Александр Голуб: Мы сделали это

Больше десятилетия длилась конкуренция социалистов и коммунистов. Похоже, что в последнее время КПУ выигрывает у СПУ по очкам. Петр Симоненко сумел организовать объединение, которое может стать в недалеком будущем прототипом "новых левых". Об этом и разговор с народным депутатом Украины от КПУ Александром Голубом.
Александр, обычно политические блоки формируются перед началом парламентских выборов. Компартия изменила традицию, создав левый блок под президентскую кампанию. Чем обусловлен подобный шаг?

— Прежде всего хочу отметить, что в Украине произошло историческое событие. Во-первых, впервые за всю историю независимости страны левые партии сделали реальный шаг к объединению своих усилий. До этого они только раскалывались, дробились и враждовали. Все попытки каким-то образом консолидировать левое движение наталкивались на амбиции лидеров, местечковые интересы и так далее. Применялись и специальные технологии раскола левого движения. Поэтому создание единого блока — это, безусловно, качественный прорыв.

Во-вторых, формирование подобного объединения мы рассматриваем не просто как кратковременную пиаровскую акцию под президентские выборы, а как долгосрочный политический проект. На нынешнем этапе партии, которые вошли в состав левого блока, выдвинут и поддержат единую кандидатуру на пост главы государства. А уже в марте следующего года они выступят одной командой на выборах органов местного самоуправления и мэров городов. Будут согласованы абсолютно все избирательные списки на областном, районном, городском и сельском уровнях. Собственно говоря, региональные выборы будут подготовкой к проведению парламентской избирательной кампании. Не исключено, что уже в 2010 году состоятся досрочные выборы Верховной Рады, на которые наш блок пойдет единой политсилой, "обкатавшей" электоральную технологию и выработавшей свои методы работы. Мы уверены, что левый блок будет успешным проектом.

На чем основывается ваша уверенность?

— Несмотря на те изменения, которые произошли в стране за последние годы, украинское общество потенциально остается левым. Например, как люди относятся к возможной национализации стратегических отраслей или предприятий? Более 60% населения поддерживают подобный шаг. Свыше 70% людей выступают за то, чтобы государство гарантировало выполнение основных социальных программ. Примерно столько же выступают за бесплатную медицину, образование и так далее. Поэтому мы считаем, что блок левых сил обречен на успех.

Более того, после его создания изменился формат предвыборной борьбы. Если до последнего времени целый ряд потенциальных кандидатов в президенты состязались между собой в сфере применения пиар-технологий, в умении преподнести себя, то сегодня совершенно другая ситуация. Условно говоря, есть кандидат от народа, который будет решать все социальные вопросы, и есть претенденты, выдвигаемые олигархами и финансовыми группировками. Это все меняет!

Но можно ли говорить о том, что левый блок состоялся, если в его составе нет ни СПУ Александра Мороза, ни прогрессивных социалистов Наталии Витренко?

— Компартия с самого начала занимала открытую позицию. Мы пригласили все без исключения левые партии принять участие в переговорном процессе. Поскольку некоторые партструктуры в свое время откололись от СПУ Мороза и их лидеры имеют сложные отношения с Сан Санычем, Петр Симоненко, который выступил инициатором создания блока, предложил все начать с чистого листа. То есть оставить в прошлом все противоречия и недоразумения и пойти по пути создания нормальной политической организации.

Честно говоря, мы были удивлены, когда на церемонию подписания декларации о создании левого блока не пришли представители Соцпартии и прогрессивных социалистов. Дело в том, что все их предложения были учтены в итоговой декларации. Мы опубликовали ее в СМИ, и любой человек, разделяющий левую идеологию, после ее прочтения поймет, что нет никаких оснований не поддерживать данный документ. Их нет ни у Витренко, ни у Мороза. Более того, огромное количество низовых партийных структур ПСПУ и СПУ поддерживают идею создания единого левого блока и подписали декларацию. Раз нет объективных оснований, значит, есть другие причины не подписывать итоговый документ. По моему мнению, взгляд руководства Соцпартии на объединительные процессы отличается от позиции рядовых членов. Они его не понимают.

Следующий момент: процесс создания левого блока уже запущен, и те лидеры, которые этого не поняли, уже потеряли своих избирателей. Ведь мы не ставили перед собой задачу объединить партийных лидеров. Главное — объединить электорат. Двери блока открыты и для Александра Мороза, и для Наталии Витренко. Воспользуются ли они этой возможностью? Позволю себе высказать свою личную точку зрения по данному поводу. Знаете, в последнее время в украинской политике появилось уникальное явление, которое я бы назвал "политычне заробитчанство". Это когда те или иные лидеры, партийные структуры участвуют в выборах не для достижения результата, а для того, чтобы заработать средства на выполнении заказов буржуазных сил.

Давайте зададим себе вопрос: выгодно ли Президенту Ющенко и его бандеровскому окружению создание мощного левого блока? Нет. И они пытаются сделать все возможное, чтобы оно не состоялось. По нашим данным, в СБУ была создана специальная группа офицеров, которая занималась противодействием формированию левого объединения. Это факт, поскольку в Службе есть трезвомыслящие люди, которые не озабочены перспективами Ющенко и его окружения, а думают о будущем страны.

Следующий вопрос: а нуждаются ли две самые большие парламентские фракции, защищающие интересы крупного капитала, в усилении позиций левых сил, которые постоянно педалируют социальные проблемы, выступают за усиление роли государства в экономике? Ответ очевиден. Им это не нужно. Поэтому нетрудно представить, какие "аргументы" использовались для того, чтобы не допустить вхождения ряда левых сил в создаваемый блок. В данном случае "политычне заробитчанство" доминирует над идеологией и интересами избирателей. Не знаю, насколько правдива информация, которая "гуляет" по интернету, о планах лидера СПУ "слить" свою структуру "известному банкиру". Но если она правдива, то это означает политическую смерть людей, связанных с этой партией.

И все же: почему левый блок был создан именно под президентские, а не парламентские выборы? Чтобы гарантировать доминирование единого кандидата Петра Симоненко?

— Доминирование коммунистов — это реальность сегодняшнего дня. Из всех левых партий только КПУ имеет общенациональную поддержку избирателей, поскольку она представлена в Верховной Раде. Также совершенно очевидно, что у Петра Симоненко наибольший рейтинг доверия среди всех левых лидеров. У Компартии во всех без исключения областях страны есть работающие, а не мифические партийные структуры. Поэтому мы считаем, что единым кандидатом от левых сил на предстоящих президентских выборах должен быть именно Симоненко. Это совершенно логично. Но еще раз подчеркну: идея левого блока не ограничивается одним лишь форматом президентской кампании. Блок нацелен и на получение власти после проведения местных и парламентских выборов.

Многих политологов настораживает факт появления в рядах левого блока СДПУ(о). С этой партией связаны такие личности, как Леонид Кравчук и Виктор Медведчук, откровенно симпатизирующие в настоящее время Юлии Тимошенко. И поэтому коммунистов уже упрекают в ведении двойной игры. Дескать, на президентских выборах Петр Симоненко будет работать в пользу премьера.

— Могу вас заверить в том, что мы будем работать и против Тимошенко, и против "регионалов", поскольку левый блок отстаивает интересы людей наемного труда. Это совершенно очевидно. Что же касается эсдеков, то, прежде всего, я бы не ставил на одну политическую доску Виктора Медведчука и Леонида Кравчука. Это совершенно разные личности, оставившие свой след в украинской истории. И насколько мне известно, они в настоящее время не являются членами СДПУ(о). Да и сами объединенные социал-демократы за прошедшее время многое осознали. Хочу подчеркнуть: мы не хотели ни из одной левой партии делать изгоев. Двери открыты абсолютно для всех. У каждой партии был выбор: либо включаться в общую работу, либо нет. Аргументы "за" и "против" могут быть разными. Насколько они покажутся избирателям убедительными или неубедительными — покажет время. Однако, на мой взгляд, после опубликования декларации блока левых сил убедительных аргументов против нет ни у одной левой партии.

Скажите, а Леонид Грач, известный своей "особой позицией", поддерживает идею формирования именно такого левого блока?

— Насколько мне известно, Леонид Грач никогда не отбрасывал идею объединения левых. Более того, на региональном уровне — и это полностью корреспондируется с нашим уставом и партийным подходом — он уже пошел на формирование блока Грача, в который вошел тот же Союз левых сил, целый ряд крымских региональных организаций КПУ. Я думаю, что его видение перспектив левого движения совершенно не противоречит тем процессам, которые уже происходят на общенациональном уровне. Поэтому, на мой взгляд, никакой проблемы, связанной с "особой позицией" Грача, нет.

Президент отправил закон о выборах президента на "экспертизу" в Конституционный суд. Не опасаются ли левые, что гарант нации задумал сорвать избирательную кампанию?

— Конечно, опасаются, поскольку сорвать выборы при помощи каких-то подлых технологий — это для Ющенко и его бандеровского окружения единственный шанс продлить свое пребывание у власти. Но если говорить простым и доступным языком, то Ющенко и его команда уже настолько всех "задрали", в том числе и американских спонсоров, что шансы на реализацию подобного сценария тают буквально на глазах.

На какие средства левый блок будет вести президентскую избирательную кампанию?

— Как это ни банально звучит, однако главными спонсорами нашей кампании будут избиратели. Коммунисты никогда не рассчитывали на деньги олигархов и банкиров. С одной стороны, это минус, поскольку мы не могли себе позволить провести полноценную рекламную кампанию с использованием телевидения, бигбордов и прочего. Но с другой — Компартия не зависит от олигархов и не выполняет заказы крупного капитала. Это огромный плюс. Что же касается левого блока, то, думаю, он будет воспринят людьми как сигнал, свидетельствующий о появлении серьезной, мощной политической силы, которая будет определять в дальнейшем судьбу Украины. Причем воспринят не только теми, кто традиционно голосует за КПУ, но и бизнесменами, директорами. Ведь не все сегодня отправляют свои капиталы за границу. Есть масса предпринимателей, которые хотят, чтобы их дети жили в этой стране, чтобы Украина была успешным и комфортным для граждан государством. Поэтому они, уверен, совершенно искренне окажут помощь в становлении блока левых сил на абсолютно законных основаниях.

Но, повторю, самый главный наш спонсор — избиратели. Крупнейшие парламентские фракции не имеют реальных представительств на местах. Они вынуждены нанимать людей для работы в агитационных палатках, избирательных комиссиях, раздачи печатной продукции. В отличие от них коммунисты и левые партии в состоянии собственными силами, без привлечения посторонней помощи обеспечить избирательный процесс. Люди, которые нас поддерживают, являются совершенно искренними агитаторами, которые работают за идею.

Средства массовой информации неоднократно писали о связи КПУ с Константином Григоришиным — далеко не бедным человеком. Будет ли Григоришин спонсировать вашу избирательную кампанию?

— Знаете, можно упоминать любые имена, давать любые оценки, но комментировать следует только факты. Слухи комментировать совершенно бессмысленно. Я ответственно могу заявить, что ни Константин Григоришин, ни какой-либо другой олигарх не имеет никакого отношения к деятельности Компартии, не влияет на принимаемые ею решения. Все решения в КПУ принимаются открыто и на коллегиальной основе. И нет никакого закулисного влияния на голосования фракции коммунистов со стороны крупного бизнеса. Если же кто-то из бизнесменов, имеющих гражданство Украины, захочет поддержать левый блок, то это можно сделать совершенно легально, перечислив определенную сумму на наш счет. Для этого не нужны никакие секретные схемы завода денег.

Говорят, что Петр Симоненко готовится уйти из большой политики. Именно поэтому он и пошел на создание левого блока, чтобы таким образом подготовить себе преемника.

— Я не вижу в подобных утверждениях никакой логики. Из всех левых политиков, на мой взгляд, именно Петр Симоненко является наиболее креативной фигурой. Он очень серьезно разрабатывает левую идеологию, издал целый ряд книг. Можно говорить о том, что он является лидером левого движения не только в Украине, но и на всем постсоветском пространстве. И тот факт, что левые партии, объединившиеся в единый блок, поддерживают именно кандидатуру Симоненко, свидетельствует о влиянии и авторитете, которым пользуется Петр Николаевич. Знаете, каждый кандидат в президенты придумывает себе какой-то слоган. Я не претендую на лавры политтехнолога, но, на мой взгляд, есть одно определение, которое лучше всего характеризует Петра Симоненко. Это настоящий политик, который может стать настоящим президентом. Он действительно будет отстаивать те идеи, с которыми идет на выборы.

Партия регионов взяла на вооружение левые лозунги. В частности, "регионалы" требуют повышения заработной платы и заблокировали работу Рады для достижения этой цели. Вы поддерживаете блокаду парламента?

— Коммунисты всегда считали и считают, что парламент должен работать. И если мы войдем в избирательную кампанию при заблокированной Раде, то попадем в сложную ситуацию. С одной стороны, парализованный законодательный орган власти, с другой — недоукомплектованное, то есть довольно сомнительное с точки зрения легитимности правительство. И в этой ситуации Президент получает карт-бланш, поскольку, условно говоря, является единственным легитимным институтом. Это дает ему возможность не только отменить или оспорить результаты выборов, но и повлиять на их ход. Другими словами, использовать на полную катушку административный ресурс.

Давайте проанализируем: кто сегодня не заинтересован в работающем парламенте? Как мы уже отметили, это, в первую очередь, Ющенко, а также две крупнейшие парламентские фракции — БЮТ и ПР. Почему? Во-первых, они ликвидируют площадку для публичных выступлений своих конкурентов, представленных в Раде. Во-вторых, "регионалам" и "бютовцам" гораздо проще договориться между собой по целому ряду вопросов, о которых общество знать не должно. Например, как поделить 10 млрд. грн., выделяемых на проведение Евро-2012. Большие деньги любят тишину. Им совершенно не нужен парламент.

Главной "фишкой" избирательной кампании Ющенко, если он все же рискнет баллотироваться, станет его вариант Конституции. Какова позиция КПУ по данному вопросу?

— Так называемый конституционный процесс в исполнении Ющенко демонстрирует его цинизм. Ведь именно Президент наложил вето на закон о всеукраинском референдуме, а теперь призывает провести "всенародное" обсуждение своего проекта. Законным образом принять решение по его конституционному варианту невозможно!

Следующий момент: сегодня существуют несколько проектов внесения изменений в Основной Закон, разработанных, в частности, коммунистами, БЮТ, Партией регионов. Почему должен обсуждаться только вариант Ющенко? И наконец, объясняя свое нежелание выносить на референдум вопрос о вступлении Украины в НАТО, Президент мотивировал это тем, что, дескать, народ у нас не очень умный. Не может понять: надо нам туда вступать или нет? Однако когда дело касается конституционных хитросплетений, то оказывается, все в них свободно разбираются. Так где же логика? Где Ющенко искренен, а где лжет?

На мой взгляд, совершенно абсурдно предлагать конституционный проект политику, который не имеет поддержки в обществе и парламенте. Даже собственная политическая сила Ющенко и та разваливается на глазах! Я понимаю, что конституционный проект — это своеобразная соломинка, с помощью которой он пытается выбраться наверх. Но это ему не поможет.

Каковы перспективы левого блока на будущих парламентских выборах?

— Уверен в том, что если парламентские выборы состоятся в определенный Конституцией срок, то без всяких вопросов левый блок наберет более 20% голосов избирателей. Если мы пойдем на досрочные выборы, то успех будет не столь значительным. Тем не менее левые получат такое количество голосов в Раде, которое позволит влиять на формирование правительства.

Мы пришли к соглашению, что при формировании избирательных списков 50% мест получает КПУ, 50% делят между собой все члены блока. Такое распределение, с одной стороны, отражает реальный потенциал Компартии, с другой — учитывает интересы абсолютно всех членов левого блока. В каждой "десятке" списка половина мест отходит КПУ, половина — участникам объединения. Думаю, это открытое, справедливое предложение.

Беседовал Александр Юрчук

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам