Сербия: пауза конъюнктурщиков

8 июля 2008 года парламент Сербии – Народная скупщина – с перевесом в 2 голоса (127 из 250 депутатов – «за») утвердил новое правительство во главе с 57-летним премьер-министром Мирко Цветковичем. Кабинет уже провозглашен «проевропейским», потому что его глава на первое место среди своих задач поставил интеграцию в Евросоюз.
Для сближения с ЕС правительство собирается добиться ратификации Соглашения о стабилизации и ассоциации (ССА), подписанного предшественниками в конце апреля текущего года. Однако есть все основания думать, что воплощение светлой идеи евроинтеграции в жизнь может столкнуться с выполнением других правительственных задач. Они откровенно не стыкуются между собой. К тому же не все члены кабинета будут рьяно выполнять общие задачи, которые противоречат программным установкам партий, делегировавших их в министры. Все ведь дело в том, что этот кабинет – «продукт» коалиции Демократической партии (ДП), возглавляемой президентом Сербии Борисом Тадичем, Социалистической партии Сербии (СПС) и ряда других мелких партий, которые обзавелись собственными мандатоносцами. Это говорит не только об эклектике правительственных устремлений, но и о трудностях в их реализации. Всего в правительстве – 13 министров от ДП, шесть – от «Группы 17 плюс», четыре от СПС, по одному – от Партии объединенных пенсионеров Сербии (ПОПС), Сербского движения обновления, Демократической партии Санджака и Партии демократических действий Санджака. Чтобы всех коалициантов удовлетворить, пришлось даже увеличить численность министров – с 22 до 24 (введено два новых – министерство по правам человека и правам национальных меньшинств и министерство национального инвестиционного плана). А лидеру СПС Ивице Дачичу дали пост первого вице-премьера. Одновременно он возглавил и республиканское МВД, чего раньше в Сербии никогда не было. Стал вице-премьером и 78-летний лидер ПОПС Йован Кркобабич.
Плюс, конечно же, мешать будет оппозиция, в которой теперь оказался экс-премьер Воислав Коштуница, лидер Демократической партии Сербии (ДПС). И экс-кандидат в президенты Сербии, лидер Сербской радикальной партии (СРП) Томислав Николич. Последний уже заявил, что доклад кандидата в премьеры – это набор благих пожеланий, выполнить которые министры неспособны. «Кандидат в премьеры сказал, что правительство собирается делать, но не сказал, как оно это будет делать», – съязвил Николич.

И это, в принципе, очень похоже на правду. Премьер Цветкович наряду с евроинтеграцией среди других задач своего правительства также назвал сохранение территориальной целостности страны (то есть непризнание независимости Косово) и инициирование новых переговоров о статусе этого мятежного для Белграда края, сотрудничество в области энергетики с Россией и плодотворные контакты с Международным трибуналом по бывшей Югославии (МТБЮ) в Гааге. Это, повторяю, трудно выполнимые и зачастую противоречащие друг другу планы.

Например, как можно сохранить Косово в составе Сербии или инициировать новые переговоры о его статусе с ЕС, если его независимость уже признали 19 из 27 стран-членов этого европейского объединения? К тому же ЕС выступает эдаким соблазнителем Сербии в вопросе евроинтеграции. Цветкович сказал, что основной же задачей правительства станет обеспечение Сербии статуса кандидата на вступление в Европейский Союз к концу этого или началу следующего года. Но при этом отметил: «Между участниками коалиции существует полное согласие относительно того, что новое правительство никогда не признает независимости Косово». Однако Европа еще раньше уже послала сербам ответный сигнал – по словам комиссара по вопросам расширения ЕС Оли Рена, страна уже в 2009 году может получить статус кандидата на вступление в ЕС. Более того, несколькими днями ранее представители Брюсселя дали понять, что отрицание независимости края Косово не станет препятствием для интеграции Сербии в Евросоюз.

Другими словами, Сербия, как и предсказывали специалисты и эксперты, оказалась перед непростым выбором: или борьба за Косово и новая изоляция со стороны ЕС и США, или обещания интеграции при медленном, но неотвратимом признании независимости Косово. Как видим, в обоих случаях Сербия теряет Косово, а это чревато серьезным кризисом внутри страны. Сегодня пришедшие к власти прагматики надеются как-то совместить эти цели и перебить горечь потери 15% территории прелестями евроинтеграции. К тому же ЕС сейчас перебирает на себя у миссии ООН функции управления Косово…

Очень сложно увязать и ратификацию стратегического энергетического договора с Россией с евроинтеграцией. По этому документу контрольный пакет акций главной государственной компании Сербии по очистке нефти перейдет к российской компании «Газпром» в обмен на прокладку газопровода «Южный поток» в ЕС через Сербию и низкую цену на российский газ. Однако этот «поток» вступает в прямое противоречие с планами ЕС построить собственный газопровод «Набукко» в этом же регионе. То есть понадобится серьезный переговорный процесс по согласованию этих противоречий, что может затормозить как российский, так и европейский проект газопровода.

Не совсем понятно, как Сербия будет сотрудничать с МТБЮ, если большинство населения не верит этому институту, считая его необъективным и «антисербским». К тому же даже передача в Гаагу Слободана Милошевича, очень похожая на неоторговлю людьми-политиками, не принесла Сербии обещанных экономических дивидендов. К тому же МТБЮ, мягко говоря, судит участников этнических войн на территории бывшей Югославии не совсем одинаково: сербы «отгребают» сроки по полной, а несербы в основном отделываются страхом и оправдательными вердиктами. Сейчас МТБЮ требует от Белграда выдачи генерала Ратко Младича, бывшего главкома армии боснийских сербов, и других сербских командиров. Но белградский политолог Гостимир Попович утверждает: «После оправдательных приговоров Рамушу Харадинаю (полевой командир косовских албанцев) и Насеру Оричу (офицер армии боснийских мусульман) жителей Сербии невозможно убедить в объективности трибунала. В этой ситуации правительство вряд ли рискнет проводить активные мероприятия по поиску Младича и еще двоих остающихся на свободе беглецов – Радована Караджича и Горана Хаджича. Их арест может спровоцировать правительственный кризис». Подлила «бензинчика» в огонь сербского недовольства и бывший главный обвинитель МТБЮ Карла дель Понте, рассказавшая, что нынешний премьер Косово Хашим Тачи очень неплохо «поднялся» на торговле органами убитых и расчлененных его бойцами пленных сербов, что не помешало ему возглавить правительство края…

Тесное сотрудничество с МТБЮ создаст проблемы и правящей коалиции: сербские социалисты – это наследники социалиста Милошевича. Их электорат – это, как у нашей КПУ, старики и люди пожилого возраста, которые не желают, чтобы сербами торговали ради каких-то призрачных экономических выгод. Правительству Цветковича еще нужно будет предъявить на деле эти выгоды.

Сложно представить, как кабинет Цветковича будет совмещать налаживание «стратегического партнерства» с США и Россией, что тоже было обещано, несмотря на имеющиеся противоречия Москвы и Вашингтона во взглядах на Балканы. Руководитель фракции коштуницевской оппозиции в Скупщине Милош Алигрудич уверен, что «правительством будет управлять Борис Тадич, консультируясь с послом США Камероном Мантером, послом Великобритании Стивеном Водсвортом». Вкупе с сербскими олигархами.
Но новое правительство Сербии, тем не менее, создано и приступает к работе. Многие уже говорят, что, во-первых, на Балканах, точнее в Сербии, опять серьезно проиграла Россия: и возврат Косово Сербии она не обеспечила, и интеграцию «дружественной страны» в ЕС на европейских условиях прозевала. Во-вторых, что окончательно на путь перехода на маргинес политической жизни Сербии становятся националисты-радикалы, а возобладают проевропейски настроенные как политики, так и их электорат.
Но есть и другая точка зрения: просто в Сербии возобладал политико-экономический прагматизм, и политики решили взять передышку, понимая, что сегодня экономика Сербии не выдержит новой экономической изоляции – конъюнктура складывается не в пользу Белграда. Специалисты в один голос утверждают, что если в Сербии будут продолжаться «инвестиционные заморозки» и она не получит новые кредиты, то уже к концу года ее ожидает кризис неплатежей: по прогнозам, Белграду нужно будет в декабре этого года так или иначе погасить задолженность в 4,5 млрд. долл. Бюджет же страны сможет выделить на эти цели только 0,7 млрд. «зеленых», а остальную сумму нужно будет получить за счет новых заимствований. Вот сербские политики, дескать, и договорились, что попытаются избежать экономических неурядиц, вполне конъюнктурно и прагматично создавая правительство, милое Европе, США и кредиторам. Поэтому наверху сегодня «проевропеец» президент Тадич, а в оппозиции «националист» Коштуница и радикал Николич. Эдакая ситуация доброго и злого следователей. Только наоборот – сыгранная Сербией для Европы. Сербские политики-оппоненты взяли паузу в выяснении отношений ценой возможного развала страны…
Однако даже если ЕС «купится» на этот трюк, никто не снимает ответственности с сербских политиков за то, как они воспользуются паузой и передышкой. Как смогут добиться реального экономического роста с последующим повышением жизненного уровня сербов в процессе интеграции в ЕС ценой унижения в виде интеграции туда же независимого Косово. Было бы, конечно, идеально, чтобы Сербия и Косово (раз уж нельзя их объединить заново за столом переговоров о статусе края) объединились уже в рамках единого Евросоюза. Как, к примеру, Бельгия не распалась на два государства, потому что ее стягивала экономика ЕС. Или как игры в независимость Шотландии особо не пугают Великобританию, уверенную, что скотты никуда далеко не уйдут в едином Евросоюзе. Неплохо было бы, чтобы и Россия при этом договорилась с ЕС по поводу энергетических потоков на Балканах, выгодных и Сербии, и, ясное дело, ЕС. Но такой расклад от Сербии, увы, зависит меньше всего. Хотя свое дело она сделала – взяла паузу…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам