Последняя осень

А у нас есть другие варианты? – вопросом на вопрос ответил Кен. –Времени – в обрез. Как у еврейского мальчика перед бармицтвой.

Сессия стартовала. Депутаты опробовали компьютерную систему обеспечения своей работы, прошлись по новеньким зеленым коврам (говорят, корпоративный цвет) и перекурили это дело в туалете. Не помогло. Даже несмотря на то, что спикер Литвин постарался сделать переход парламентариев от мирного отдыха к столкновению с жестокой политической реальностью как можно менее травматичным.

С этой целью, например, был приглашен фольклорный ансамбль, который с чувством исполнил украинский гимн. Вышло хоть и душевно, но незаконно, на что спикеру не преминули указать национал-демократы. Социалисты, в свою очередь, вывесили в районе трибуны и на стенах несколько самодельных стенгазет, посвященных предстоящим акциям протеста. Такой белый лист ватмана, нечто среднее между боевым листком и пионерской стенгазетой, пестрящий фотографиями лидера СПУ и его сподвижников. Только сейчас понимаешь весь трагизм отсутствия Юрия Луценко, потому что Рудьковский еще хуже. Но никакие ритуальные действия не могли отвлечь законодателей от главного – от подготовки к процессу конституционных изменений. Неизбежность политической реформы символизировал представитель президента, который сразу ознакомил присутствующих с содержанием письма Леонида Кучмы народным депутатам. Текст его коротко можно пересказать следующим образом: «Ребята, я вас не понял. Кто, собственно, «шумел» насчет смены власти? И вообще, глава государства не шутит, когда речь идет о таких серьезных вещах, как политическая реформа. Не стоит надеяться, что само «рассосется» после 16 сентября. Вместо этого лучше засучить рукава и начать работать над внесением конституционных изменений». Можно сказать, что таким образом президент ответил на послание Виктора Ющенко, который в ненавязчивой манере интересовался пару дней назад у своего «названного отца», действительно ли все так плохо, и намекал, что, возможно, Леонид Данилович просто невнимательно изучил то, что «подсунул» ему глава АП Виктор Медведчук. В таком случае, не стоит ли «засунуть» самого Виктора Владимировича куда подальше? Тогда президент может рассчитывать на понимание со стороны «мессии» и ответные шаги «НУ»…

Неизвестно, может, Л. Кучма еще проникнется предложениями главного «НУдиста», но пока выясняется, что все поняли все правильно: политическая ситуация запрограммирована (президентом) как минимум на год вперед, и парламент оказался заложником конституционных изменений. Они, эти изменения подразумевают:

А) создание парламентского большинства;

Б) предпосылки для правительственного кризиса;

В) формирование конституционной комиссии, которая должна подготовить проект внесения изменений в Основной закон.

Чем дольше не будет в будущем составе парламента большинства, тем больше вероятность нежелательного развития ситуации, если верить президенту. Понятно, что при таком активном начале ВР сразу «ломается», становится лабильной к большинству инициатив. Что, собственно, подтвердилось уже в первый день: девять фракций задекларировали свою готовность принимать участие в этом ответственном мероприятии и подписали соответствующее заявление. Дескать, есть «все условия для объединения усилий с целью решения вопросов, стоящих перед политической системой». Раньше таких условий, понятное дело, не было, в результате чего отдельные товарищи вроде Богдана Губского даже не понимали, где они находятся, в фигуральном смысле этого слова. Просто в то время Богдан Владимирович находился в СДПУ(о), а СДПУ(о), сами помните, где.

Теперь все прояснилось и не только для лидера группы «Народовластие». Но этого мало. Все-таки речь идет об устойчивом большинстве, а не о временной коалиции. Поэтому началась перегруппировка. Пока внутри пропрезидентской коалиции. Николай Круглов из фракции «Европейский выбор» перешел к регионалам. Вроде бы обе группы представляют одну и ту же силу – донецкую, но разница есть. А кроме того, Нестор Шуфрич вернулся после недолгой разлуки в лоно социал-демократии (объединенной). Еще два принявших присягу парламентария – Виктор Драчевский и Николай Одайник – пока не определились с местом фракционной дислокации. Ничего, все еще впереди, как и у некоторых «бойцов» Виктора Ющенко. Люди с пониманием относятся к идее формирования ПБ, главное – чтобы никто не мешал извне. Имеется в виду, конечно же, администрация президента, которую возглавляет Виктор Медведчук. В таком случае, “НУдисты“ согласны на сближение. Не все, конечно, но это уже детали. Главное – морально разложить «НУдистов» на конструктивные силы (“Солидарность”, Рух Костенко и НРУ Удовенко, который пока упирается – имеется в виду, конечно, не партия, а Геннадий Иосифович) и остальных. Вполне вероятно, что лидера эсдеков как раз по этой причине сейчас нет в стране: чтобы не мешать “НУ” сосредоточиться на главном – формировании ПБ и создании на его основе коалиционного правительства. А то, знаете ли, «мессия» нервничает при одном упоминании шефа АП. Зачем же расстраивать человека, который почти готов сесть и обсудить гарантии согласованности своих действий с пропрезидентской коалицией в ВР? Политической гарантией такой согласованности, по мнению Ющенко, является трехсторонний договор между президентом, Кабинетом министров и парламентом. Фактически предлагается реанимировать идею договора о совместных действиях, где президент будет гарантировать премьерство Виктора Ющенко.

Правда, для этого необходимо организовать кабминовский кризис с парламентской подачи. Организовывать, естественно, будет шеф бюджетного комитета Петр Порошенко, который пока еще является членом «Нашей Украины». В ближайшее время Петр Алексеевич собирается устроить встречу экономического блока правительства и руководства профильного комитета с участием премьера, главы НБУ и председателя Счетной палаты. Главный парламентский счетовод чрезвычайно озабочен несоблюденим сроков бюджетного процесса, а также тем, что КМ пока никак не откликнулся на предложения депутатов “договориться” по поводу распределения бюджетных средств. Впрочем, если правительство исправится и своевременно представит проект главного финансового плана страны на 2003 год, то «шоколадный король» готов многое простить. В том числе и Кинаха-премьера. В общем, свергнуть Анатолия Кирилловича при помощи технологий Порошенко будет непросто. Очень непросто. Точно так же, как и поставить на его место Виктора Андреевича. Многие, кстати, предлагают повторить сценарий с премьерством Ющенко при отсутствии в его кабинете Юлии Тимошенко и наличии дружественных пропрезидентских сил. Заманчиво, что и говорить. Но рискованно. А вдруг не получится организовать спад ВВП? Или украино-российские отношения не обострятся? В конце концов, нельзя исключать вариант предательства – проверенные, казалось бы, ребята всегда могут отказаться от взятых на себя обязательств. А кроме всего, существует такая штука, как “правительственный синдром”: премьерское кресло устойчиво ассоциируется со стартовой президентской площадкой. И так будет до тех пор, пока “работает” Конституция. Которую надо менять. В некоторых местах. Лучше всего это сделать с помощью специальной комиссии, но тут могут возникнуть проблемы. Оказывается, не все понимают глубину и суть президентских пожеланий. Более того, эти “непонимающие” товарищи (к числу которых, между прочим, относятся спикер Литвин и главный «НУдист» Ющенко), сильно подозревают, что идея политической реформы является только звеном в цепочке хитроумных комбинаций сами знаете кого. Мы не будем лишний раз указывать на Медведчука, чтобы не демонизировать Виктора Владимировича. Это понятно еще не дружба, но уже и не война.

Взаимные симпатии вполне могут быть: ничто так не сближает, как наличие общего врага. В качестве примера такого сближения можно привести инициативу Литвина о формировании группы для разработки основ внутренней и внешней политики. Включить в нее депутатов, министров, общественность, и всем миром определить приоритеты законодательной работы. В сфере экономики, например, есть над чем поработать, опять же Налоговый кодекс. Что же касается президентских инициатив, то, по мнению Литвина, вполне достаточно будет их учесть в законе о внешней и внутренней политике, обозначив параметры будущих изменений в Конституцию. Только и всего. Если действовать и дальше в этом направлении, то до конституционных изменений может и не дойти, в результате чего многоходовая комбинация изменения системы власти может окончиться на первом этапе, предполагающем нейтрализацию “осеннего путча”. И что тогда? А ничего – ни большинства, ни коалиционного правительства, ни Виктора Медведчука. Все зависит от того, насколько далеко готовы зайти участники “сопротивления”. И насколько им позволят это сделать. Все-таки Генпрокуратура работает чрезвычайно активно.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам