Лечение "бушерского синдрома"

2001 год оказался на удивление богатым на контакты высокопоставленных представителей Киева и Тегерана. В начале года в Киеве побывал министр иностранных дел Ирана Камаль Харрази. Несколько позже в Иран отправился украинский премьер Виктор Ющенко. И вот теперь глава внешнеполитического ведомства Украины Анатолий Зленко совершил двухдневную поездку в Исламскую республику Иран. Во время всех визитов речь шла о транзите иранских энергоносителей через украинскую территорию.

«Я приехал с четким посланием украинской стороны предложить новый этап в наших двухсторонних отношениях – этап существенных сдвигов в экономической сфере во имя блага наших граждан», – так, пусть несколько высокопарно, определил суть своего пребывания в Тегеране глава украинского внешнеполитического ведомства. Наибольшие же экономические перспективы, по мнению Анатолия Зленко, украинско-иранские отношения имеют в энергетической сфере.

Речь идет, во-первых, об украинском участии в разведке и добыче нефти и газа в Иране, а также поставках украинского оборудования для нефтегазовой отрасли. И, во-вторых, о транзите иранских энергоносителей через украинскую территорию.

Еще во время приезда Камаля Харрази Киев начал активно лоббировать идею создания магистрального газопровода Иран–Украина–Европа. В Тегеране Зленко продолжил «проталкивать» этот проект, который, по замыслу его авторов, должен в значительной степени решить для Украины проблему диверсификации источников энергоносителей.

При всей своей привлекательности, идея выглядит крайне утопично: чтобы реализовать столь сложный технический проект (а труба должна будет пройти по глубоководной и богатой на сероводород части Черного моря), требуются немалые средства. А их нет ни у иранцев, ни, тем более, у украинцев.

Судя по всему, в Тегеране пока крайне осторожно, если не скептически, относятся к украинскому предложению, изучая все возможные технические и, прежде всего, политические аспекты. «Мы не отрицаем целесообразность обсуждения конкретных вопросов поставок иранских энергоносителей в Украину», – цитирует министра нефти Ирана Бижана Зангане агентство «Интерфакс-Украина», который далее витиевато заметил, что если в этом направлении «удастся сделать конкретные шаги, это будет успешной работой».

Обсуждая на переговорах темы энергоносителей, и Киев, и Тегеран пытаются одновременно преодолеть последствия так называемого «бушерского синдрома», когда отказ украинских властей поставлять турбины на строящуюся АЭС в Бушере надолго охладил политические (а вместе с ними и экономические) контакты между двумя странами. И, видимо, в этом следует искать причину того, что украинский министр в Тегеране неоднократно говорил о «новом этапе» и «существовании условий для прорыва» в двусторонних отношениях. Очевидно, что подвести черту под «излечением» от этого синдрома должен визит президента Ирана Мухаммеда Хатами в Украину, который он должен совершить в начале 2002 года.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам