени «пластичности» Виктора Андреевича формирование ПБ на основе формулы 9+1 (пропрезидентские фракции плюс «НУ») стало весьма реальным делом. Правда, участие объединенных социал-демократов в таком большинстве пока под вопросом. С другой стороны, СДПУ(о) оказалось перед угрозой вытеснения с «большевистского» парламентского поля. Это цена за втягивание «Нашей Украины» в большинство. Правда, социал-демократы – люди прагматичные. Они прекрасно понимают, что вне рамок ПБ их роль сводится к бесконечно малой величине. При таких вводных лучше продолжать игру, чем отойти в сторону. А вариантов игры достаточно много.

Во-первых,
идеальный состав коалиционного правительства, который «нарисовал» для себя каждый из 10 (9) субъектов большинства – «вещь» виртуальная, базирующаяся на шаткой договорной базе. Президент контролирует процесс от начала и до конца. Например, ПБ согласовало кандидатуру нового премьера. Но глава государства не обязан вносить ее на утверждение сессионного зала. Это всего лишь рекомендации, не имеющие обязательной силы. Допустим, появился новый премьер. Формально он может подбирать себе команду. Однако все назначения в КМ проводятся указами президента. Таким образом, образование ПБ не обязательно приводит к созданию правительства, удовлетворяющего амбиции основных субъектов большинства. Уже в ходе формирования квазикоалиционного Кабмина «большевики» могут перессориться.

Во-вторых,
в составе будущего ПБ обозначились несколько разнонаправленных векторов: «Наша Украина», «Партия промышленников и предпринимателей – «Трудовая Украина», «Регионы Украины» и СДПУ(о). Они могут накладываться, нейтрализовать и «гасить» друг друга. По определению подобные «векторные» противоречия будут заложены в вероятный состав коалиционного Кабмина.

В-третьих,
глобальным противоречием виртуального (пока) большинства станет борьба двух «акционерных обществ»: партийно-политического конгломерата «Наша Украина» (НРУ, УНР, «РиП», группа «Разом») и пропрезидентского «содружества». В количественном отношении преимущество на стороне последнего образования. Даже если в него не войдет СДПУ(о).

В-четвертых, большинство членов «пропрезидентского содружества» избрано на мажоритарной основе, а «НУдисты» прошли в состав ВР по списку блока. Налицо потенциальный конфликт между мажоритарщиками и «партийцами». Он значительно затруднит процесс распределения должностей в правительстве. Трудно подобрать единый алгоритм определения «удельного» веса той или иной политсилы.

И, наконец, не следует забывать о руководстве Верховной Рады, которое было избрано в момент кратковременного появления на свет минимального, «технического» большинства (226 голосов). Это очень серьезная проблема, решить которую без полномасштабного парламентского кризиса просто невозможно.

В общем, активная фаза революции сегодня, 24 сентября, заканчивается. Виктор Ющенко сделал свой выбор. Он теперь является пропрезидентским оппозиционером. Его кредит электорального доверия пока позволяет выдержать подобное изменение политической позиции, которая сейчас очень напоминает элементарное предательство. Но кроме кредита доверия есть еще такое понятие, как кредитная история. Человек с плохой кредитной историей не может пользоваться доверием. Это следует помнить.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам