Александр Голуб: У коммунистов воруют лозунги

Кандидат от единого блока левых сил Петр Симоненко на прошедших президентских выборах набрал меньше трех процентов голосов избирателей. Что это: свидетельство угасания популярности коммунистов или же следствие промахов в ведении электоральной кампании? Мы попытались разобраться в ситуации вместе с Александром Голубом (парламентская фракция КПУ), который, скажем так, не склонен мыслить ортодоксально. Он признал, что проблемы есть. Однако все не так плохо, как кажется.

Александр, лидер коммунистов Петр Симоненко провел откровенно провальную избирательную кампанию. Что планирует сделать КПУ, чтобы исправить ситуацию?

— Действительно, на президентских выборах коммунисты потерпели поражение. Было бы странно по-другому характеризовать итоги электоральной кампании, поскольку те цели, которые ставили перед собой левые и Компартия, не достигнуты. Нам не удалось достучаться до людей с той программой и теми подходами, которые мы предлагали. На мой взгляд, у поражения есть как объективные, так и субъективные причины. Если говорить об объективных факторах, то недаром наш лидер Петр Симоненко назвал состоявшиеся выборы "четвертым туром" кампании 2004 года. Политтехнологам и социологам все-таки удалось навязать обществу свою модель. Люди не смогли выйти за рамки формата противоборства двух конкурирующих политических кланов и, как лошади с шорами, побежали в указанном им направлении, не видя, что происходит справа и слева. Президентские выборы стали не соревнованием идей и программ, а войной технологий и денег. Понятно, что в подобной среде левым тяжело было конкурировать, поскольку за нами не стоят крупный капитал, мощные олигархические кланы. В нашу избирательную кампанию не вливались миллиарды долларов.

Тем не менее мы не расцениваем случившееся как проигрыш битвы в целом. Это поражение в конкретном сражении, тактическое поражение, из которого, безусловно, партия сделает соответствующие выводы. К слову, Петр Симоненко в своем докладе на пленуме, посвященном итогам выборов президента, давал очень нелицеприятные оценки, ничего не скрывал и не приукрашивал. Думаю, наша партия встала на путь изменений. Ведь понятно, что необходимо и форму работы менять, и тактику, и стратегию действий. На мой взгляд, не было уделено должного внимания выстраиванию системы коммуникаций с нашими потенциальными избирателями. Речь идет не о предвыборных листовках, а о создании долгосрочных отношений с теми социальными группами людей, которые готовы проголосовать за коммунистов. Чтобы они понимали логику наших действий, могли видеть, что их интересы учтены в программе КПУ. Этого, к сожалению, нет. На мой взгляд, у нас хромает именно информационная политика. Она должна охватывать не всю страну в целом, а конкретные социальные группы, региональные объединения, с которыми наша партия должна целенаправленно и серьезно работать. Думаю, если эти моменты будут учтены, то у левых есть перспектива. Что бы кто ни говорил, однако выборы состоялись, а проблемы остались. И решить их невозможно без программы левых сил.

А почему, на ваш взгляд, не сработала технология формирования под президентские выборы левого блока? Ведь впервые был выдвинут единый кандидат от левых сил.

— Во-первых, этот политический проект только начал раскручиваться. И, безусловно, он не мог дать эффект, на который мы рассчитывали, во время президентских выборов. Мы ведь неоднократно подчеркивали, что создаем левый блок с прицелом на предстоящие региональные и, возможно, досрочные парламентские выборы. В ходе президентской кампании мы провели электоральную обкатку новой структуры. Посмотрели, что работает в этой схеме, что нет, от чего следует отказаться, какие направления являются перспективными и так далее.

Во-вторых, избиратели поняли, что те силы, которые не присоединились к левому блоку, фактически совершили политическое самоубийство и отошли на второй план. Поэтому данный проект, безусловно, будет развиваться. Понятное дело, что пока он находится в зачаточном состоянии. Но уже после проведения выборов в местные органы власти можно будет судить о том, насколько он эффективен.

Некоторые политологи высказывают предположение, что политическое будущее Юлии Тимошенко как раз связано с блоком левых сил. Якобы этот проект сделали под нее, поскольку в состав объединения вошли объединенные социал-демократы. Как известно, неформальный лидер эсдеков Виктор Медведчук в настоящее время активно работает с Тимошенко. Как вы это можете прокомментировать?

— Прежде всего, хочу отметить, что некоторые политологи являются несостоявшимися политиками. Не удалось им поиграть в большую политику и поэтому они пытаются сыграть в более мелком масштабе. Условно говоря, двигают кубики в песочнице, делают пасочки. От этого их прогнозы напоминают детские игры. Своего рода построения на песке. Я читал интервью с Костем Бондаренко, который высказал подобное предположение. С уважением отношусь к мыслям, высказываемым этим политологом. Но в данном случае его гипотезы не имеют никаких реальных оснований. Смешно предположить, что Юлия Тимошенко может отказаться от услуг тех олигархов, финансово-промышленных групп, которые стоят за ее спиной и финансируют деятельность БЮТ. Может ли Тимошенко отказаться от поддержки достаточно мощной прослойки в своем блоке, которая занимает откровенно профашистские позиции? Конечно же, нет. В таком случае возникает совершенно логичный вопрос: так какая же она левая?! Другое дело, что левые лозунги у коммунистов воруют практически все политические силы. Возможно, Юлия Тимошенко наиболее преуспела в этом. Но подобные действия не говорят о том, что политики действительно становятся левыми по сути и, самое главное, по характеру своих поступков. Коммунисты абсолютно не опасаются подобной "конкуренции". Мы пытаемся разъяснить людям, что ни Партия регионов, ни БЮТ, ни Тигипко, ни Яценюк никогда не реализуют левые лозунги, которые они активно выдвигали. Ведь это противоречит интересам олигархов, стоящих за их спинами. Условно говоря, для того чтобы выполнить все социальные программы, необходимо отобрать у олигархов и национализировать, то есть вернуть в собственность государства, те предприятия стратегического значения, которые были в свое время украдены. Или же ввести монополию на торговлю зерном в период экономического кризиса, вернуть в госсобственность табачные и ликероводочные предприятия. Скажите, кто из олигархов согласится пойти на это? Вопрос, понятное дело, чисто риторический.

Выходит, вы находитесь в оппозиции к новому Президенту Виктору Януковичу?

— Мы единственная партия, которая находится в оппозиции к действующей системе власти, созданной в стране. А с Януковичем, как говорится, другой коленкор. Коммунисты, в отличие от других политических сил, не вели с Партией регионов каких-то тайных переговоров и не подписывали подпольных протоколов. На базе предложений четырех партий, которые вошли в левый блок, мы разработали единую платформу и предложили ее Виктору Федоровичу. В штабе ПР подумали над нашими предложениями, указали на пункты, которые противоречат программе "регионалов". Совместными усилиями мы нашли компромиссные формулировки, что, с одной стороны, дало возможность Януковичу подписать эту платформу и включить ее в свою президентскую программу. С другой — коммунисты получили возможность поддержать кандидатуру Виктора Федоровича перед вторым туром выборов. Причем поддержали не формально, а организационно, с помощью наших структур, которые есть во всех областях страны. Все подписанные нами договоренности с лидером ПР преданы гласности и ни для кого секретом не являются.

Другое дело, что мы прекрасно понимаем, какие группы интересов сегодня есть в Партии регионов. И поэтому главная задача коммунистов — заставить Януковича выполнить положения, которые вошли в платформу левых сил. Мы понимаем, что сделать это будет нелегко, поскольку в окружении Виктора Федоровича мало желающих выполнить данные обещания. Но если Янукович действительно является политическим лидером, который видит свою перспективу, то он не может отказаться от реализации положений, содержащихся в платформе. По крайней мере, надеюсь, что большая их часть будет воплощена в жизнь. В противном случае уже через год он потеряет поддержку общества и может повторить незавидную судьбу лидера "Нашей Украины".

На каких условиях коммунисты готовы войти в парламентскую коалицию, создаваемую на базе Партии регионов?

— Давайте прежде всего будем реалистами. Сегодня в Раде коалиции не существует. Есть мифическая "демкоалиция", у которой нет большинства в парламенте. Если учитывать голоса депутатов, которые заявили о выходе из состава коалиции, то в ней уже давно меньше 226 парламентариев.

Что же касается коммунистов, то мы давно занимаем последовательную позицию. Мы не видим себя в коалиции, если там будут представлены партии и блоки, стоящие на профашистских националистических позициях. Таковыми мы считаем БЮТ и "НУНС". Другими словами, если они войдут в состав коалиции, то нас там быть не может. И дело не в том, что мы, условно говоря, как та Баба-Яга — выступаем против всего, что предлагается. Нет. Просто коммунисты прекрасно понимают: платой за формирование подобной коалиции со стороны Партии регионов и Януковича станет отказ от принципиальных позиций, которые и дали возможность Виктору Федоровичу победить на этих выборах.

Сегодня в Верховной Раде обсуждаются различные варианты формирования коалиции. Возможно, например, внесение изменений в законодательство. Чтобы, например, коалицию формировали не только фракции, но и отдельные депутаты. Это один вариант. Второй: парламентарии, которые по разным причинам оказались вне существующих фракций, могли создать свою депутатскую группу с правами фракции. Другими словами, получили право либо входить, либо не входить в коалицию. С нашей точки зрения, это наиболее эффективный сценарий формирования новой коалиции. Например, Партия регионов, КПУ, Блок Литвина и группа депутатов могли бы объединиться и создать не просто антикризисную, а я бы даже сказал антикатастрофическую коалицию. Ведь Украина — уже фактически банкрот. И что будет через полгода, вам ни один экономист не скажет. Необходимо действовать сегодня.

Другое дело, что легитимность подобной коалиции находится под вопросом. Но давайте вспомним, что именно "оранжевые" первыми пошли на системное нарушение действующего законодательства, реализовав совершенно неконституционный сценарий "третьего тура". Именно с них и началось разрушение правового поля. В результате сегодня мы живем в условиях тотального несоблюдения законов. Президент, безусловно, будет заинтересован в том, чтобы в парламенте было пусть не совсем легитимное, но реальное большинство.

Следующий момент. Если коалицию не удастся сформировать, то предстоят досрочные выборы Рады. Заинтересованы ли в этом две крупнейшие фракции — БЮТ и ПР? Нет, поскольку исчерпаны финансовые ресурсы, кредит доверия людей, админресурс. Кроме того, Тимошенко прекрасно понимает, что если Янукович не станет радикально действовать в экономической и социальной сферах, то ей через год-полтора удастся загнать его в угол. Для этого Юлии Тимошенко, прежде всего, необходимо сохранить фракцию в Раде, поскольку она уже никогда не сможет повторить свой успех на парламентских выборах 2007 года. Да и "регионалы" не смогут. Прежде всего потому, что появились новые игроки. Тот же Тигипко, Яценюк. А у них политические аппетиты гораздо больше, чем у нынешних "литвиновцев" и "нашеукраинцев". Более того, они станут главными конкурентами ПР и БЮТ. Поэтому, на мой взгляд, в парламенте может сложиться некий консенсус относительно существования полуюридической коалиции. Да и в обществе тоже, поскольку люди устали от бесконечных избирательных кампаний.

Какова логика создания новой коалиции: сначала отставка правительства, а потом формирование большинства или же наоборот?

— Для меня немедленная отставка правительства Тимошенко стала бы абсолютно логичным шагом. Ведь всем понятно, что люди не поддерживают курс нынешнего Кабмина и результаты выборов — наглядное тому подтверждение. Если Юлия Владимировна будет в статусе и. о., то это, безусловно, стимулирует процесс перетекания "бютовцев" в лагерь Партии регионов. Ну и понятно, что полномочия у премьер-министра и исполняющего обязанности главы правительства совершенно разные. Думаю, "регионалы" опоздали с решением вопроса об отставке Кабмина. Этот шаг надо было делать еще на прошлой неделе.

Как вы думаете, сколько "бютовцев" готово перебежать в ПР?

— Я не проводил специальных подсчетов, но если судить по последним голосованиям в парламенте, думаю, что 40—45 "бютовцев" готовы перейти куда угодно. Они настолько гибки и политически незаангажированны, что спокойно войдут в состав любого парламентского большинства. Лишь бы их самих и их бизнес оставили в покое.

Могут ли претендовать на пост премьера, условно говоря, посторонние политические фигуры? К примеру, тот же Тигипко, Яценюк или Ехануров?

— Претендовать-то могут, но кто ж им даст… Я считаю подобный вариант маловероятным. Все вышеназванные вами кандидаты являются политически заангажированными и, без сомнения, станут конкурировать с новым Президентом. Если различные группировки Партии регионов войдут в жесткий клинч, то, возможно, появится некая компромиссная фигура на должность премьера. Но на мой взгляд, более логичен и реален вариант, когда правительство возглавит представитель ближайшего окружения Януковича. Если же "регионалы" станут нанимать постороннего человека, то тогда непонятно, как он будет реализовывать президентскую программу Виктора Федоровича? Сразу появляется много вопросов.

Как вы считаете, удастся ли "регионалам" сохранить единство после победы? Ведь ни для кого не секрет, что в окружении Виктора Федоровича есть люди с большими амбициями.

— Знаете, я отвечу на ваш вопрос так: победившей политической силе гораздо легче сохранять внутреннее единство, чем проигравшей. Это совершенно очевидно. Мы все прекрасно понимаем, о чем идет речь. А речь идет о конкретных финансовых потоках, о приближенности либо удаленности к лидеру, о влиянии на бюджетный процесс и так далее. Думаю, все эти проблемы решить возможно. Особенно учитывая характер Виктора Януковича. В последнее время в средствах массовой информации с подачи Тимошенко активно обсуждается тезис о том, что якобы Виктор Федорович не является самостоятельным политиком. Он "марионетка" в руках олигархов. Это, на мой взгляд, не так. У Януковича есть собственный жизненный опыт, свои амбиции. Нравится это кому-то или нет, однако именно он получил от народа мандат доверия. И без Виктора Федоровича Партия регионов не достигла бы вершин власти. Мы помним, как в свое время снисходительно относились к Леониду Кучме. Не считали этого угловатого, косноязычного человека реальным претендентом на президентский пост. И мы помним, как Леонид Данилович, став главой государства, реально управлял всеми процессами. Он прекрасно знал ситуацию во всех министерствах, вызывал членов правительства, ставил им конкретные задачи. И я вполне допускаю, что Виктор Федорович, в конце концов, выйдет из тени людей, которые считают себя его покровителями. Он будет вести собственную политику.

Если не удастся сформировать новую парламентскую коалицию, то когда, по-вашему, пройдут досрочные парламентские выборы?

— Если ничего не получится то, на мой взгляд, досрочных парламентских выборов нам следует ожидать осенью этого года. Наиболее реальная дата — 30 сентября. Опять-таки необходимо время, чтобы зализать электоральные раны, восполнить понесенные финансовые потери, разработать стратегию борьбы, оценить наиболее вероятные угрозы. Кроме того, сегодня совершенно очевидно, что Януковичу и его команде необходимо максимально дистанцироваться от той пропасти, в которую Украину завели "оранжевые". И совершенно не случайно Николай Азаров настойчиво предлагает провести полный аудит экономического состояния страны, чтобы открыто и честно сказать людям, на что можно рассчитывать, а на что — нет. Опять-таки для этого нужно время. Коммунисты, кстати, полностью поддерживают данную идею. В свое время когда Петр Симоненко баллотировался в президенты, он тоже говорил о том, что людям необходимо честно объяснить, сколько у государства долгов, сколько прибыли, кому принадлежит собственность, в каком состоянии находятся стратегические предприятия, как наполняется госбюджет.

Экономическая ситуация действительно катастрофическая. Налоги собрали на полгода вперед и уже давно проели эти деньги! На счетах Госказначейства сейчас денег нет, и не сегодня, так завтра могут начаться проблемы с выплатами пенсий. Поэтому общество должно знать о реальном состоянии дел. Аудит государства — это должен быть первый шаг новой власти.

Беседовали Владимир Скачко, Александр Юрчук

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам