Грабли побеждают опыт

Все новое, как известно, хорошо забытое старое. Вот и нынешний кризис, с его инфляцией, безработицей, уже начавшимися остановками предприятий и коррупционными играми на разнице между официальным и рыночным курсом доллара, мы уже проходили. В 1993-1995-ом. Причем, и тогда, и сейчас при власти одни и те же персонажи, только постаревшие: Пинзеник, Стельмах, Ющенко…
Хорошо все-таки, что история вторично повторяется в виде фарса. Есть надежда, как-то пережить это дежа вю и дотянуть до очередных лучших времен. Хотя, честно говоря, иногда просто ловишь себя «на измене». Типа, явь ли это осени 2008-го или сон лета 1993-го? Ведь повторяется все в каких-то неправдоподобно похожих деталях.

Вот как обваливал НБУ купон 15 лет назад на только что созданной Вадимом Гетьманом валютной бирже, так и сейчас «роняет» гривну. Там же. Место встречи, так сказать, не меняется. Как тогда, доллар по официальному курсу, который был в разы меньше рыночного, меняли «свои», в связи с чем было несколько громких коррупционных дел, так и сейчас не чужие «питались» с интервенций Нацбанка, скажем, по 5,25 грн/$, в то время как «зеленый» уже устремлялся к 7 грн/$. Не секрет это ни для кого.

Зампред Секретариата Александр Шлапак, который не против вернуться на работу в Нацбанк (если предложат повышение), так и сказал почти прямо: «Очевидно, Нацбанк применил далеко не оптимальную формулу адресации этих средств. Более того, критерии распределения этих огромных ресурсов непонятны не только общественности, но и самим субъектам рынка. Это вызывает справедливые подозрения относительно коррупционной составляющей в действиях НБУ».

Коррупционная составляющая в действиях НБУ – это издержки опыта, носителями которого являются нынешние руководители страны и центробанка. Пока у нас царило относительное благополучие, они вроде бы демонстрировали современный подход. Когда запахло не просто жареным, а, я бы сказала, горелым, из «сундуков» извлекли старые добрые инструкции выживания в условиях кризиса. Игры с курсом – это одно. Попытки правительства вернуть себе рычаги управления пошлинами и акцизами – другое. Кто в 1993-м, накануне своей отставки, дрался за избирательный ручной подход к налогообложению? Тогдашний вице-премьер Виктор Пинзеник. Кто сейчас вносит предложения от имени Кабмина дать правительству возможность устанавливать в произвольном порядке ставки акцизов и пошлин – он же, голубчик. Ничего нового не придумали. Сами себя повторяют.

Еще одна «дежавюшная» черта – это свистопляска вокруг МВФ. Что тогда главной темой всех комментариев высокопоставленных лиц было «даст, не даст», что теперь только и разговоров – вот мы это условие должны выполнить, а то перевыполнить, а миссия довольна (недовольна), заграница нам поможет! Страна снова превращается в дешевый портовый город, где слева финики, справа – продажные женщины, и никаких альтернатив.

Снова не видно попыток анализа причин ухудшения платежного баланса, не принимаются меры для выравнивания ситуации: единственным способом временно «загасить пожар кризиса» видятся кредиты международных донорских организаций. Вот, чтобы набраться под завязку и не думать, как мы их будем отдавать, за счет каких поступлений! Тем более, что дефолт у нас был в 1999-м, а это другое дежа вю и несколько иные неприятности. Начнем их переживать по мере поступления.

В чем отличие, так это в пройденном за эти годы пути, который должен был бы придать опыт. В 1993-м Украина только дебютировала как страна с собственной денежной системой. Разделение «сиамских близнецов» произошло в июле 1992 года. Т.е. шел первый год самостоятельной финансовой политики. И явные промахи, включая рекордную 10 000 %-ную инфляцию в 1993 году, можно списать на неопытность. Хотя Нацбанку, который год с небольшим возглавлял тогда Виктор Ющенко, напечатать тучу безналичных купонов и сбросить их в марте 1993 года на банк «Украина» под видом помощи селу ума хватило.

Создав себе непреодолимые проблемы, мы начали их преодолевать с помощью… ну, конечно же, антикризисных планов. То же знакомое до боли словосочетание. Мы через эти шедевры проходили неоднократно. Но первый был в сентябре 1993 года и действовал по июнь 1994-го. Он назывался, кажется, «чрезвычайный план антиинфляционных мер» и позволил несколько затормозить инфляцию. Если в 1993 г. денежная масса возросла в 19 раз, то в 1994 г. – в 7 раз.

Дело в том, что в плане были учтены идеи тогдашнего советника премьера Кучмы Виктора Суслова. В том числе – привязка национальной валюты (еще псевдовалюты) к доллару, жесткое регулирование курса и т.д. Затем уже в парламенте Суслов провел налоговую реформу, изъяв у Кабмина право регулирования пошлин и акцизов и, главное, отменив налоговые льготы импортерам (физлицам и всякого рода обществам – афганцев, чернобыльцев, инвалидов и кто там у нас еще водку «Абсолют» завозил).

Теперь же центром финансовой политики парламент не является. Наш центр финансовой политики это президент с его рекомендациями и Кабмин, рекомендации упорно не выполняющий. Они друг друга эффективно «глушат», в результате кризис идет своим путем, а власть за ним не поспевает.

Гораздо активнее, чем в далекие 90-е, ведет себя Нацбанк. Тогда он просто раздавал коммерческим банкам (которых было мало и всего двух видов – «комсомольские» и «бандитские») прямые кредиты, теперь, не имея этого права, больше упирает на рефинансирование и регулирование. И в угоду МВФ продвигает идею отвязывания нашей денежной единицы от доллара и отправки ее в свободное плавание. Т.е. возвращается к тому, с чего начинали в 1993-м и от чего потом отказались, убедившись в неэффективности. Видимо, грабли – это особо притягательная штука, побеждающая даже опыт. Иначе чем объяснить настойчивое стремление уже поседевших и постаревших «кризисоносителей» пройтись по ним еще раз. Как по волнам памяти. Дружно. Всей компанией. С результатами, которые можно легко предсказать, оглянувшись в прошлое…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам