Историк доказал: древнегреческих гетер нельзя путать с проститутками

Историк доказал: древнегреческих гетер нельзя путать с проститутками

Обычно античных гетер отождествляют с представительницами древнейшей профессии. Это совершенно неправильно, заявляет известный немецкий ученый, в прошлом - профессор древней истории в университетах Берлина и Констанца Вольфганг Шюллер. О гетерах Древней Греции он написал специальное исследование, выбранное "Немецкой волной" для обзора в качестве книги недели.

С проститутками гетер путают уже со средних веков, однако речь идет о совершенно разных профессиях, подчеркивает в своей книге профессор. Разумеется, "эротическая составляющая в обоих случаях играла существенную роль", но что касается гетер, то здесь она была все же второстепенной. Интеллектуальное и эстетическое общение с гетерами ценилось гораздо больше, и в общественной иерархии они стояли намного выше.

"Гетера" переводится как "подруга", "спутница". Таковой она и была для греческих мужчин - тех, разумеется, кто мог себе позволить эту роскошь. До нас дошли имена десятков античных гетер. Большинство из этих имен были на самом деле профессиональными псевдонимами: Каллисто ("Красавица"), Смикра ("Малютка"), Агапе ("Любовь") и так далее.

В своей книге Вольфганг Шюллер рассказывает о нескольких знаменитых гетерах. Например, о возлюбленной Александра Македонского Таис Афинской и о Фрине, с которой скульптор Пракситель ваял самую знаменитую статую богини любви Афродиты, за что его потом обвинили в кощунстве. Легенда гласит, что на суде ареопага красота обнаженной фигуры Фрины произвела такое впечатление на судей, что его оправдали.

Широко образованные, отлично разбиравшиеся в искусстве, литературе и философии, советчицы и музы, гетеры, как правило, не брали плату за свои услуги, но не чурались дорогих подарков. Порою очень дорогих: известен, например, случай, когда гетера получила от одного из своих поклонников богатые земли с виноградниками.

Общение с гетерами вовсе не считалось в античную эпоху чем-то предосудительным. Именно им, а не женам или невестам, писались любовные стихи, именно их обхаживали и их благосклонность старались заслужить мужчины - в том числе и женатые.

Дело в том, что жены занимались в Древней Греции исключительно домом и детьми. В город выходили только по праздникам или для участия в похоронах. Вся "общественная" жизнь ограничивалась визитами к соседкам. Гражданских прав у женщин не было. Даже брачный договор заключали за них отец или брат.

Супружеская измена жены каралась строго. В Афинах, например, жена, изменившая мужу, не могла впредь надевать украшения и входить в храм. А нарушение супружеской верности мужьями было в порядке вещей.

Более или менее состоятельные афиняне содержали постоянных наложниц (как правило, рабынь) и охотно приглашали на свои поздние обеды в чисто мужской компании флейтисток и танцовщиц, которые услаждали гостей не только пением и танцами.

Гетеры тоже прекрасно танцевали и играли чаще всего на нескольких музыкальных инструментах (их этому специально учили). Однако, подчеркивает снова и снова в своей книге Шюллер, не это и не "искусство страсти нежной" ценились больше всего.

Умение вести беседу, часто на серьезные, философские темы, проницательность и ум, широта интересов и внутренняя свобода, так сильно отличавшие гетер от запертых в четырех стенах законных жен, - вот что в первую очередь привлекало к ним мужчин.

Именно поэтому мужчины не жалели на гетер порою огромных денег. Если бы речь шла только о постели, то к услугам афинян были куда более дешевые флейтистки, танцовщицы и уличные проститутки.