Вильям Тейлор: Диалог между США и Россией пойдет на пользу Украине

Чрезвычайный и Полномочный Посол США в Украине г-н Вильям Тейлор остается в Киеве как минимум до мая сего года. США, похоже, хотят большей определенности в том, как дальше поступать с Украиной, объявленной ими "стратегическим партнером", но охваченной как кризисом, так и внутренней политической нестабильностью. Об этом и интервью "КТ".
Господин посол, как сами вы считаете, чего вы не успели в Украине за время своего пребывания?

— Я действительно не завершил одно дело, хотя еще надеюсь это сделать — вернуть в Украину американское государственное учреждение, которое гарантирует частные американские инвестиции за границей. Сейчас работа этой государственной корпорации в Украине была бы очень своевременной.

А что это за учреждение?

— Это государственная организация. Сокращенно называется OPIC — Overseas Private Investment Corporation (Американская государственная корпорация страхования частных инвестиций за границей). То есть если американские компании будут инвестировать в Украину, то эта корпорация станет страховать их инвестиции от определенных типов рисков. И мы считаем, что если бы корпорация OPIC возобновила свою деятельность в Украине, то мы очень быстро увидели бы инвестиции в размере примерно полумиллиарда долларов. И над этим заданием — вернуть OPIC в Украину — мы фактически работаем уже долгое время, еще до того как я начал работать здесь послом. И я все-таки надеюсь закончить начатое. Потом остается еще одно дело, которое необходимо сделать, — найти мне в Вашингтоне замену. Есть немало людей, которые хотели бы занять должность посла в Украине. И поскольку их даже слишком много, то никак не получается определиться. К тому же в Государственном департаменте лишь на прошлой неделе дали предварительное одобрение кандидатуре заместителя госсекретаря, в компетенции которого находятся вопросы отношений с Украиной.

Зачем нам полмиллиарда американских долларов, если "большая двадцатка" может принять решение о новой мировой валюте?

— Не беспокойтесь по поводу этой новой резервной валюты. Я абсолютно уверен в том, что доллар не утратит своих позиций еще очень долго. Иногда валюты приобретают больший вес, иногда теряют его. Конечно, есть валюты, которые постепенно приобретают все большее и большее значение. Это уже происходило в предыдущие несколько лет и происходит сейчас, в частности с евро. Но чтобы ввести резервную валюту, необходимо действительно много времени. Так что полмиллиарда долларов американских инвестиций — это все равно было бы для Украины хорошей новостью.

Вы успокоили тех людей, которые держат доллары в самых надежных банках — в стеклянных.

— На самом деле лучшее место, где можно держать деньги, — это настоящий банк.

А не складывается ли такое впечатление, что в Украине неуспехом завершается определенный этап развития "оранжевой" демократии, навязанной в какой-то степени извне?

— Я не думаю, что демократические изменения, которые характеризуют Украину сегодня, были навязаны вашему государству извне. Я уверен — и сейчас даже больше уверен, чем три года назад, когда я сюда приехал, — украинцы в состоянии сами определять свой путь. У украинского народа есть право и способности определять, кто и как должен управлять государством. И я не думаю, что он нуждается в каких-либо подсказках с Востока или с Запада. Украина — это суверенная страна, которая со всей ответственностью выбрала свой собственный, демократический путь. Поэтому я не думаю, что речь идет о закате демократической эры. Просто личности и их окраска — то ли "оранжевая", то ли "бело-голубая" — при демократическом строе сменяются. За время моего пребывания в Украине я видел три разных правительства, и каждое следующее было другого "цвета".

Об этом и разговор: многие люди говорят, что в Украине слишком много демократии. Вам уже понятно, что здесь происходит? С кем нужно иметь дело в первую очередь и решать проблемы?

— Народ Украины через выборы несколько раз выражал свое видение и свои предпочтения. И в Украине так же, как и в Соединенных Штатах, результат выборов невозможно было предугадать заранее. А в некоторых странах задолго до выборов можно с уверенностью сказать, кто выиграет. И в США много людей даже сейчас все еще удивлены тем, кто выиграл последние президентские выборы. И это признак настоящей демократии. В Украине также существует настоящая демократия, хотя здесь демократический процесс продолжается лишь 18 лет. Это ведь не такой уж длительный период — США потребовалось значительно больше, чем 18 лет, чтобы достичь достаточной стабильности своей демократии. И мне было комфортно работать с любым из украинских премьер-министров, которых за мою каденцию, напоминаю, сменилось три. Безусловно, было хорошо работать и с ныне действующим Президентом. А мой преемник с радостью будет работать с тем, кто станет следующим главой государства. И я глубоко убежден в том, что украинский народ сделает правильный выбор.

Какое ваше личное достижение или, может, связанное с политическим заданием вашей страны вы считаете самым большим за период пребывания в Украине?

— Если говорить о государственном уровне, то мне кажется, что за минувшие три года связи между США и Украиной значительно расширились, а взаимодействие на наивысшем уровне стало более заметным. В Киев приезжали президент США, вице-президент, министр обороны, государственный секретарь, руководитель нашего Совета национальной безопасности. В этот же период состоялся вообще первый в истории двусторонних отношений визит нашего министра торговли (аналог вашего министра экономики). И, в конце концов, речь идет не только о визитах на высоком уровне, но и они демонстрируют, что США хотели бы постоянно видеть успех Украины в развитии демократии, экономики, безопасности. И я счастлив, что связи между нашими государствами расширились и вышли на более высокий уровень.

Если бы вы остались на второй срок, то что бы вы обязательно сделали?

— Мне не удалось подготовить визит президента США Барака Обамы в Украину, значит, для следующего гипотетического срока это, безусловно, было бы приоритетом.

В мире — кризис, в США — новый президент, но планета уже привыкла к такому понятию, как "американский мир". Не исчезнет ли он вместе с кризисом?

— Президент Обама четко дал понять, что и при нем США готовы взять на себя роль лидера в мире. В то же время он имеет намерение очень тщательно консультироваться с партнерами США. И я думаю, что во время поездки президента Обамы в Европу вы увидите, как внимательно он будет слушать европейских лидеров. Президент Обама понимает ту ответственность, которую накладывают масштабы американской экономики, военной мощи США. Но он также понимает, что лидерство завоевывается умением вдохновлять, а не применять силу. 

Украину не принимают в НАТО, а ваши специалисты рекомендуют господину Обаме не спешить толкать в Альянс Грузию и Украину. Что происходит?

— Если говорить об Украине в этом контексте, то ваше руководство понимает, что нужно предпринять еще довольно много шагов для присоединения к НАТО. Эти шаги — реформы, которые в любом случае необходимо провести в сфере обороны и безопасности. И руководство оборонного ведомства хорошо понимает, что эти реформы нужно проводить постепенно, шаг за шагом. Сейчас также стало понятно, что движение в направлении членства в НАТО — это не стометровый спринт, а, скорее, марафон. И что в целом все зависит от самой Украины. Если она захочет-таки быть членом Альянса, подаст заявку, которой, кстати, еще нет, и будет соответствовать стандартам (то есть осуществит ряд необходимых шагов во время этого "марафона"), то, конечно, двери для нее будут открыты. И в НАТО ее будут приветствовать. Но если Украина решит, что реформы она осуществляет, однако присоединяться к Альянсу не будет, то так тому и быть. И это тоже нормально воспримут и НАТО, и США. Для нас главное, чтобы Украина достигла успеха как демократическое и экономически развитое государство.

США хотят перезагружать отношения с Россией. В связи с тем, что проваливается программа ПРО в Чехии, Польше, наверное, будет перезагрузка отношений с Европой, с НАТО. Может, и с Украиной пора перезагрузиться?

— Кнопку перезагрузки нажимаешь тогда, когда есть проблемы. Если компьютер не работает, тогда нужно нажать кнопку Reset и начать все сначала. Но если компьютер работает нормально и проблем нет, то нет и необходимости нажимать на кнопку. С нашей точки зрения, отношения США с Украиной являются очень крепкими и будут становиться только крепче. В то же время администрация Обамы признала, что отношения США с Россией требуют нажатия кнопки "Перезагрузка". И я уверен в том, что лучший тон в диалоге США и России пойдет на пользу Украине. США — стратегический партнер Украины. В то же время для Украины очень важный партнер и ее сосед — Россия. Если у России одна точка зрения, а у Штатов — отличная от нее, то Украина чувствует себя неуютно. И противоракетная оборона, о которой вы упомянули, — один из примеров этого. Если же США и Россия смогут прийти к согласию, к какому-то компромиссу по поводу ПРО, работать в этой области вместе в направлении, которое удовлетворит обе стороны, то тогда и Украине легче будет формулировать свою позицию.

В декларации о стратегическом партнерстве записано, что США будут принимать участие в модернизации нашей газотранспортной системы. А сейчас складывается такая ситуация, что ГТС могут отдать либо Европе, либо ее заберет себе Россия. Что останется Украине и США?

— Я думаю, что вся газотранспортная система останется в собственности Украины. Но мне приятно видеть, что европейцы готовы принимать участие в модернизации этой ГТС. И я слышу с российской стороны, что россияне также заинтересованы в эффективном функционировании украинской ГТС. Ибо главным интересом всех сторон — и поставщика, и транзитера, и потребителя газа — является надежная работа ГТС. В США есть тысячи миль газопроводов. И если приобретенные нами в ходе эксплуатации опыт, экспертные оценки, технические знания могут пригодиться украинцам и они обратятся за помощью, то мы с удовольствием все предоставим.

А обращался ли уже кто-то за конкретной помощью: не только "дайте денег", но еще и "дайте совет", "дайте специалистов"?

— Мы с украинскими официальными лицами сейчас находимся в процессе обсуждения вопроса, какого рода техническую помощь мы могли бы предоставить.

В США действует двухпалатный парламент. Недавно Президент Виктор Ющенко повторил инициативу Леонида Кучмы относительно введения двухпалатной системы в Украине. Как вы считаете, это будет содействовать углублению демократии в Украине?

— У нас двухпалатность сформировалась вследствие компромисса между большими и маленькими штатами, создавшими США. И этот компромисс для нас сработал, потому что в маленьких штатах есть свои особые интересы, в больших — свои. В случае с Украиной вопрос, конечно, будет состоять в том, как подобный парламент будет работать в государстве более унитарном, более едином, чем США. Эти вопросы — конституционного порядка, структуры украинского парламента — уже некоторое время обсуждаются. И существует порядок принятия этого решения украинским парламентом, украинским государством. Но, отталкиваясь от этих вопросов, хочу выразить такое мнение: наверное, более насущным для Украины сейчас является не конституционная реформа, а то, как страна справится с экономическим кризисом. Перед Украиной сейчас стоят очень, очень серьезные проблемы, с которыми нужно разобраться немедленно.

Много говорят о том, что кризис — это очищение. И что из кризиса все выйдут более сильными. В США тоже преобладает такое мнение, что кризис сделает всех сильнее?

— В США сложилось мнение, что в короткой перспективе кризис будет очень болезненным. Он и сейчас уже очень болезненный: безработица в стране растет, банки чувствуют себя неуверенно, наша автомобильная промышленность столкнулась с громадными трудностями, самые большие инвестиционные компании были вынуждены или вообще оставить бизнес, или переуступить значительную часть своих акций американскому правительству. Президент Обама старается вывести страну из этой сложной ситуации с помощью законодательства, предусматривающего огромный пакет финансового стимулирования. Частью этого пакета является стремление помочь людям, которые оказались в самой худшей ситуации. И в то же время это действительно попытка помочь стране выйти из испытания более сильной. В частности, президент надеется, что этот пакет поможет создать новые отрасли промышленности — более экологичные, действующие на основе возобновляемых источников энергии. Например, та помощь, которая предусматривается для компаний "Дженерал Моторс" и "Крайслер", по идее, должна пойти на производство более экономных и экологически безопасных автомобилей, которые должны массово поменять автомобильный парк в США. Еще один пример — это идея реформирования системы предоставления медпомощи в США, которая должна уменьшить стоимость медицинских услуг и в то же время сделать их более эффективными. Так что мы действительно надеемся выйти из кризиса более сильными.

В Украине распространено мнение, что США пытаются пережить кризис за счет других, менее развитых стран. И именно им рекомендуют затянуть пояса, сократить социальные выплаты. Есть ли основания для такого мнения?

— Нет. США понимают, что кризис накрыл весь мир. И, соответственно, весь мир должен принимать меры, чтобы выбраться из этого кризиса. Но в то же время мы понимаем, что разные страны будут делать это по-разному. В том числе — получая международную помощь. Например, получение кредита от МВФ является критически необходимым для украинской валюты, для вашей банковской системы, а значит, для выживания экономики в целом. И США поддерживают МВФ в работе по нынешней программе с Украиной и готовы предоставить ему дополнительные фонды для будущей помощи таким странам, как ваша. А чтобы соответствовать условиям получения такой помощи от МВФ, странам нужно идти на весьма нелегкие шаги.

Говорят, что этот кризис — конец монополярного мира. Так ли это?

— Да, мы наблюдаем усиление ряда экономически мощных центров в мире. На определенном этапе США действительно были абсолютно доминирующей экономикой. Но некоторые страны в других регионах мира развиваются даже быстрее нас. В этом смысле, как говорит Томас Фридмен, мир становится более плоским. И это хорошо, потому что народы, которые были раньше бедными, например, в Китае, сейчас становятся богаче. И если возникают такие возможности для других стран мира, то это только привносит больше разнообразия, диверсификации. Это само по себе хорошо.

А удастся ли господину Обаме примириться с мусульманским миром? Понимают ли в США, что самый страшный сон американского правительства — это Китай, принявший ислам?

— Президент Обама очень четко дал понять, что Афганистан и Пакистан являются одними из самых критических точек в мире, из которых может исходить угроза для США. И он пытается сфокусировать внимание американского правительства, а также правительств других стран, в частности европейских, на проблеме Афганистана и Пакистана. США и их союзники достигли серьезного улучшения положения в Ираке. И мы надеемся, что это будет продолжаться. Тогда мы могли бы сконцентрироваться полностью на Афганистане и Пакистане. А вероятность принятия китайцами ислама нас не очень беспокоит.

Бытует такое расхожее мнение, что американцы и советские люди — одно и то же, только немного навыворот. Правда ли это? Не изменяются ли украинцы под влиянием каких-то демократических идей?

— Я согласен с тем, что американцы и украинцы похожи во многих аспектах. Я говорил неоднократно, что решение украинцев принять демократические идеалы и ценности очень похоже на решение американцев сделать это. Также я неоднократно отмечал, что на ранних этапах американской истории наша демократия была молодой и очень хаотичной. И мы видим подобные явления в Украине. Но мы также считаем, что у Украины большое будущее и большой потенциал в лидерской роли в демократическом развитии. Причем не только в области структуры государственного управления, но и в области прессы, телевидения, гражданского общества.

Пять лет назад у нас были два основных претендента на президентский пост — Ющенко и Янукович. Теперь к ним добавилась Тимошенко. Вы будете рекомендовать своему преемнику поддерживать кого-то или думаете, что он разберется сам?

— Я не буду советовать своему преемнику становиться на чью-то сторону в будущих украинских президентских выборах. Я ему посоветую то, в чем убежден сам, — полностью положиться на мудрость украинского народа, который в состоянии самостоятельно сделать свой выбор. В то же время я отметил бы, что со временем, возможно, появятся новые лица. Если не на этих выборах, то на следующих — экономический кризис сильно сказывается на всех лидерах.

Беседовали Владимир Скачко, Александр Юрчук

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам