"Тетрис" – подсудное дело

Наверное, каждый человек, у которого есть на работе компьютер, знает, что самый простой способ отвлечься от надоевшей работы и заодно развлечься – это запустить какую-нибудь простенькую игрушку. Выбор довольно велик – это и разные игры в карты, пасьянсы, минер (слава Богу, Бил Гейтс позаботился об этом и добавил в windows подобные "навороты"), а для более продвинутых, у которых подключен Интернет, есть возможность попробовать себя в on-line турнире.

Многие меня поправят: мол, как же "Тетрис" – одна из самых популярных и массовых (по количеству геймеров) игр? Да, я согласен, "Тетрис" очень популярен, даже больше, чем другие игрушки. Хоть он и не присутствует в хит-парадах, да и про него редко упоминают, но каждый человек в него играл хотя бы раз в жизни.

Я больше чем уверен, что на большинстве компов стоит та или иная разновидность "Тетриса" или где-то в потайном углу квартиры валяется запыленная карманная версия игры, и так же уверен, что мало кто знает о том, откуда он вообще взялся. Для них и проведем небольшой экскурс.

Мало кому из поклонников "Тетриса" известно имя героя, который облегчил для них тяжесть рабочего дня. Игра появилась в 1985 году. Ее разработчики (вернее сказать, разработчик) не работали на уже набравшую обороты "Майкрософт" и другие западные компании, занимавшиеся в то время программным обеспечением. Он скромно трудился в ВЦ АН СССР (Вычислительного центра Академии наук СССР) и звали его Алексей Пажитнов.

Но вы не подумайте ничего, наш герой не искал, чем бы ему заняться в рабочее время, он трудился над проблемой искусственного интеллекта и распознавания речи. По его словам, в ту пору ему довольно часто приходилось писать игровые программы – неплохой инструментарий для тестирования нового оборудования.

И вот свершилось: на дворе стоял 1985 г. На написание "Тетриса" на языке Pascal для "Электроники-60" у Пажитнова, как говорит он сам, ушло около двух недель. Коллеги Алексея по работе были в восторге от его программы, но сам он понимал, что расширить аудиторию игры можно лишь в том случае, если она будет адаптирована на IBM PC. В этом Пажитнову помог его приятель Вадим Герасимов, и через несколько недель вся компьютерная Москва уже знала, что такое "Тетрис".

Но в те времена все еще шла холодная война, и западные империалисты не были бы империалистами, если бы не захотели отнять у бедного советского программиста его детище. И вот игра попадает на глаза Роберту Стейну, президенту британской компании Andromeda. Он, как настоящий капиталист, без зазрения совести решает передать все права на все версии игры (кроме консольной и карманной) компании "Mirrorsoft" и ее американской дочерней фирме "Spectrum Holobyte" (понятно, что не бескорыстно). Кстати у Стейна никаких прав на игру совсем не было и более того, сам разработчик отказал Роберту в этих правах. "Mirrorsoft" и "Spectrum Holobyte" быстренько раскручивают эту игру, улучшив графику и снабдив картинками с пейзажами из СССР, под сенсационным заявлением – первая игра из-за "железного занавеса"!

Но не думайте, что гордые советские "трудяги" бросили на произвол судьбы свое детище. Они боролись, и как бы странно это ни прозвучало, помогла им в этой борьбе американская телекомпания CBS, показав в своем эфире интервью с Алексеем Пажитновым, который был представлен зрителям как разработчик игры.

Вот с этого момента и начинается борьба западных компаний за права на эту игру, которая уже в мае 1988 года прочно держится в списке бестселлеров компьютерных игр в США и Великобритании. Советская сторона, смотря на то, как империалисты перегрызают себе глотки, радостно потирала руки и не спешила предоставлять права. Правда, от этих драк СССР не выиграл, так как деньги шли в карманы компаний, которые под шумок выпускали различные версии "Тетриса".

На этом, я думаю, и закончим наше историческое отступление, добавив лишь то, что в 1991 г. Пажитнов уехал в Америку и организовал фирму "Tetris". Через нее Алексей наконец-то начал получать доходы от "Тетриса". В октябре 1996 г. Пажитнов присоединился к команде разработчиков "Microsoft", создающей новые компьютерные головоломки. В сентябре 1999 г. "Microsoft" выпустила серию головоломок "Pandora"s Box", особо подчеркнув, что во главе этого проекта стоял "прославленный разработчик "Тетриса" Алексей Пажитнов"…

А теперь расскажу о том, что меня вдохновило на эту статью (заметьте, первую в своей жизни). Дело в том, что увлечение "Тетрисом", как сообщает игровой журнал "Страна игр", довело одного жителя Манчестера Фаиза Чопдат до тюрьмы. Этот несчастный заскучал на борту самолета, доставлявшего его из Египта домой, и решил скрасить время с помощью "Тетриса" на мобильном телефоне. Можете себе представить, как себя чувствовали пассажиры, когда он дважды проигнорировал требования экипажа прекратить игру, так как его телефон вносит помехи в работу приборов самолета. Ко всеобщей радости лайнер таки умудрился сесть, и ему не помешали падающие кирпичи. Любителя "Тетриса" на аэродроме уже поджидали полисмены. За "умышленное подвергание самолета опасности" Чопдат был осужден на четыре месяца тюрьмы. Будем надеяться, ему разрешили взять мобильник с "Тетрисом" в камеру...

Я думаю, что это история не отпугнет любителей от игры в "Тетрис", и баталии за лидерство в таблице рекордов не утихнут. И мы, как и раньше проходя мимо сослуживца, будем наблюдать его серьезное лицо и судорожное постукивание по клавишам в тщетных попытках побить небывалые рекорды шефа.